дело №2-344/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2018 года Красноглинский районный суд г.Самары, в составе: председательствующего судьи Ромасловской И.М.,
при секретаре Салмановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента градостроительства городского округа Самара к Потемкину Сергею Васильевича о признании недействительным договора купли – продажи земельного участка и применении последствий недействительности сделки,
при участии в судебном заседании:
представитель истца Департамента градостроительства городского округа Самара не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял,
ответчик Потемкин С.В. не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял,
представителя ответчика – Давыдовой Е.А., действующей на основании доверенности от <дата>,
представитель третьего лица Управления Росреестра по Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял,
третье лицо Глава городского округа Самары не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял,
третье лицо Потемкина Н.Н. не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял,
УСТАНОВИЛ:
Истец Департамент градостроительства г.о. Самара обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Потемкину С.В., в котором просил признать недействительным договор от <дата> №кп купли – продажи земельного участка площадью 999.00 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, участок №б/н, заключенный между Главой г.о. Самара и Потемкиным С.В.; применить последствия недействительности сделки в виде возложения на Потемкина С.В. обязанности возвратить по акту приема – передачи земельный участок площадью 999.00 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, участок №б/н, а также в виде исключения из ЕГРН сведений о праве собственности Потемкина С.В. на данный земельный участок, мотивируя свои требования тем, что между Главой г.о. Самара (Продавец) и Потемкиным С.В. (Покупатель) был заключен договор от 11.07.2017 года №кп купли – продажи земельного участка площадью 999.00 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, участок №б/н, для садоводства. Вышеуказанный земельный участок был передан Покупателю на основании акта приема – передачи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в г.о. Самара от <дата>, являющегося Приложением № к договору купли – продажи земельного участка. 31 июля 2017 года в Управлении Росреестра по Самарской области была произведена государственная регистрация права собственности Покупателя на вышеуказанный земельный участок (номер регистрации №). Данный договор купли – продажи был заключен в результате рассмотрения заявления ответчика о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от <дата> №РД-627 было предварительно согласовано предоставление Потемкину С.В. данного земельного участка. Однако, в нарушение требований ст.39.18 ЗК РФ, извещение о предоставлении вышеуказанного земельного участка не было опубликовано на официальном сайте РФ в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, в связи с чем распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара было принято с нарушением п.1 ст.39.18 ЗК РФ. Истцом было принято распоряжение от <дата> №№ «Об отмене распоряжения Департамента градостроительства Г. округа Самара от <дата> №РД-627 «О предварительном согласовании предоставления Потемкину С.В. земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, для садоводства». Вместе с тем, до выявления допущенных нарушений и отмены вышеуказанного распорядительного акта между Главой г.о. Самара и Потемкиным С.В. был заключен договор от <дата> №кп. Таким образом, вышеуказанный договор купли – продажи заключен с нарушением действующего законодательства и является недействительным, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с вышеуказанными требованиями.
Определением Красноглинского районного суда г.Самары от 24.01.2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Потемкина Н.Н.
В судебном заседании представитель ответчика Давыдовой Е.А. заявленные требования не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, полагала, что истец является ненадлежащим лицом, и не может оспаривать договор купли – продажи, поскольку не наделен полномочиями на обращение в суд. Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец указывает на нарушения прав и законным интересов неограниченного круга лиц. Однако оспариваемый договор был заключен исключительно вследствие действий самого истца. Ответчиком исполнены обязательства по оплате, предусмотренные оспариваемым договором, для чего им был оформлен кредитный договор. До обращения истца в суд с заявленными требованиями, ответчик не знал и не мог знать о нарушениях законодательства в части проведении процедуры, в связи с чем ответчик является добросовестным приобретателем.
Заслушав представителя ответчика, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Из материалов дела следует, что 04.05.2016 года Потемкин С.В. обратился к Главе городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в котором просил предварительно согласовать предоставление в собственность по договору купли – продажи земельный участок для садоводства, согласно схемы расположения земельного участка.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от <дата> №№ «О предварительном согласовании предоставления Потемкину С.В. земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, участок б/н, для садоводства» было предварительно согласовано Потемкину С.В. предоставление в собственность по договору купли – продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена площадью 999.00 кв.м, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, участок б/н, относящегося по категории к землям населенных пунктов в пределах территории зоны малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж – 1) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных постановлением Самарской Г. Д. от <дата> №, с видом разрешенного использования «сады», для садоводства. Данным распоряжением утверждена схема расположения земельного участка.
