РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2020 г. с. Еланцы
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Афанасьевой Т.В., при секретаре судебного заседания Мардаевой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-107/2020 по административному иску администрации Еланцынского муниципального образования к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Еланцынского муниципального образования обратилась в Ольхонский районный суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С. об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 7775/19/38052-ИП.
Просит освободить администрацию Еланцынского муниципального образования от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением от 16.11.2019 по исполнительному производству № 7775/19/38052-ИП, в размере 50000 руб.
В обоснование указали, что администрация Еланцынского муниципального образования - администрация сельского поселения являлась должником по исполнительному производству № 7775/19/38052-ИП, возбужденному судебным приставом исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению ИД неимущественного характера УФФСП по Иркутской области Тюриной О.С. Исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа № ФС 007688227 от 24.05.2019, выданного Ольхонским районным судом. Предметом исполнения являлось обязание администрации Еланцынского МО ликвидировать несанкционированную свалку площадью 6.83 га., расположенную по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, местность Волчья Падь в границах точек с координатами N 52°47?57,5?? E 106°26?44,4??; N 52°47?53,3?? E 106°26?51,9??; N 52°47?36,6?? E 106°26?30,8??; N 52°47?39,5?? E 106°26?27,5??, путем очистки территории от твердых коммунальных отходов, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
16.11.2019 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации Еланцынского МО 50000 рублей.
Администрация Еланцынского муниципального образования на протяжении нескольких лет, начиная со дня вынесения аналогичного решения суда в 2015 году, предпринимает различные меры для изыскания финансирования на ликвидацию несанкционированной свалки в м.Волчья Падь. Большой объем накопившихся отходов обуславливает необходимость значительного объема денежных средств для финансирования указанных работ. В связи с отсутствием возможностей местного бюджета (Еланцынское муниципальное образование является высокодотационным муниципальным образованием) администрация неоднократно обращалась за оказанием содействия в органы местного самоуправления Ольхонского района, в органы государственной власти Иркутской области. Однако, до настоящего момента вопрос положительно рассмотрен не был. В том числе, невозможным являлось финансирование из областного бюджета в связи с нахождением свалки на землях федеральной собственности.
Администрация Еланцынского муниципального образования пытается решить вопрос финансирования во взаимодействии с ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», поскольку ФГБУ является соответчиком по решению суда 2015 года в части ликвидации несанкционированной свалки в м.Волчья Падь.
Из ответов ФГБУ следует, что учреждением принимаются меры по изысканию финансирования на ликвидацию свалки за счет средств федерального бюджета, прорабатывается механизм централизованной ликвидации свалок на территории, подведомственной ФГБУ, в том числе, в м. Волчья Падь.
За последние несколько лет в практику вошли ежегодные регулярные мероприятия по проведению субботников на территории Волчьей Пади, различные экологические акции. В период 2016-2017 г.г. путем заключения отдельных договоров администрацией осуществлялся частичный вывоз отходов со свалки. Однако, указанных мероприятий недостаточно, поскольку, расположенная рядом с районным центром свалка имеет большой объем отходов.
Согласно проведенным исследованиям объем отходов в м.Волчья Падь составляет (по состоянию на конец 2018 года) - 9110 куб.м.
По результатам подготовки технического задания на разработку сметной документации для проведения работ по ликвидации свалки определена стоимость только сметных работ - 1 869 210 рублей (в ценах 2016 года).
Очевидно, что объем финансирования непосредственно работ по ликвидации составит значительную сумму, не посильную для местного бюджета.
В настоящее время администрация продолжает работу по изысканию денежных средств на исполнение решений суда по ликвидации несанкционированной свалки в м.Волчья Падь, о чем регулярно доводит до сведения судебного пристава-исполнителя.
Полагают, что в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа вина администрации Еланцынского МО отсутствует. Администрация не игнорировала требования судебного пристава-исполнителя, намеренно не уклонялась от обязанностей по исполнению судебного акта. Кроме этого, полагают, что администрацией предпринимаются исчерпывающие меры по надлежащему исполнению решения суда, а также требований исполнительного документа.
Также, основанием настоящего обращения в суд является тяжелое материальное положение, обусловленное высокой дотационностью бюджета поселения, необходимостью осуществления расходов на социально значимые нужды в интересах населения Еланцынского муниципального образования.
Представитель административного истца администрации Еланцынского муниципального образования в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В судебное заседание административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении иска в ее отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик УФССП России по Иркутской области не явился, извещены надлежащим образом.
