Дело № 2-620/2022
45RS0008-01-2022-000269-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Димовой Ю.А.
при секретаре Михалевой М.А.,
рассмотрев в с. Кетово Кетовского района Курганской области 20 апреля 2022 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района о признании действий незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Кетовский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области обратился в Кетовский районный суд Курганской области с административным исковым заявлением к Администрации Колесниковского сельсовета о признании действий незаконными, возложении обязанности. В обоснование иска указано, что специалистами Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области при рассмотрении обращения (вх.2004/Ж-2021 от 11.10.2021г.) с жалобой на несоответствии нормам санитарного законодательства качества воды централизованной системы водоснабжения в п. Нефтяник, по согласованию с прокуратурой Кетовского района инициирована внеплановая выездная проверка на основании Решения главного государственного санитарного врача Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области от "18" октября 2021г., 11 час. 00 мин. N 08/108-р. По результатам выездной проверки установлено: на момент проведения проверки 25.10.2021 г. с 11 час. 55 мин. до 12 час. 55 мин. ООО «УЮТ», осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения - станция второго подъема по адресу: 641313, <адрес>, на основании договора аренды муниципального имущества № ДА 01/12 от 27 апреля 2012 года., программа производственного контроля, не согласована с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. 09.11.2021 года в 15-00 установлено, что ООО «УЮТ», осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения - станция второго подъема по адресу: 641313, <адрес>Д, на основании договора аренды муниципального имущества № ДА 01/12 от 27 апреля 2012 года., не информировал (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по санитарно-химическим - превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках "перед подачей в распределительную сеть" (протокол лабораторных испытаний № от 01 июня 2021 года). 09.11.2021 года в 15-00 установлено, что на момент проведения проверки 25.10.2021 г. с 11 час. 55 мин. до 12 час. 55 мин. ООО «УЮТ», осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения - станция второго подъема по адресу: 641313, <адрес>, на основании договора аренды муниципального имущества № ДА 01/12 от 27 апреля 2012 года., территория вокруг водонапорной башни и накопительных резервуаров не благоустроена, не очищена, ограждение частично отсутствует, не обеспечена охраной. 09.11.2021 года в 15-00 установлено, что на момент проведения проверки 25.10.2021 г. с 11 час. 55 мин. до 12 час. 55 мин. ООО «УЮТ», осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения - станция второго подъема по адресу: 641313, <адрес> на основании договора аренды муниципального имущества № ДА 01/12 от 27 апреля 2012 года., люк накопительного резервуара не герметичен, что не предотвращает возможности загрязнения питьевой воды. 09.11.2021 года в 15-00 установлено, что на момент проведения проверки 25.10.2021 г. с 11 час. 55 мин, до 12 час. 55 мин. ООО «УЮТ», осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения - станция второго подъема по адресу: 641313, <адрес>Д, на основании договора аренды муниципального имущества № ДА 01/12 от 27 апреля 2012 года, в пределах 10 метров от водонапорной башни и накопительных резервуаров находится источник загрязнения почвы — разлив горюче-смазочных материалов. 09.11.2021 года в 15-00 установлено, что ООО «УЮТ», осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения - станция второго подъема по адресу: 641313, <адрес>Д, на основании договора аренды муниципального имущества № ДА 01/12 от 27 апреля 2012 года, не осуществляют водоподготовку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения. 09.11.2021 года в 15-00 установлено, что ООО «УЮТ», осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения - станция второго подъема по адресу: 641313, <адрес> на основании договора аренды муниципального имущества № ДА 01/12 от 27 апреля 2012 года, 89, не реже одного раза в год не проводит чистку оборудования водозаборных сооружений с последующей промывкой и контролем качества и безопасности питьевой воды. 09.11.2021 года в 15-00 установлено, что работниками ООО «УЮТ», работа которых связана с коммунальным обслуживанием населения - не пройден обязательный медицинский осмотр и профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация. 09.11.2021 года в 15-00 установлено, что ООО «УЮТ», осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения - станция второго подъема по адресу: 641313, <адрес>Д, на основании договора аренды муниципального имущества № ДА 01/12 от 27 апреля 2012 года, проба № «Вода перед подачей в распределительную сеть (станция 2-го подъема)» не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателю Жесткость общая, Марганец, ОМЧ, ТКБ, ОКБ; проба № «Вода питьевая централизованного водоснабжения» не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателю Жесткость общая, Марганец, ТКБ, ОКБ, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний №№, 10875 от 08 ноября 2021 года и экспертными заключениями по результатам