<дата> сведения о данном земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением кадастрового номера №
26 декабря 2016 года Потемкин С.В. обратился к Главе городского округа Самара с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в котором просил предоставить в собственность по договору купли – продажи для садоводства земельный участок с кадастровым номером №
11 июля 2017 года между Главой городского округа Самара Фурсовым О.Б. (Продавец) и Потемкиным С.В. (Покупатель) был заключен договор купли – продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в Г. округе Самара №кп, согласно которому Продавец обязуется передать на возмездной основе в собственность Покупателя земельный участок с видом разрешенного использования: сады, относящийся к категории «земли населенных пунктов», имеющий кадастровый №, находящийся по адресу: Самарская <адрес>, участок б/н, площадью 999.00 кв.м (п.1.1 договора). Цена продажи за земельный участок определена сторонами в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка в размере 536363.10 рубля (п.2.1 договора).
Согласно акта приема – передачи от 11.07.2017 года Продавец передал Покупателю вышеуказанный земельный участок. Стороны претензий друг к другу не имеют.
Согласно отметкам регистрирующего органа 31.07.2017 года право собственности Потемкина С.В. на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано в ЕГРН.
<дата> распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара №№ отменено распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от <дата> №РД-627 «О предварительном согласовании предоставления Потемкину С.В. земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, участок б/н, для садоводства».
Согласно ст.153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно п.1 ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с п.1 ст.168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.2 ст.168 ГК РФ).
Согласно разъяснений, содержащихся в п.73 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (п.1 ст.168 ГК РФ).
В силу прямого указания закона к ничтожным сделкам, в частности, относятся: соглашение об устранении или ограничении ответственности лица, указанного в п.3 ст.53.1 ГК РФ (п.5 ст.53.1 ГК РФ); соглашение участников товарищества об ограничении или устранении ответственности, предусмотренной в ст.75 ГК РФ (п.3 ст.75 ГК РФ); сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности (ст.169 ГК РФ); мнимая или притворная сделка (ст.170 ГК РФ); сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства (п.1 ст.171 ГК РФ); соглашение о переводе должником своего долга на другое лицо при отсутствии согласия кредитора (п.2 ст.391 ГК РФ); заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства (п.4 ст.401 ГК РФ); договор, предусматривающий передачу дара одаряемому после смерти дарителя (п.3 ст.572 ГК РФ); договор, устанавливающий пожизненную ренту в пользу гражданина, который умер к моменту его заключения (п.3 ст.596 ГК РФ); кредитный договор или договор банковского вклада, заключенный с нарушением требования о его письменной форме (ст.820 ГК РФ, п.2 ст.836 ГК РФ).
Также ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.2 ст.168 ГК РФ) (п.74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года №25).
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично – правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов (п.75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года №25).
Согласно подп.2 п.1 ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли – продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с п.1 ст.39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (подп.10 п.2 ст.39.3 ГК РФ).
На основании положений подп.10 п.2 ст.39.3 ГК РФ и был заключен оспариваемый договор купли – продажи от 11.07.2017 года, что следует из п.1.1 договора.
Согласно п.1 ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли – продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса (п.8 ст.39.14 ЗК РФ).
Согласно ст.39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье – извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В извещении указываются: 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; 5) адрес или иное описание местоположения земельного участка; 6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать; 7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект; 9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет».
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли – продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, положения ст.39.18 ЗК РФ призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан (подп.4 и 11 п.1 ст.1 ЗК РФ).
Как указывалось ранее, Потемкин С.В. 04.05.2016 года обратился к Главе городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
На момент его обращения, в соответствии с постановление Администрации городского округа Самара от 19.08.2015 года № «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара был наделен полномочиями по организации: приема заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации городского округа Самара о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара (далее – земельный участок), о предоставлении земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, о заключении договоров купли – продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками и соглашений об установлении сервитута на земельный участок, о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и иных заявлений, связанных с распоряжением земельными участками; принятия решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в ее утверждении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ; подготовки проектов соответствующих распорядительных актов Администрации городского округа Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, об отказе в предоставлении земельных участков и заключении договоров аренды, купли-продажи земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, проектов договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ.
Согласно постановления Администрации городского округа Самара от 10.05.2016 года № «Об организации работы по реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Г. округе Самара» руководитель Департамента градостроительства Г. округа Самара был наделен аналогичными полномочиями.
