Дело № 2-123/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 апреля 2020 года <адрес>
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Седлецкого А.В.,
при секретаре Колыбиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марковой Г.И. к Администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности,
установил:
Маркова Г.И. обратилась в суд с указанным выше иском по тем основаниям, что на основании решения исполкома <данные изъяты> горсовета от ДД.ММ.ГГГГ ее отец Н.И.И. приобрел право собственности на жилой дом общей площадью 51,5 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>. Жилой дом расположен на участке площадью 600 кв.м, предоставленном в постоянное бессрочное пользование. В указанном доме истец проживает с 1966 года, в настоящее время в единственном числе, начиная с 1983 года. Отец - Н.И.И.. умер ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело после его смерти не открывалось. В период с 1983 года и по настоящее время она (истец) не является титульным владельцем, добросовестно, открыто и непрерывно пользуется и владеет всем домом с 1983 года, проживает в нем, делает необходимый ремонт, заботится о сохранности, уплачивает все установленные коммунальные платежи. В настоящее время желает оформить свои законные права собственника на дом. Заявительным порядком оформить имущество в собственность нет возможности. В залоге либо под арестом жилой дом не находится, споров либо судебных тяжб не имеется. Просит признать право собственности на жилой дом общей площадью 51,5 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>
В судебное заседание истец Маркова Г.И. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что в данном доме она проживает с 1994 года, как вышла на пенсию, проживала в доме с мужем, в 2000 году муж умер. Домом пользуется как собственник, следит за ним, делает ремонт. В доме поставлены пластиковые окна, перебрана печка, в нем можно проживать круглый год. После смерти отца Н.И.И. - владельца дома, в нем проживала мать, в 1988 году она умерла. Никто из родственников претензий, относительно данного дома, к ней не предъявлял. Её дочь - М.О.Н. с семьей приехала жить в <адрес> с <адрес>, поэтому она (истец) оставила им квартиру, где зарегистрирована, а сама стала проживать в доме по адресу <адрес>. Изначально домовая книга была выдана на дом № <адрес>, который был построен в другом месте. Когда началось строительство <данные изъяты> канала, дом мешал, поэтому его разобрали и перенесли в другое место, в связи с чем в техническом паспорте на домовладение указан адрес <адрес>.
Представители истца М.О.Н. и Александров О.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим. От представителя истца Александрова О.М. поступило заявление, согласно которому он просит о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с эпидемиологической ситуацией в РФ. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представители истца исковые требования Марковой Г.И. поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации МО «Беломорский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом. Согласно представленному отзыву, не возражают против удовлетворения исковых требований Марковой Г.И. Дополнительно сообщают, что данный дом муниципальной собственностью не является, каких-либо сведений о правообладателях жилого дома в Администрации не имеется.
Третьи лица - нотариус <данные изъяты> нотариального округа З.А.Н. и представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК в судебном заседании не присутствовали, о слушании дела уведомлены надлежащим образом. Согласно отзыву Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорный жилой дом. Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, будет являться основанием для государственной регистрации за истцом соответствующего права на указанный дом. Просили рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Частью 3 статьи 218 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался, или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
С 31 января 1998 года, в связи с введением в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним на территории РФ подлежат государственной регистрации.
На основании ст.234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Указанная норма права признает приобретательную давность при наличии ряда условий (длительность существования владения пятнадцать лет, непрерывность, добросовестность и открытость владения). Причем все эти условия обязательны и равнозначны, отсутствие (несоблюдения) хотя бы одного из них исключает возможность перехода права собственности в порядке приобретательской давности.
В судебном заседании установлено, что согласно сведениям из ГУП РК РГЦ «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован за Н.И.И. - регистрационное удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ выдано <данные изъяты> на основании решения исполкома <данные изъяты> горсовета от ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается указанными документами - регистрационным удостоверением и выпиской из решения исполкома <данные изъяты> городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям, предоставленным МКУ "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ "документы постоянного хранения Исполкома <данные изъяты> городского Совета находятся на хранении в архиве с 1966 года. В решении Исполкома <данные изъяты> городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ "О правовой регистрации домовладений" зарегистрирован номер дома № за Н.И.И.. Базы данных о перенумерации домов по <адрес> в архиве нет. Рекомендуют обратиться в ГКУ РК "<данные изъяты>" за документами постоянного хранения до 1966 года..."
Как следует из Выписки из решения Исполкома <данные изъяты> городского Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ "О переименовании <адрес> на <адрес>" - учитывая просьбу коллектива учителей, пионерской и комсомольской организаций <данные изъяты> школы об увековечении памяти борца за Советскую власть в <данные изъяты>, <адрес> в <адрес>, где проживал С.Н.М., переименовать в улицу имени С.. В дальнейшем именовать ее - улица имени Н.М.С...."
