Дело № 512/2021
61RS0048-01-2021-000791-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 октября 2021 года п. Орловский
Орловский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Блинова И.В.,
старшего помощника прокурора Орловского района Погосяна А.С.,
при секретаре Шептун О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Орловского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к АО "Племенной завод "Орловский", администрации Волочаевского сельского поселения, об обязании освободить земельный участок от складированных с нарушением закона отходов производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Орловского района Ростовской области обратился в Орловский районный суд, с исковым заявлением обосновав его следующим.
Прокуратурой Орловского района проведена проверка соблюдения Конституции Российской Федерации, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности АО «Племенной завод «Орловский».
Акционерное общество «Племенной завод «Орловский» (№) осуществляет деятельность по разведению овец и коз, а также занимается выращиванием сельскохозяйственной продукции.
В собственности АО «Племенной завод «Орловский» находится земельный участок с кадастровым номером № Вид разрешенного использования указанного земельного участка – для сельскохозяйственного использования.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции ее экологической опасности (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», далее - Закон ООС).
В силу ч. 1 ст. 51 Закона об ООС отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
При этом под накоплением отходовпонимаетсяскладирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (ст. 1 Закона об отходах).
Закон об отходах допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13.4 Закона об отходах).
Таким образом, накопление отходов сроком свыше 11 месяцев в отсутствие специализированного объекта хранения отходов недопустимо.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно п. 212 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 № 62297), обращение с отходами производства должно осуществляться в соответствии с требованиями пунктов 213 - 239 Санитарных правил.
Проверкой установлено, что на части земельного участка, принадлежащего АО «Племенной завод «Орловский» с кадастровым номером № площадью 3 га, расположенном <адрес> в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства имеется несанкционированная свалка отходов производства и потребления.
Данное накопление отходов с нарушением установленного срока нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленное ст.42 Конституции Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть1).
Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.
Статьей 12 ГК РФ к способам защиты гражданских прав в частности отнесены: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право, а также иные способы, предусмотренныезаконом.
Исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из земельных и экологических правоотношений, рассматриваются и разрешаются судами общей юрисдикции (п. 1 ч.1 ст.22 ГПК РФ).
Нарушенные права неопределённого круга лиц могут быть восстановлены посредством освобождения земельного участка с кадастровым номером №, от накопленных на нем отходов производства и потребления путем их транспортирования на объекты обработки, обезвреживания, размещения отходов в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушаются права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах граждан (неопределенного круга лиц).
Прокурор просит обязать Акционерное общество «Племенной завод «Орловский» вывезти отходы производства и потребления, складированные на земельном участке с кадастровым номером № обеспечив их обращение в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В процессе рассмотрения дела с целью необходимости установления всех обстоятельств в качестве соответчика привлечена администрации Волочаевского сельского поселения.
В судебном заседании старший помощник прокурора просил иск удовлетворить, представитель АО "Племенной завод "Орловский" просил в иске отказать, так как обязанность по уборке участка должна нести администрации Волочаевского сельского поселения, представитель администрации Волочаевского сельского поселения иск не признала, полагала, что обязанность по уборке свалки должно нести АО "Племенной завод "Орловский".
В судебном заседании стороны признали, что земельный участок с кадастровым номером № является собственностью АО "Племенной завод "Орловский".
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 51 Закона об ООС отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
При этом под накоплением отходовпонимаетсяскладирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (ст. 1 Закона об отходах).
Закон об отходах допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13.4 Закона об отходах).
Таким образом, накопление отходов сроком свыше 11 месяцев в отсутствие специализированного объекта хранения отходов недопустимо.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно п. 212 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 № 62297), обращение с отходами производства должно осуществляться в соответствии с требованиями пунктов 213 - 239 Санитарных правил.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на части земельного участка, принадлежащего АО «Племенной завод «Орловский» с кадастровым номером №, площадью 3 га, расположенном <адрес> в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства имеется несанкционированная свалка отходов производства и потребления.
Данное накопление отходов с нарушением установленного срока нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленное ст.42 Конституции Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть1).
Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.
Статьей 12 ГК РФ к способам защиты гражданских прав в частности отнесены: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право, а также иные способы, предусмотренныезаконом.
Нарушенные права неопределённого круга лиц могут быть восстановлены посредством освобождения земельного участка с кадастровым номером №, от накопленных на нем отходов производства и потребления путем их транспортирования на объекты обработки, обезвреживания, размещения отходов в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
Удовлетворяя исковые требования суд учитывает также, что бремя содержания имущества несет его собственник, то есть в данном случае Акционерное общество «Племенной завод «Орловский», которое обязано содержать имущество в безопасном состоянии, которое исключает возможность причинения вреда третьим лицам. Следовательно в отношении администрации Волочаевского сельского поселения, как не собственника земельного участка, никаких оснований возложении обязанности по вывозу отходов производства, не имеется.
Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить, обязать Акционерное общество «Племенной завод «Орловский» вывезти отходы производства и потребления, складированные на земельном участке с кадастровым номером №, обеспечив их обращение в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении искового заявления к администрации Волочаевского сельского поселения, об обязании освободить земельный участок от складированных с нарушением закона отходов производства и потребления, отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Орловский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 04 октября 2021 года.