Постановление Администрации Г. округа Самара от <дата> № «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Г. округе Самара» руководитель Департамента градостроительства городского округа Самара полномочиями по: приему заявлений граждан и юридических лиц о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара (далее – земельный участок), о предоставлении земельного участка без проведения торгов, о проведении аукциона по продаже земельного участка или на право заключения договора аренды земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, о заключении соглашений об установлении сервитута на земельный участок, о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков, заявлений о перераспределении земельных участков и иных заявлений, связанных с распоряжением земельными участками; принятию решений о проведении аукционов по продаже земельных участков либо аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, решений об отказе в проведении аукционов по продаже земельных участков либо аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, в том числе в электронной форме, и их проведению; подготовке и заключению договоров купли-продажи земельных участков, дополнительных соглашений к указанным договорам, соглашений о расторжении договоров купли – продажи земельных участков, распорядительных актов о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, а также распорядительных актов об отказе в предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, начиная с момента обращения Потемкина С.В. и до момента заключения оспариваемого договора купли – продажи земельного участка, именно истец должен был обеспечить соблюдение требований, предусмотренных ст.39.18 ЗК РФ.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец указывает на то, что распоряжение Департамента от 27.06.2017 года №№ согласовании предоставления Потемкину С.В. земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, участок б/н, для садоводства» было принято с нарушение п.1 ст.39.18 ЗК РФ, поскольку извещение о предоставлении спорного земельного участка не опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а именно на сайте www.torgi.gov.ru.
Однако из приведенной выше ст.39.18 ЗК РФ следует, что извещение о предоставлении земельного участка опубликовывается в порядке, который установлен уставом городского округа по месту нахождения участка и размещается на официальном сайте городского округа, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет». Упоминание об официальном сайте Российской Федерации в данной статье отсутствует. При этом сайт www.torgi.gov.ru является официальным сайтом Российской Федерации в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. Исходя из положений Земельного кодекса РФ, только при назначении торгов извещение о них размещается на официальном сайте Российской Федерации. Так, согласно п.19 ст.39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее – официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от <дата> №№, извещение о проведении аукциона, в соответствии с п.19 ст.39.11 ЗК РФ, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее – официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы на сайте www.torgi.gov.ru. Нарушение порядка проведения торгов может привести к ограничению доступа к участию в торгах и может содержать признаки нарушения статей 15, 17 Закона о защите конкуренции.
Иных оснований для признания оспариваемого договора купли – продажи недействительным истцом не заявлено. Согласно п.1 ст.39, п.3 ст.196 ГПК РФ правом окончательного определения предмета и основания иска, формулирования требований обладает только истец.
Более того, согласно п.5 ст.166 ГК РФ заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Учитывая обстоятельства установленные в судебном заседании, нормы материального права, суд приходит к выводу, что требования заявленные истцом являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
При этом из материалов дела следует, что 26.05.2016 года Департаментом градостроительства городского округа Самара в адрес руководителя Управления информации и аналитики Администрации г.о. Самара было направлено сообщение о необходимости размещения на официальном сайте Администрации г.о. Самара в сети «Интернет» информации о возможном предоставлении в собственность для садоводства спорного земельного участка.
Информация о возможности предоставления в собственность для садоводства спорного земельного участка была размещена на официальном сайте Администрации г.о. Самара www.samadm.ru, что подтверждается представленной в материалы дела распечаткой страницы http://samadm.ru/authority/department_of_construction_and_archit... с сайта www. samadm.ru, сформированной 18.04.2017 года.
Кроме того, представителем истца не представлено никаких доказательств о допущенных нарушениях прав и интересов третьих лиц при предоставлении спорного земельного участка ответчику, в связи с тем что извещение о предоставлении спорного земельного участка не опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а именно на сайте www.torgi.gov.ru.
Довод представителя ответчика о том, что истец не наделен полномочиям по обращению в суд, не может быть принят судом во внимание, поскольку в данном случае, обращаясь в суд с заявленными требования, истец выступает в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно п.1 ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно п.1 ст.42 ФЗ от 21.12.2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» правительство Российской Федерации, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, юридические лица, осуществляющие по решению Правительства Российской Федерации от имени Российской Федерации функции продавца приватизируемого федерального имущества, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обращаются в суды с исками и выступают в судах соответственно от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании вышеуказанного, и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГК РФ, суд:
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента градостроительства городского округа Самара оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г.Самары в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья И.М. Ромасловская
Мотивированное решение изготовлено 05 марта 2018 года.
Судья И.М. Ромасловская