Дело № 2а-2212/2021
Мотивированное решение изготовлено 02.09.2021 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2021 г. г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Ивахненко Л.А.,
при секретаре Ивановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Осипова Александра Сергеевича к Призывной комиссии Военного комиссариата Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля Ярославской области, военному комиссариату (Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля) об оспаривании решения призывной комиссии,
установил:
Административный истец - Осипов А.С. обратился во Фрунзенский районный суд г. Ярославля с административным исковым заявлением к Призывной комиссии Военного комиссариата Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля Ярославской области о признании незаконным и необоснованным решения Призывной комиссии Военного комиссариата Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов о признании истца годным к военной службе, об отмене указанного решения, копия обжалуемого решения истцом не получена.
В обоснование административного искового заявления указано, что истец состоит на воинском учёте в военном комиссариате Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославль Ярославской области. При прохождении мероприятий, связанных с весенним призывом на военную службу 2021 года, решением призывной комиссии Кировского, Красноперекопского и <адрес>ов административному истцу была определена категория годности к военной службе и выдана повестка о призыве на военную службу.
В отношении административного истца проводилось медицинское освидетельствование, однако специалистами призывной комиссии не были учтены жалобы на состояние здоровья и медицинские документы, предоставленные истцом, что является нарушением норм инструкций.
Истец полагает, что в его медицинских документах имеются объективные данные о выявлении у него заболеваний <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты>
Истец указывает следующие жалобы на состояние здоровья: беспокоит постоянная боль в области эпигастрия, изжога 2р/неделю, тошнота, отрыжка.
Административный истец считает, что его заболевание соответствует п. «б» ст. 59 Расписания болезней (прил. к «Положение о военно-врачебной экспертизе», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 г № 565), в соответствии с которой, мне должна быть определена категория годности к военной службе - "В - ограниченно годен к военной службе", и в соответствии с п.п. "а" п.1 ст.23 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", и должен быть освобожден от призыва на военную службу.
По указанным основаниям Призывная комиссия приняла решение с грубыми нарушениями порядка вынесения такого решения, не были изучены имеющиеся у истца медицинские документы, не были учтены данные по имеющимся заболеваниям, вследствие вышеуказанного произошло неверное правоприменение категории годности к военной службе, что, в свою очередь, повлекло за собой принятие оспариваемого решения. Считает, что при определении категории годности, нарушено соблюдение норм законодательства, а именно постановления Правительства от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе», следствием чего нарушено право истца на получение освобождения от призыва на военную службу в ВС РФ и зачисление в запас.
Административный истец Осипов А.С. присутствовал в судебном заседании, заявленные требования поддержал в полном объёме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, заявлен суду отказ от назначения по делу судебной медицинской экспертизы.
Представитель административных ответчиков Призывной комиссии Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля, заинтересованного лица Военного комиссариата Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля по доверенности Ефтодиева Наталья Феликсовна в судебном заседании в удовлетворении иска возражала, пояснила суду, что оспариваемое решение комиссии было принято в соответствии с исследованными медицинскими данными о состоянии здоровья призывника.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.11 ст.226 КАС РФ представление доказательств законности и обоснованности оспариваемого решения возложено на принявших его органы и должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решение о призыве на военную службу, а также об освобождении от призыва на военную службу принимает призывная комиссия.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 (ред. от 20.05.2014) "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Для осуществления методического руководства нижестоящими призывными комиссиями, контроля за деятельностью призывных комиссий и выполнения иных задач, определенных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Как следует из п. 13 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или начальника отдела (муниципального) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Организация освидетельствования возлагается при призыве граждан на военную службу - на призывную комиссию.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
В соответствии с п. 22 Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 (ред. от 19.07.2016) "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан.
Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.
В соответствии с п. 18 Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 (ред. от 19.07.2016) "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Судом установлено, что Осипов А.С. состоит на воинском учет в военном комиссариате Кировского, Красноперекопсчкого и Фрунзенского районо г. Ярославля с 06.02.2018 г., на срок до 30.06.2021 была представлена отсрочка в связи с обучением.
В соответствии с выпиской из протокола заседания призывной комиссии Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля № 43-49/1294 от 01.07.2021 Осипову А.С. определена категория «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями. Военным комиссариатом административному истцу выдана повестка Серия Я ККФ № 762100/СПО для отправки к месту прохождения военной службы на 07.07.2021 г. (л.д.13).
Согласно выписке из медицинской карты стационарного больного ГБУЗ ЯО № 2 от 01.04.2021 г. по результатам проведенных исследований, истцу поставлен диагноз – <данные изъяты> с 2015. г, на «Д» учете не состоит, лекарственную терапию не получает.
В соответствии с выпиской из протокола заседания призывной комиссии от 01.07.2021, истцу диагностирован <данные изъяты> в стадии ремиссии, в поликлинику ГБУЗ КБ № 2 по поводу указанного заболевания не обращался.
Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 (ред. от 01.06.2020) "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", к пункту "а" относятся:
язвенная болезнь, осложненная массивным гастродуоденальным кровотечением (снижение объема циркулирующей крови до 30 процентов и более), в течение первого года после указанного осложнения;
К пункту "б" относятся:
язвенная болезнь с частыми (2 и более раза в год) рецидивами язвы в течение последних 2 лет;
язвенная болезнь с гигантскими (3 см и более в желудке или 2 см и более в двенадцатиперстной кишке) язвами в течение 5 лет после установления указанного диагноза;
язвенная болезнь с каллезными язвами желудка в течение 5 лет после хирургического лечения;
язвенная болезнь с внелуковичной язвой в течение 5 лет после установления указанного диагноза;
язвенная болезнь с множественными язвами луковицы в течение 5 лет после установления указанного диагноза;
язвенная болезнь с длительно не рубцующимися язвами (с локализацией в желудке - 3 месяца и более, с локализацией в двенадцатиперстной кишке - 2 месяца и более) в течение 5 лет после установления указанного диагноза;
язвенная болезнь, осложненная перфорацией или кровотечением, с развитием постгеморрагической анемии (в течение 5 лет после указанных осложнений) или грубой рубцовой деформацией луковицы двенадцатиперстной кишки;
непрерывно рецидивирующая язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки (рецидивы язвы в сроки до 2 месяцев после ее заживления);
последствия стволовой или селективной ваготомии, резекции желудка и наложения желудочно-кишечного соустья.
Грубой деформацией луковицы двенадцатиперстной кишки считается деформация, отчетливо выявляемая при полноценно выполненной дуоденографии в условиях искусственной гипотонии, сопровождающаяся замедленной эвакуацией (задержка контрастного вещества в желудке более 2 часов).
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, с язвенной болезнью желудка или двенадцатиперстной кишки при наличии незначительной деформации луковицы двенадцатиперстной кишки с редкими (раз в год и реже) обострениями, без нарушения функции пищеварения освидетельствуются по пункту "в".
В отношении освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней при язвенной болезни желудка или двенадцатиперстной кишки независимо от длительности (стойкости) ремиссии заключение о категории годности к военной службе выносится по пункту "в".
В фазе ремиссии заболевания достоверным признаком перенесенной язвы луковицы двенадцатиперстной кишки является наличие постязвенного рубца при фиброгастроскопии и (или) грубой рубцовой деформации луковицы, выявляемой при дуоденографии в условиях искусственной гипотонии, а перенесенной язвы желудка - наличие постязвенного рубца при фиброгастроскопии.
При неосложненных симптоматических язвах желудка и двенадцатиперстной кишки категория годности к военной службе определяется в зависимости от тяжести и течения основного заболевания по соответствующим статьям расписания болезней. При осложненных симптоматических язвах в отношении освидетельствуемых по графам I, II, III расписания болезней заключение о категории годности к военной службе выносится по пунктам "а", "б" или "в" в зависимости от нарушения функций пищеварения.
К пункту "а" относятся:
цирроз печени;
хронические прогрессирующие активные гепатиты;
хронические рецидивирующие панкреатиты тяжелого течения (упорные панкреатические или панкреатогенные поносы, прогрессирующее истощение, полигиповитаминозы);
последствия реконструктивных операций по поводу заболеваний поджелудочной железы и желчевыводящих путей;
осложнения после операций (желчный, панкреатический свищи и др.).
К пункту "б" относятся:
гастриты, гастродуодениты с нарушением секреторной, кислотообразующей функций, частыми обострениями и нарушением питания (ИМТ 18,5 - 19,0 и менее), требующими повторной и длительной госпитализации (более 2 месяцев) при безуспешном лечении в стационарных условиях;
хронические холециститы с частыми (2 и более раза в год) обострениями, требующими лечения в стационарных условиях;
хронические панкреатиты с частыми (2 и более раза в год) обострениями и нарушением секреторной или инкреторной функции;
последствия хирургического лечения панкреатитов с исходом в псевдокисту (марсупилизация и др.).
После удаления желчного пузыря или хирургического лечения болезней желчных протоков, поджелудочной железы с хорошим исходом граждане при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), поступлении на военную службу по контракту и в военно-учебные заведения и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, освидетельствуются по пункту "б", а военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, - по пункту "в".
К пункту "в" относятся:
хронические гастриты, гастродуодениты с незначительным нарушением секреторной функции с редкими обострениями;
дискинезии желчевыводящих путей;
ферментопатические (доброкачественные) гипербилирубинемии;
хронические холециститы, холестероз желчного пузыря, панкреатиты с редкими обострениями при хороших результатах лечения.
Соответственно, из представленной истцом медицинской документации указанных клинических признаков соответствующих заболеваний органов пищеварения судом не установлено.
Суд принимает во внимание, исходя из положений пункта 2 статьи 25, пункта 6 статьи 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", гражданин, не согласный с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.
Согласно Положению о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565) при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 (абз. 5 п. 8).
В соответствии с пунктами 7, 8 указанного Положения независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.
Предписанный вышеприведенными нормативными актами порядок прохождения независимой военно-врачебной экспертизы и представления ее результатов военному комиссару истцом соблюден не был, в экспертную организацию с заявлением на производство независимой военно-врачебной экспертизы призывник не обращался. Экспертное заключение в военный комиссариат и материалы дела представлено не было, с ходатайством о проведении по делу судебно-медицинской экспертизы истец не обратился.
В соответствии с п. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу п. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 70 КАС РФ письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому административному делу имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
Комплекс диагностических мероприятий, как установлено судом, перед призывом на военную службу, проведен в отношении истца в полном объеме, между тем призывной комиссией дана оценка представленным истцом медицинским документам.
Доводы стороны административного истца о незаконности обжалуемого решения являются несостоятельными, суд полагает, что административным истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств в обоснование исковых требований, ходатайство о проведении по делу судебно-медицинской экспертизы истцом суду не заявлено.
Оспариваемое решение принято уполномоченным лицом, законно и обоснованно, подтверждено данными медицинской документации. Категория годности присвоена с учетом Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 (ред. от 01.06.2020 г.).
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Ивахненко