лабораторных испытаний №№, 10875 от 08 ноября 2021 года АИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», per. № РОСС RU.0001.21AC09, экспертным заключением по результатам лабораторных испытаний № от 21.10.2021 г. АОИ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», per. № RA.RU.710017. Согласно п. 2.1 договора аренды муниципального имущества от 27.04.2012 г., заключенным между Администрацией Колесниковского сельсовета и ООО «УЮТ», Администрация Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области, именуемая в дальнейшем арендодатель, обязуется передать Арендатору в пользу имущество в составе: здание водонапорной башни, резервуар для воды, водонапорные сети – 4574 м. В соответствии с п. 2.2. арендатор обязуется использовать имущество, предназначенное для оказания услуг по водоснабжению на территории, указанное в п. 1.1. договора; в течение всего срока действия настоящего договора поддерживать арендованное имущество в надлежащем техническом состоянии; в течение всего срока действия договора поддерживать арендованное имущество в надлежащем техническом состоянии; выполнять требования законодательства Российской Федерации по соблюдению безопасности на объектах арендуемого имущества; своевременно производить текущий ремонт арендуемого имущества ( в том числе сетей и систем). По результатам проверки, ООО «УЮТ», осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения - станция второго подъема по адресу: 641313, <адрес>, на основании договора аренды муниципального имущества № ДА 01/12 от 27 апреля 2012 года, выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства №08-1/47 от 09.11.2021г. со сроком исполнения до 10.12.2021. При проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «УЮТ», с целью оценки исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства № от 09.11.2021г. со сроком исполнения до 10.12.2021г., установлено, что предписание об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства № от 09.11.2021г. выполнено не в полном объеме. Вместе с тем, Обществом с ограниченной ответственностью «УЮТ» предоставлено дополнительное соглашение №2 к договору аренды муниципального имущества № ДА 01/12 от 27.04.2012 от 03.11.2021 об исключении из договора аренды муниципального имущества № ДА 01/12 здания водонапорной башни, резервуар для воды, водонапорные сети – 4574 м., по результатам которого 30.12.2021 составлен и подписан арендатором и арендодателем акт возврата муниципального имущества. При проведении внеплановой проверки было установлено, что предписание арендатором ООО «Уют» выполнено не в полном объеме - территория вокруг водонапорной башни и накопительных резервуаров не благоустроена, не очищена, ограждение частично отсутствует, не обеспечена охраной; не осуществляется водоподготовка воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения; вода перед подачей в распределительную сеть не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателю Жесткость общая и Марганец. 30.12.2021 года муниципальное имущество - здание водонапорной башни, резервуар для воды, водонапорные сети - 4574м. станции второго подъема по адресу: 641313, <адрес> возвращено арендодателю Администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области, который не осуществляет в полной мере обязанности по соблюдению федерального законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения п. Нефтяников. Ограждение территории источников водоснабжения устанавливаются с целью санитарной охраны источников питьевого, хозяйственно- бытового водоснабжения и водопроводных сооружений от потенциального загрязнения. Отсутствие санитарной охраны источников питьевого, хозяйственно- бытового водоснабжения и водопроводных сооружений от потенциального загрязнения может привести к возникновению и распространению инфекционных, паразитарных и массовых (отравлений) среди населения п. Нефтяников Кетовского района. Администрацией Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области не осуществляется водоподготовка воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения п. Нефтяников, в следствие чего вода перед подачей в распределительную сеть не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателю Жесткость общая и Марганец. Учитывая изложенное, просят обязать Администрацию Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области в срок до 01.09.2022 осуществлять водоподготовку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения; обязать Администрацию Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области в срок до 01.09.2022 обеспечить качество хозяйственно-питьевого водоснабжения из распределительной сети централизованного водоснабжения, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по показателю марганец.
Определением судьи Кетовского районного суда от 31.03.2022 принято измененное административное исковое заявление Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности в срок до 01.09.2022 обеспечить качество хозяйственно-питьевого водоснабжения из распределительной сети централизованного водоснабжения, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопастности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателю жесткость общая и марганец.
С учетом измененного иска производство по делу продолжено в порядке гражданского судопроизводства.
