Судья Симоненко М.Н. Дело № 33-5486/2016
Докладчик Черных С.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Зуевой С.М.
судей Черных С.В., Лимановой Н.П.
при секретаре ФИО1
рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 09 июня 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО3 к МКУ <адрес> «<данные изъяты>», администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, которым ФИО3 отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Черных С.В., объяснения ФИО3, его представителя ФИО4, возражения представителя ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ Министерства обороны РФ – ФИО2, судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
ФИО3 обратился в суд с иском о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> порядке приватизации.
В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ. начальником КЭЧ <адрес> истцу был выдан ордер № на <данные изъяты>х комнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение было предоставлено на состав семьи из четырех человек.
С момента вселения и по настоящее время истец с семьей проживает в спорном жилом помещении, несет расходы по коммунальным услугам, имеет отдельный лицевой счет.
Поскольку указанное жилое помещение не зарегистрировано в качестве служебного, договор найма служебного помещения не заключался, статус военного городка «Гвардейский» снят, следовательно, жилое помещение подлежит передачи в муниципальную собственность, полагает, что пользуется указанной квартирой на условиях социального найма.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен ФИО3, в апелляционной жалобе просит отменить решение, принять новое, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, указал на необоснованный отказ в удовлетворении заявленным им требований.
Суд не обоснованно не принял во внимание, что спорное жилое помещение не зарегистрировано в качестве служебного, что распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 г. статус закрытого военного городка «<данные изъяты>» <адрес> снят, следовательно, жилищный фонд подлежал передаче в муниципальную собственность, при этом отсутствие нормативной базы регулирующей порядок передачи жилищного фонда не может препятствовать реализации права граждан на приватизацию занимаемого фактически на условиях социального найма жилого помещения.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с правилами ст.5 ФЗ РФ «О введении в действие ЖК РФ» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, нормы ЖК РФ применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев предусмотренным законом.
В соответствии со ст.101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В соответствии со ст.106 ЖК РСФСР, действовавших в период вселения истца в данную квартиру, составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось.
Согласно ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений или исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» усматривается, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Согласно положений Порядка включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда, являющегося приложением № № к указаниям Начальника службы расквартирования и обустройства от ДД.ММ.ГГГГ N №, органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом в Министерстве обороны Российской Федерации, является Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации. Заявителем по вопросам включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда является - квартирно-эксплуатационная часть района, отделение морской инженерной службы, войсковые части, обладающие правами КЭЧ района, за которыми жилые помещения закрепляются на праве оперативного управления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 был выдан служенный ордер № на состав семьи из <данные изъяты>х человек на право занятия трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Истец, совместно с членами своей семьи с ДД.ММ.ГГГГ состоит на регистрационном учете и проживает по указанному адресу до настоящего периода времени.
Данное жилое помещение предоставлено ФИО3 в связи с прохождением военной службы на территории военного городка «Гвардейский» в <адрес>.
Приказом администрации <адрес> №-од от ДД.ММ.ГГГГ. спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № право оперативного управления недвижимым имуществом ФГ КЭУ «57 ЭТК» (войсковая часть №) РВСН прекращено и закреплено на праве оперативного управления за ФГУ «<данные изъяты>» МО РФ.
На основании передаточного акта № от ДД.ММ.ГГГГ. «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления и предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному казенному учреждению «<данные изъяты>» МО РФ (ФГКУ «СТУИО» МО РФ) приняло, а ФГ КЭУ «<данные изъяты>» передало имущество, а также все права и обязанности в отношении имущества, указанного в перечне; права и обязанности на имущество, передаваемое по настоящему акту, переходят к ФГКУ «СТУИО» МО РФ со дня подписания передаточного акта.
На основании приказа МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. «О передаче недвижимого имущества в собственность муниципального образования <адрес>» из федеральной собственности в собственность муниципального образования <адрес> переданы объекты недвижимого имущества, указанные в приложении к приказу, в том числе квартиры в <адрес>, однако <адрес> данном списке не значится.
Согласно справке МКУ <адрес> «<данные изъяты>» спорное жилое помещение не значится в реестре муниципальной собственности.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами утратившего силу Жилищного кодекса РСФСР, действующего в период возникновения спорных правоотношений, нормами ЖК РФ, а также Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», Постановлением Правительства РФ от 25.03.2010г. «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда РФ», нормами Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г., Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
При этом суд исходил из того, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу в связи с прохождением военной службы, является служебным, оснований считать, что истец занимает спорное жилое помещение на условиях социального найма и имеет право на его приватизацию, не имеется.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым судом дана оценка в соответствии со ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, оснований для иной оценки представленных доказательств у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что имеются основания для признания права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма не могут повлечь отмену принятого решения, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, передано на баланс в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
Судом установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу на основании ордера выданного начальником КЭЧ <адрес> в связи с тем, что истец проходил военную службу на территории военного городка в <адрес>.
По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), в отношении истца и членов его семьи, каких либо решений о предоставлении спорного жилого помещения как лицам, признанным в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось.
Представленными в материалы дела доказательствами установлено, что спорное жилое помещение было представлено истцу в качестве служебного.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение утратило статус служебного, материалы дела не содержат.
С учетом положений ст. 92 ЖК РФ, п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 42, Постановления Правительства РФ от 25.03.2010 г. «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации», приказа Министерства обороны РФ №1280 от 30.09.2010 г. о мероприятиях по исключению жилых помещений из специализированного жилищного фонда в рамках действия нового порядка обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что решение об отнесении спорного помещения к специализированному жилищному фонду принято уполномоченным органом в соответствии с установленным порядком и требованиями, при этом уполномоченным органом каких-либо решений об исключении указанного жилого помещения из категории специализированного (служебного) жилищного фонда, переводе в фонд социального использования не принималось.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что на момент предоставления истцу спорного жилого помещения оно уже было включено в специализированный жилищный фонд, обстоятельства снятия в последующем статуса закрытого военного городка, длительность проживания в жилом помещении, несение расходов по его содержанию, отсутствие требований об освобождении жилого помещения, не могут свидетельствовать о возникновении у истца права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма.
Отсутствие регистрации жилого помещения в качестве служебного с учетом фактических обстоятельств дела, не может повлечь отмену решения суда, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что истец занимает квартиру по договору социального найма, находящуюся в муниципальной собственности, в связи с чем вправе требовать передачи им данного помещения в собственность в порядке приватизации, является не состоятельным, опровергается всей совокупностью собранных по делу доказательств, которым в соответствии со ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, подробно приведенная в решении суда, оснований для иной оценки у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. 2, ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания за истцом права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения, поскольку аналогичны доводам, приведенным в обоснование заявленных требований, являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в постановленном решении.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено, в апелляционной жалобе таких доводов не приведено.
Судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи