Судья Бузмакова О.В.
Дело № 33-10977/18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина В.И.,
судей Симоновой Т.В., Петуховой Е.В.,
при секретаре Араслановой О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 15 октября 2018 года дело по апелляционной жалобе администрации г.Перми на решение Ленинского районного суда г.Перми от 23.07.2018 г., которым постановлено:
«Возложить обязанность на администрацию города Перми предоставить Горпенко Евгению Евгеньевичу на территории города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания в виде жилого дома или квартиры, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров, в том числе жилой площадью не менее 14 квадратных метров, за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Горпенко Евгению Евгеньевичу в удовлетворении иска в остальной части отказать.
Взыскать с администрации города Перми в пользу Горпенко Евгения Евгеньевича расходы по оплату государственной пошлины в размере 300 рублей».
Заслушав доклад судьи Симоновой Т.В., проверив дело, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Горпенко Е.Е. обратился в суд с иском к администрации города Перми о возложении обязанности предоставить по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже 33 кв.м., отвечающие техническим и санитарным требованиям на территории города Перми. В обоснование иска указал, что родился 27.04.1994 года, является лицом, оставшимся без попечения родителей, его мать Г1. умерла 09.01.2008, отец Г2. умер 17.10.1993. На основании распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от 27.11.2017 №** он с 06.05.2013 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Перми, однако до настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
В судебном заседании Горпенко Е.Е. на иске настаивал.
Ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без участия его представителя, представил письменный отзыв, в котором иск не признает.
Привлеченные к участию в деле в соответствии со статьей 43 ГПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, управление жилищных отношений администрации города Перми и ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда» о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, мнение по иску не выразили.
От ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда» поступило заявление о рассмотрении дела без участия его представителя.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Перми просит решение суда отменить, в обоснование доводов указывает на то, что в связи с тем, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края не перечисляет субвенции на строительство и (или) приобретение жилых помещений, администрация не имеет возможности обеспечить истца специализированным жилым помещением.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Судебная коллегия, заслушав мнение прокурора, проверив материалы дела, исходя из доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Горпенко Евгений Евгеньевич родился ** года, его мать – Г1. умерла 09.01.2008, отец – Г2. умер 17.10.1993, что подтверждается сведениями в копиях паспортов истца (л.д. 38, 82), свидетельстве о рождении (л.д. 7), свидетельствах о смерти (л.д. 8, 9), в связи с чем на дату обращения с иском в суд истец достиг 18-летнего возраста.
Также судом установлено, что постановлением администрации Юрлинского муниципального района Пермского края от 28.01.2008 № 33 над несовершеннолетним Горпенко Е.Е. устанавливалась опека, опекуном назначалась Г3. (л.д. 28).
06.05.2013 на основании решения Отдела по Юрлинскому району территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу несовершеннолетний Горпенко Е.Е. включен в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 30).
С 15.06.1997 Горпенко Е.Е. имел регистрацию по месту жительства по адресу Пермский ****, где снят с регистрационного учета 19.09.2014.
С 29.09.2017 по настоящее время истец зарегистрирован по месту пребывания и проживает фактически по адресу: г. Пермь, ул. ****, в жилом помещении, принадлежащем по праву собственности И1., И2. (л.д. 39, 40-42), постоянной регистрации по месту жительства, согласно сведениям в паспорте, истец не имеет.
В связи с выездом за пределы Юрлинского района истец исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, учетное дело истца передано в администрацию Индустриального района города Перми (л.д.31).
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от 27.11.2017 истец включен в соответствующий список детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Перми (л.д. 29).
Помимо изложенного, судом установлено, что с января 2015 проходит службу служит в органах внутренних дел, в том числе с июня 2017 и по настоящее время – в должности полицейского 2 взвода 2 роты отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по города Перми (л.д. 47).
Какие-либо иные жилые помещения для проживания, а также жилые помещения на праве собственности у истца отсутствуют, что подтверждается сведениями регистрирующих органов (л.д. 16, 36, 48, 51-53, 59-61), ответчиком и третьими лицами не оспаривается.
Принимая решение об удовлетворении заявленных Горпенко Е.Е. исковых требований, суд первой инстанции, с учетом положений ст.ст. 5, 109.1 Жилищного кодекса РФ, норм Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419, а также исследованных доказательств, представленных сторонами, пришел к выводу, что истец, как лицо, имеющее статус ребенка-сироты, является нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда, при этом, социальной гарантией до настоящего времени в связи с бездействием администрации не обеспечен. Изложенное является нарушением требований действующего законодательства, а соответственно, нарушенное право истца подлежит восстановлению заявленным им способом.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, поскольку они основаны на верном толковании норм материального права, подлежащих применению при разрешении настоящего спора, обстоятельствах рассматриваемого дела, и считает, что оснований для отмены постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. 29.02.2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
С 01 июля 2017 года в связи с принятием Закона Пермского края от 10.05.2017 N 87-ПК "О внесении изменений в Закон Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", полномочия по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, и обязанность по предоставлению им жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения переданы органам местного самоуправления.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.
Данные мероприятия осуществляются соответственно Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (ст. 4 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК).
Установив, что Горпенко Е.Е. имеет право на обеспечение со стороны ответчика жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, что нарушает его право на жилище, гарантированное Конституцией РФ, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и доводы апелляционной жалобы данных выводов суда не опровергают.
Доводы представителя администрации г.Перми об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, являются несостоятельными, поскольку гарантированное законом право Горпенко Е.Е. на получение мер социальной поддержки в виде представления благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в т.ч. и из-за недостаточности средств, выделяемых на эти цели из бюджета Пермского края.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене правильного судебного решения, фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Безусловных оснований, влекущих отмену принятого судебного акта, предусмотренным ч. 4 ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Апелляционную жалобу администрации г.Перми на решение Ленинского районного суда г.Перми от 23.07.2018 - оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: