Дело № 2-106/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Инсар 20.08.2024
Инсарский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Катковой С.В.,
с участием истца – прокурора Инсарского района Республики Мордовия Ситкина Д.А.,
при секретаре Царапкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инсарского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,
установил:
прокурор Инсарского района Республики Мордовия, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в обосновании которых указал следующее. Проведенной проверкой соблюдения законодательства о собственности и водопользовании в деятельности названной администрации установлены нарушения при обращении с находящимся в муниципальной собственности гидротехническим сооружением – пруда на реке Зуевка, расположенного в 3 км. Южнее п. Заря Инсарского района, как способные повлечь негативное воздействие: привести к его порче либо утрате, использованию при организации террористических актов, возникновению чрезвычайных ситуаций, причинению ущерба имущества граждан, а также повлечь человеческие жертвы. Ссылаясь на положения ФЗ от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» просит суд обязать администрацию Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района обязанность в течение 12 месяцевс момента вступления решения суда в законную силу обеспечить: проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения пруда на реке Зуевка, расположенное в 3 км южнее п. Заря Инсарского района; подготовку и аттестацию специалистов по вопросам безопасности гидротехнических сооружений; производство расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на указанных гидротехнических сооружениях; заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В судебном заседании прокурора Инсарского района Республики Мордовия Ситкин Д.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного извещен надлежаще и своевременно.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Федеральный закон) гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии со ст. 8 Федерального закона обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Согласно ст. 10 Федерального закона декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
В силу ст. 9 Федерального закона собственник гидротехнического сооружения и (или) - эксплуатирующая организация обязаны, в частности, обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно ст. 10 Федерального закона, п. 4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892 (далее – Положение) собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения.
Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу п. 6 Положения к декларации безопасности прилагаются в том числе акт регулярного обследования гидротехнического сооружения, составленный комиссией по регулярному обследованию по форме, утверждаемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В силу ст. 9 Федерального закона собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязан обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 9.1 Федерального закона работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений (далее - работники), в целях подтверждения знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений обязаны не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
Аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится в объеме требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.
Первичная аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится не позднее одного месяца: при назначении на соответствующую должность; при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации; при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.
При аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится проверка знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с областями аттестации, определяемыми уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Категории работников, проходящих аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти, определяются Правительством Российской Федерации.
Работники, не прошедшие аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, не допускаются к работе на гидротехнических сооружениях.
В соответствии с пунктами 3 и 5 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 № 1596, владельцем гидротехнического сооружения производится расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании представленного владельцем гидротехнического сооружения расчета вероятного вреда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений определяет величину финансового обеспечения ответственности.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что администрация Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия является собственником гидротехнического сооружения – пруда на реке Зуевка (далее - ГТС), кадастровый номер 13:09:0209002:85, находящегося по адресу: РМ, Инсарский район, с. Сиалеевская Пятина, в 3700 м юго-восточнее от дома № 73 по ул. Советская (л.д.6-11).
Из объяснений главы администрации Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия Пиксаева В.Д. следует, что указанные нарушения имеют место. В частности, подготовленные и аттестованные специалисты по вопросам безопасности ГТС отсутствуют; расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на указанных гидротехнических сооружениях не проводился; договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте не заключался (л.д.12).
Согласно копии представления от 29.03.2024 главе администрации Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия Пиксаеву В.Д. прокурором района указывалось на данные нарушения с требованием устранить названные нарушения (л.д. 13-15).
Из копии ответа главы администрации Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия Пиксаева В.Д. на представление от 19.04.2024 следует, что мероприятия по эксплуатации ГТС не выполняются ввиду отсутствия достаточного финансирования (л.д.16-17).
Поскольку в судебном заседании установлено, что правообладателем гидротехнического сооружения является администрация Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность обеспечить: проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения пруда на реке Зуевка, расположенное в 3 км южнее п. Заря Инсарского района; подготовку и аттестацию специалистов по вопросам безопасности гидротехнических сооружений; производство расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на указанных гидротехнических сооружениях; заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
Принимая во внимание обстоятельства дела, значимость разрешенного судом вопроса, учитывая положения Федерального закона № 117-ФЗ, суд считает правильным установить срок исполнения обязанности, возложенной на ответчика - в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с иском в защиту неопределенного круга лиц, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден. Освобожден от уплаты государственной пошлины и ответчик на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования прокурора Инсарского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию Сиалеевско-Пятинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить:
-проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения пруда на реке Зуевка, расположенного в 3 км южнее п. Заря Инсарского района;
-подготовку и аттестацию специалистов по вопросам безопасности гидротехнических сооружений;
-производство расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на указанных гидротехнических сооружениях;
-заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Инсарский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.В. Каткова
Мотивированное решение составлено 20.08.2024
Судья С.В. Каткова