Представитель истца Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района, представитель третьего лица ООО "Уют" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В отзыве Администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района указано, что с требованиями, изложенными в заявлении Администрация не согласны в полном объеме, так как обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения. Вместе с тем обеспечение качества питьевой воды поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения в соответствие с установленными требованиями осуществляется органами местного самоуправления путем разработки или корректировки инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. При этом законом установлен предельный срок реализации указанных мероприятий - 7 лет, в течение которого должно быть обеспечено приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. В этот период допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных планом мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Таким образом, порядок и объем осуществления органами местного самоуправления публичных полномочий в сфере водоснабжения, в том числе полномочий по обеспечению качества питьевой воды, урегулирован нормами специального закона. Результаты проведенных лабораторных исследований, на которые имеется ссылка в исковом заявлении, как указано административным истцом подтверждают несоответствие качества воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 (превышение предельно допустимых концентраций по показателям жесткость общая, марганец), между тем, не указано, учитывался ли при этом план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Также, в адрес Администрации уведомление о не соответствии нормативам качества питьевой воды от территориального органа федерального органа исполнительной власти не поступало. Оснований для возложения на Администрацию вышеуказанных обязанностей не имеется, в связи с чем требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Суд, определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что на основании обращения гражданина (вх.2004/Ж-2021 от 11.10.2021г.) с жалобой на несоответствии нормам санитарного законодательства качества воды централизованной системы водоснабжения в п. Нефтяник, Кетовским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области по согласованию с прокуратурой Кетовского района инициирована внеплановая выездная проверка на основании Решения главного государственного санитарного врача Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области от 18.10.2021 №-р. По результатам выездной проверки установлено:
1) В нарушение требований ст.ст. 11, 19, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 8, 10, 23, 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 5 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10, 09.11.2021 года в 15-00 установлено, что на момент проведения проверки 25.10.2021 г. с 11 час. 55 мин. до 12 час. 55 мин. ООО «УЮТ», осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения - станция второго подъема по адресу: 641313, <адрес>, на основании договора аренды муниципального имущества № ДА 01/12 от 27 апреля 2012 года., программа производственного контроля, не согласована с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
2) В нарушение требований ст.ст. 11, 19, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 8, 10, 23, 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; п. 78 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 5 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10, 09.11.2021 года в 15-00 установлено, что ООО «УЮТ», осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения - станция второго подъема по адресу: 641313, <адрес> на основании договора аренды муниципального имущества № ДА 01/12 от 27 апреля 2012 года., не информировал (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по санитарно-химическим - превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках "перед подачей в распределительную сеть" (протокол лабораторных испытаний № от 01 июня 2021 года).
3) В нарушение требований ст.ст. 11, 19, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 8, 10, 23, 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; п. 87 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения», 09.11.2021 года в 15-00 установлено, что на момент проведения проверки 25.10.2021 г. с 11 час. 55 мин. до 12 час. 55 мин. ООО «УЮТ», осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения - станция второго подъема по адресу: 641313, <адрес>Д, на основании договора аренды муниципального имущества № ДА 01/12 от 27 апреля 2012 года., территория вокруг водонапорной башни и накопительных резервуаров не благоустроена, не очищена, ограждение частично отсутствует, не обеспечена охраной.
4) В нарушение требований ст.ст. 11, 19, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 8, 10, 23, 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; п. 88 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения», 09.11.2021 года в 15-00 установлено, что на момент проведения проверки 25.10.2021 г. с 11 час. 55 мин. до 12 час. 55 мин. ООО «УЮТ», осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения - станция второго подъема по адресу: 641313, <адрес>Д, на основании договора аренды муниципального имущества № ДА 01/12 от 27 апреля 2012 года., люк накопительного резервуара не герметичен, что не предотвращает возможности загрязнения питьевой воды.
4) В нарушение требований ст.ст. 11, 19, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 8, 10, 23, 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; п. 106 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 3.2.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения», 09.11.2021 года в 15-00 установлено, что на момент проведения проверки 25.10.2021 г. с 11 час. 55 мин, до 12 час. 55 мин. ООО «УЮТ», осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения - станция второго подъема по адресу: 641313, <адрес>Д, на основании договора аренды муниципального имущества № ДА 01/12 от 27 апреля 2012 года, в пределах 10 метров от водонапорной башни и накопительных резервуаров находится источник загрязнения почвы — разлив горюче-смазочных материалов.