В судебное заседание заинтересованное лицо Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор не явился, ходатайствовал о рассмотрении иска в его отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования административного истца подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч. 6 ст. 112 названного Федерального закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Анализируя материалы дела, суд установил, что решением Ольхонского районного суда Иркутской области от 28.08.2018 административный иск прокурора Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации Еланцынского муниципального образования об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, удовлетворен. На администрацию Еланцынского муниципального образования – администрацию сельского поселения возложена обязать ликвидировать несанкционированную свалку площадью 6.83 га., расположенную по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, местность Волчья Падь в границах точек с координатами N 52°47?57,5?? E 106°26?44,4??; N 52°47?53,3?? E 106°26?51,9??; N 52°47?36,6?? E 106°26?30,8??; N 52°47?39,5?? E 106°26?27,5??, путем очистки территории от твердых коммунальных отходов, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение вступило в законную силу 01.10.2018, исполнительный лист выдан взыскателю.
На основании исполнительного листа судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Тютриной О.С. возбуждено исполнительное производство № 7775/19/38052-ИП от 18.06.2019, в адрес должника направлено требование в 5-дневный срок добровольно исполнить решение суда.
Так как у должника срок для добровольного исполнения истек, решение суда в срок, предоставленный для добровольного исполнения, должником не исполнено, судебным приставом-исполнителем Тюриной О.С. 16.11.2019 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.
В обосновании заявленных требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора, администрация Еланцынского муниципального образования указывает на то, что меры для надлежащего исполнения обязательства в срок по возможностям должника были предприняты. На протяжении нескольких лет, начиная со дня вынесения аналогичного решения суда в 2015 году, предпринимает различные меры для изыскания финансирования на ликвидацию несанкционированной свалки в м.Волчья Падь. Большой объем накопившихся отходов обуславливает необходимость значительного объема денежных средств для финансирования указанных работ. В связи с отсутствием возможностей местного бюджета (Еланцынское муниципальное образование является высокодотационным муниципальным образованием) администрация неоднократно обращалась за оказанием содействия в органы местного самоуправления Ольхонского района, в органы государственной власти Иркутской области. Однако, до настоящего момента вопрос положительно рассмотрен не был. В том числе, невозможным являлось финансирование из областного бюджета в связи с нахождением свалки на землях федеральной собственности.
Администрация Еланцынского муниципального образования пытается решить вопрос финансирования во взаимодействии с ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», поскольку ФГБУ является соответчиком по решению суда 2015 года в части ликвидации несанкционированной свалки в м.Волчья Падь.
Из ответов ФГБУ следует, что учреждением принимаются меры по изысканию финансирования на ликвидацию свалки за счет средств федерального бюджета, прорабатывается механизм централизованной ликвидации свалок на территории, подведомственной ФГБУ, в том числе, в м. Волчья Падь.
За последние несколько лет в практику вошли ежегодные регулярные мероприятия по проведению субботников на территории Волчьей Пади, различные экологические акции. В период 2016-2017 г.г. путем заключения отдельных договоров администрацией осуществлялся частичный вывоз отходов со свалки. Однако, указанных мероприятий недостаточно, поскольку, расположенная рядом с районным центром свалка имеет большой объем отходов.
Согласно проведенным исследованиям объем отходов в м.Волчья Падь составляет (по состоянию на конец 2018 года) - 9110 куб.м.
По результатам подготовки технического задания на разработку сметной документации для проведения работ по ликвидации свалки определена стоимость только сметных работ - 1869210 рублей (в ценах 2016 года).
Очевидно, что объем финансирования непосредственно работ по ликвидации составит значительную сумму, не посильную для местного бюджета.
В настоящее время администрация продолжает работу по изысканию денежных средств на исполнение решений суда по ликвидации несанкционированной свалки в м.Волчья Падь, о чем регулярно доводит до сведения судебного пристава-исполнителя.
Также, указывают, что основанием настоящего обращения в суд является тяжелое материальное положение, обусловленное высокой дотационностью бюджета поселения, необходимостью осуществления расходов на социально значимые нужды в интересах населения Еланцынского муниципального образования
Полагают, что в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа вина администрации Еланцынского МО отсутствует. Считают, что администрация не игнорировала требования судебного пристава-исполнителя, намеренно не уклонялась от обязанностей по исполнению судебного акта. Кроме этого, полагают, что администрацией предприняты исчерпывающие меры по надлежащему исполнению решения суда, а также требований исполнительного документа.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленным в материалы дела письменными доказательствами.
В силу положений ч. 7 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с п. 2 ст. 401 ГК РФ, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (п.74).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации недопустимо.
Из материалов дела усматривается, что администрацией муниципального образования принимались меры по исполнению решения суда.
Таким образом, поскольку администрация Еланцынского муниципального образования принимает все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, суд приходит к выводу о том, что вина учреждения в неисполнении исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, отсутствует.
Исходя из установленных обстоятельств, с учетом приведенных выше норм права, суд считает, что администрация Еланцынского муниципального образования может быть освобождена от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 7775/19/38052-ИП от 18.06.2019, возложенного на нее постановлением судебного пристава-исполнителя Тюриной О.С. от 16.11.2019.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования администрации Еланцынского муниципального образования к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию Еланцынского муниципального образования от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением от 16.11.2019 по исполнительному производству № 7775/19/38052-ИП, в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Афанасьева