Н.И.И. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти №.
Таким образом, после смерти Н.И.И. открылось наследство в виде жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 51,5 кв.м.
На ДД.ММ.ГГГГ - дату смерти наследодателя Н.И.И., последний проживал и был прописан по адресу <адрес>, совместно с: Н.А.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Н.Г.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Н.А.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Н.А.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Н.М.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Н.Е.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что следует из представленной справки о регистрации гражданина по месту жительства на день смерти.
Как следует из сообщения нотариуса <данные изъяты> нотариального округа от ДД.ММ.ГГГГ наследственное дело после смерти Н.И.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ не заводилось, завещание от имени Н.И.И. не удостоверялось.
Истец Маркова (Н.) Г.И. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения является дочерью супругов Н.И.И. и Н.А.И., что подтверждается копией свидетельства о заключении брака между Н.И.И. и Т.А.Н., копией свидетельства о рождении Н.Г.И.
М.Н.А. и Н.Г.И. (истец) ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировали брак, в связи с чем последней присвоена фамилия "М.", что следует из копии актовой записи № от ДД.ММ.ГГГГ о заключении брака, копии свидетельства о заключении брака № и копии справки о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ.
Мать истца - Н.А.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ. На день смерти Н.А.И. проживала и была прописана по адресу <адрес>, совместно с ней никто зарегистрирован не был, что следует из справки о регистрации гражданина по месту жительства на день смерти. Из материалов наследственного дела №, открытого к имуществу умершей Н.А.И., следует, что нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по закону согласно которому наследниками имущества гражданки Н.А.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ, являются в равных долях: дочь - Маркова Г.И., дочь - В.М.И. Наследственное имущество, на которое выдано настоящее свидетельство, состоит из: денежного вклада, находящегося в филиале № <данные изъяты> отделения № Сберегательного Банка СССР по счету № с причитающимися процентами по вкладу. Завещание от имени Н.А.И. не удостоверялось.
Как следует из домовой книги по адресу <адрес> домовладельцем является Н.И.И..
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № на объект недвижимости – индивидуальный жилой дом, с кадастровым номером №, общей площадью 51,5 кв.м, расположенный по адресу <адрес>, данные о собственниках, правопритязаниях, заявленных в судебном порядке права требования, арестов (запрещений), отсутствуют.
В судебном заседании установлено, что собственником жилого дома площадью 51,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> согласно имеющимся в материалах дела документам, являлся Н.И.И., после смерти которого за принятием наследства никто из родственников наследодателя не обращался, официально право собственности на данный жилой дом никто не оформил. Его супруга Н.А.И. осталась проживать по указанному адресу в спорном жилом доме, однако также не обратилась к нотариусу за принятием наследства после смерти мужа. ДД.ММ.ГГГГ Н.А.И. умерла, после ее смерти было выдано свидетельство о праве на наследство дочерям Марковой Г.И. и В.М.И., согласно которому наследственное имущество, на которое выдано настоящее свидетельство, состоит из: денежного вклада. Истец Маркова Г.И. проживала с 1994 года с мужем в данном доме, в дальнейшем, после смерти мужа, с 2000 года одна. Не являясь собственником данного дома, фактически осуществляла полномочия собственника на дом, производила необходимый ремонт, оплачивала коммунальные услуги, страховала жилой дом, добросовестно, открыто и непрерывно владела им как своим собственным недвижимым имуществом более 25 лет.
В судебном заседании истец пояснила, что в доме по адресу: <адрес>, кроме нее, иные родственники не проживают, иного имущества, кроме как ее, в доме не находится. Она старается поддерживать дом в надлежащем состоянии, делает ремонт, поставила пластиковые окна, перебрала печь в доме. Кроме того, представлены копии страховых полисов о страховании жилого дома по адресу: <адрес> за период с 2006 года по 2010 год, где страхователем имущества указана Маркова Г.И. Также представлены счета на оплату электроэнергии за июнь, октябрь-ноябрь 2016 года, февраль 2020 года, с квитанциями об их оплате истцом.
Таким образом, анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства, а также изложенные положения законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца, поскольку ею представлены доказательства, свидетельствующее о том, что она протяжении более 25 лет, пользуется спорным жилым домом как своим собственным, ухаживает за ним, поддерживает в надлежащем состоянии, предпринимает меры по его сохранности.
Каких-либо споров и притязаний на заявленное имущество не установлено, как не установлено иных собственников спорного жилого дома.
Признание права собственности на жилой дом необходимо истцу для реализации своих прав собственника в полном объеме.
На основании изложенного, суд признает требования истца законными и обоснованными, и удовлетворяет заявленный иск на основании ст. 234 ГК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Марковой Г.И. удовлетворить.
Признать за Марковой Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 51,5 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.В. Седлецкий
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.