5) В нарушение требований ст.ст. 11, 19, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 6 ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п. 91 СанПиН 2,1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», 09.11.2021 года в 15-00 установлено, что ООО «УЮТ», осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения - станция второго подъема по адресу: 641313, <адрес>Д, на основании договора аренды муниципального имущества № ДА 01/12 от 27 апреля 2012 года, не осуществляют водоподготовку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения,
6) В нарушение требований ст.ст. 11, 19, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 8, 10, 23, 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п. 89 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», 09.11.2021 года в 15-00 установлено, что ООО «УЮТ», осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения - станция второго подъема по адресу: 641313, <адрес>Д, на основании договора аренды муниципального имущества № ДА 01/12 от 27 апреля 2012 года, 89, не реже одного раза в год не проводит чистку оборудования водозаборных сооружений с последующей промывкой и контролем качества и безопасности питьевой воды.
7) В нарушение требований ст.ст. 11, 19, 34, 35, 36, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Национального календаря профилактических прививок и прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 г. №125н; Приказа М3 РФ от 29.06.2000 г. № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций»; Приказа Минздрава России от 28.01.2021 N 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры», 09.11.2021 года в 15-00 установлено, что работниками ООО «УЮТ», работа которых связана с коммунальным обслуживанием населения - не пройден обязательный медицинский осмотр и профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация.
8) В нарушение требований ст.ст. 11, 19, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 8, 10, 23, 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п. 75, 91 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», 09.11.2021 года в 15-00 установлено, что ООО «УЮТ», осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения - станция второго подъема по адресу: 641313, <адрес>Д, на основании договора аренды муниципального имущества № ДА 01/12 от 27 апреля 2012 года, проба № 10875 «Вода перед подачей в распределительную сеть (станция 2-го подъема)» не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателю Жесткость общая, Марганец, ОМЧ, ТКБ, ОКБ; проба № «Вода питьевая централизованного водоснабжения» не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателю Жесткость общая, Марганец, ТКБ, ОКБ, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний №№, 10875 от 08 ноября 2021 года и экспертными заключениями по результатам лабораторных испытаний №№, 10875 от 08 ноября 2021 года АИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», per. № РОСС RU.0001.21AC09, экспертным заключением по результатам лабораторных испытаний № от 21.10.2021 г. АОИ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области», per. № RA.RU.710017.
По результатам проверки, ООО «УЮТ», осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения - станция второго подъема по адресу: 641313, <адрес>Д, на основании договора аренды муниципального имущества № ДА 01/12 от 27 апреля 2012 года, выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства №08-1/47 от 09.11.2021 со сроком исполнения до 10.12.2021.
Из п. 2.1 договора аренды муниципального имущества от 27.04.2012, заключенного между Администрацией Колесниковского сельсовета и ООО «УЮТ», Администрация Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области, именуемая в дальнейшем арендодатель, обязуется передать Арендатору в пользу имущество (приложение № 1 к настоящему договору) В соответствии с п. 2.2. арендатор обязуется использовать имущество, предназначенное для оказания услуг по водоснабжению на территории, указанное в п. 1.1. договора; в течение всего срока действия настоящего договора поддерживать арендованное имущество в надлежащем техническом состоянии; в течение всего срока действия договора поддерживать арендованное имущество в надлежащем техническом состоянии; выполнять требования законодательства Российской Федерации по соблюдению безопасности на объектах арендуемого имущества; своевременно производить текущий ремонт арендуемого имущества ( в том числе сетей и систем).
Согласно приложению № к указанному договору передано имущество в составе : здание водонапорной башни, резервуар для воды, сети водопровода протяженностью 4574м.
При проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «УЮТ», с целью оценки исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства № от 09.11.2021 со сроком исполнения до 10.12.2021, установлено, что предписание об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства №08-1/47 от 09.11.2021 выполнено не в полном объеме, не выполнены п.3, п.5, п. 8 - территория вокруг водонапорной башни и накопительных резервуаров не благоустроена, не очищена, ограждение частично отсутствует, не обеспечена охраной; не осуществляется водоподготовка воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения; вода перед подачей в распределительную сеть не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателю Жесткость общая и Марганец.
Согласно дополнительному соглашению № к договору аренды муниципального имущества № ДА 01/12 от 27.04.2012 от 03.11.2021 из договора аренды муниципального имущества № ДА 01/12 исключено здание водонапорной башни, резервуар для воды, сети водопровода протяженностью 4574 м., по результатам которого 30.12.2021 составлен и подписан арендатором и арендодателем акт возврата муниципального имущества.
Таким образом, доказательств того, что каким либо договором либо законом обязанность по водоподготовке воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения в <адрес> и обеспечению качества хозяйственно-питьевого водоснабжения из распределительной сети централизованного водоснабжения, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания по показателю «жесткость общая» и «марганец», по подаче воды соответствующего качества обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения <адрес> возложено на иное лицо Администрация Колесниковского сельсовета <адрес> не представила. Также не представлено доказательств того, что в настоящее время вода, подаваемая через централизованную систему холодного водоснабжения в <адрес> соответствует требованиями СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания по показателю «жесткость общая» и «марганец».
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других Федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации,
Из п.4 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Согласно п.13 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении" нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга
В соответствии с п. 18 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" 18) питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции
В силу ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" Цели и принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения: 1. Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: 1) охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения. 4) обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, 7) обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.
В соответствии со ст. 6. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 1.1. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частыо_1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 п.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.1 Закона Курганской области от 25.12.2014 № 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений»: закрепить за сельскими поселениями Курганской области следующие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений: 1) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с требованиями пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
Из п.76. следует, что при несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды и горячей воды, характеризующих ее безопасность, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие: выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой; отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения; максимальное ограничение срока действия временных отступлений, установленного по результатам санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения; информирование населения о введении временных отступлений и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой и горячей воды.
Согласно п 77. хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.
Из п 78. хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества и безопасности питьевой и горячей воды и условий водоснабжения населения; каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим - превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках "перед подачей в распределительную сеть" и "в распределительной сети". Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, обязан немедленно принять меры по устранению ситуаций, указанных в настоящем пункте Санитарных правил.
Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, приведенным в приложении № 2 к Санитарным правилам. (п.79).
Согласно п.87. надземная часть водозаборных сооружений должна иметь укрытие для предотвращения загрязнения воды водоисточника. Территория вокруг каптажного сооружения должна быть ограждена. Для защиты каптажного сооружения от затопления поверхностными водами должны быть оборудованы отмостки с уклоном в сторону водоотводной канавы.
Из приложения № 2 к Санитарным правилам следует, что предельно допустимые показатели уровня марганца в воде составляет не более 0,1, показатель «жесткость общая» не более 7.
Согласно представленным протоколам лабораторных испытаний воды перед подачей в распределительную сеть (станция 2-го подъема) показатели по «жесткость общая», «марганец» не соответствуют величине допустимого уровня.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство возлагает на организации всех форм собственности, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, обязанность по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе обеспечение соответствия качества питьевой воды Санитарным правилам. В настоящее время договор между ООО «Уют» и Администрацией Колесниковского сельсовета об аренде сетей водопровода, водонапорной башни и резервуара для воды расторгнут, при этом, данное имущество возвращено собственнику – Администрации Колесниковского сельсовета, иных доказательств не представлено, в связи с чем, обязанность по надлежащей эксплуатации централизованной системы бытового водоснабжения должна быт возложена на Администрацию Колесниковского сельсовета.
С учетом изложенного суд полагает требования истца о возложении обязанности на ответчика осуществлять водоподготовку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения; обеспечить качество хозяйственно-питьевого водоснабжения из распределительной сети централизованного водоснабжения, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателю жесткость общая и марганец, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Истец просит обязать Администрацию Колесниковского сельсовета Курганской области в срок до 01.09.2022 устранить нарушения, указанный срок суд находит, достаточным для того, чтобы ответчиком были устранены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Учитывая изложенные обстоятельства, исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района о признании действий незаконными, возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Администрацию Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области в срок до 01.09.2022 осуществлять водоподготовку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения;
Обязать Администрацию Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области в срок до 01.09.2022 обеспечить качество хозяйственно-питьевого водоснабжения из распределительной сети централизованного водоснабжения, расположенного по адресу: Курганская область, Кетовский район, п. Нефтяников в соответствии с требованиями СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания по показателю «жесткость общая» и «марганец».
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 16.05.2022.
Судья Ю.А. Димова