Дело № 2-1318/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«29» сентября 2017 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Анашкиной И.А., при секретаре Кирничанском А.Ю., с участием представителя истца Коваля К.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Ефременко Александру Сергеевичу о признании недействительным государственного акта о праве собственности на земельный участок, о признании права собственности на земельный участок отсутствующим, истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости,
Установил:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в суд с иском к ответчику, просит признать недействительным выданный ответчику государственный акт о праве собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, признать отсутствующим право собственности ответчика на спорный земельный участок, истребовать его из незаконного владения ответчика в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, а также исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах данного земельного участка.
Иск обоснован тем, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации № 988-р от «2» апреля 2010 года «Об утверждении проекта землеустройства и передачи в собственность граждан-членов Обслуживающего кооператива «Дачно-строительный кооператив «Крокус-02» земельных участков для строительства и обслуживания комплексной застройки в районе ул. Калича в Балаклавском р-не г. Севастополя» ответчику в собственность передан земельный участок, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенных объектах недвижимости. Издав названное Распоряжение, Севастопольская городская государственная администрация вышла за пределы своих полномочий, поскольку земельный участок расположен в границах города Севастополя, а органом, уполномоченным на распоряжение землями в черте города, являлся Севастопольский городской Совет. Кроме того, при оформлении права собственности ответчика на спорный земельный участок нарушен порядок предоставления земельных участков в собственность физическим лицам, предусмотренный Земельным кодексом Украины.
Таким образом, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности без законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом, без утверждения проекта землеустройства по отводу земельных участков в установленном порядке, то есть вопреки требованиям земельного законодательства и воли государства в лице уполномоченного органа, что свидетельствует об отсутствии правового основания приобретения ответчиком права собственности на спорный участок.
В ходе судебного разбирательства истец заявил дополнительное основание исковых требований, указав, что спорный земельный участок находится на территории, относящейся к зоне охраняемого ландшафта, на которой запрещено размещение капитальных и временных сооружений.
В судебном заседании представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя настаивал на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске основаниям. В том числе с учетом дополнительных оснований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения были извещены в установленном процессуальным законом порядке, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд с учётом отсутствия возражений представителя истца, руководствуясь положениями статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело по правилам заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.
Судом установлено, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации № 988-р от «2» апреля 2010 года «Об утверждении проекта землеустройства и передачи в собственность граждан-членов Обслуживающего кооператива «Дачно-строительный кооператив «Крокус-02» земельных участков для строительства и обслуживания комплексной застройки в районе ул. Калича в Балаклавском р-не г. Севастополя» ответчику в собственность передан земельный участок общей площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок поставлен на кадастровый учёт с целевым назначением земельного участка - для индивидуального дачного строительства. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учёт в Российской Федерации как «актуальный, ранее учтенный», присвоен кадастровый номер земельного участка №.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, вследствие чего применению к спорным правоотношениям подлежит действующее на момент их возникновения на территории города Севастополя и Республики Крым законодательство Украины.
В части 2 ст. 19 Конституции Украины прописано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
Статьей 116 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в рамках их полномочий, определенных настоящим кодексом, или по результатам аукциона.
Согласно положениям статьи 118 Земельного кодекса Украины гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.
Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект землеустройства относительно отведения земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства относительно отведения земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Указанными нормами устанавливаются требования, согласно которым на момент принятия решения о передаче земельного участка в частную собственность, земельный участок должен быть сформирован, как отдельный объект гражданских прав, иметь установленные границы, определенное месторасположение.
Материалы дела не содержат доказательств обращения ответчика в Севастопольский городской Совет, а равно и в Севастопольскую городскую государственную администрацию с ходатайством о предоставлении в собственность спорного земельного участка, сведений о получении ответчиком соответствующего разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, а также утверждения уполномоченным органом проекта землеустройства по отводу земельного участка ответчику и предоставления его в собственность ответчика.
Порядок землеустройства в спорный период регулировался Законом Украины «О землеустройстве» (далее – Закон о землеустройстве). В соответствии со ст. 20 Закона о землеустройстве землеустройство осуществляется в обязательном порядке на землях всех категорий независимо от формы собственности в случае предоставления, изъятия (выкупа), отчуждения земельных участков.
Порядок разработки и утверждения проекта землеустройства по отводу земельных участков предусмотрен статьей 50 Закона о землеустройстве, в соответствии с которой, проекты землеустройства по отводу земельных участков составляются в случае изменения целевого назначения земельных участков или формирования новых земельных участков.
Проекты землеустройства по отводу земельных участков согласовываются и утверждаются в порядке, установленном Земельным кодексом Украины.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 26 мая 2004 года № 677 «Об утверждении Порядка разработки проектов землеустройства по отводу земельных участков» утвержден Порядок разработки проектов землеустройства по отводу земельных участков (далее – Порядок). В силу положений п.п.7,8 Порядка Исполнитель в установленный договором срок разрабатывает проект землеустройства, который включает текстовые и графические материалы, обязательные положения, установленные заданием на разработку проекта, другие данные, необходимые для решения вопроса по отводу земельного участка. Требования к составу, содержанию и оформлению проекта отвода земельного участка устанавливаются нормативно-технической документацией по землеустройству. Проект отвода земельного участка исполнитель согласовывает с землевладельцем или землепользователем, органом земельных ресурсов, природоохранным органом, санитарно-эпидемиологической службой, органом градостроительства и архитектуры и охраны культурного наследия. Согласованный проект отвода земельного участка подлежит государственной экспертизе, которая проводится органом земельных ресурсов в соответствии с законодательством.
Вместе с тем в материалах к Распоряжению Севастопольской городской государственной администрации № 988-р от «02» апреля 2010 года «Об утверждении проекта землеустройства и передаче в собственность граждан-членов Обслуживающего кооператива «Дачно-строительный кооператив «Крокус-02» земельных участков для строительства и обслуживания комплексной застройки в районе ул. Калича в Балаклавском р-не г. Севастополя», которым утвержден проект землеустройства, переданы в собственность граждан-членов Обслуживающего кооператива «Дачно-строительный кооператив «Крокус-02», земельные участки общей площадью <данные изъяты> для строительства и обслуживания квартала жилых домов коттеджного типа с отнесением этих земель к категории земель рекреационного назначения, указанные согласования отсутствуют.
В указанных материалах имеется часть проекта землеустройства по отводу земельных участков для строительства и обслуживания комплексной застройки в районе ул. Калича в Балаклавском р-не г. Севастополя, в котором отсутствуют исходная земельно-кадастровая информация, приложения к пояснительной записке, экспликация, условия отвода земельного участка, технические задание, выводы о согласовании проекта отвода: СЭС, управлением экобезопасности, отделом градостроительства и архитектуры, управлением Госкомзема, органом охраны культурного наследия, графические материалы: план отвода земельного участка, выкопировка с очередного кадастрового плана, схема расположения земельного участка, план границ зон ограничений и сервитутов, чертежи переноса границ земельного участка в натуру (на местность), кадастровый план земельного участка, материалы вычета площадей, отсутствует государственная экспертиза проекта отвода земельного участка, которая проводится органом земельных ресурсов в соответствии с законодательством.
Таким образом, материалы дела не содержат доказательств наличия у ответчиков и Обслуживающего кооператива «Дачно-строительный кооператив «Крокус-02» в момент выделения земельных участков проекта землеустройства, соответствующего требованиям действующего законодательства и необходимого для передачи земельного участка в собственность ответчика.
Следовательно, на момент принятия Распоряжения Севастопольской городской государственной администрации № 988-р от «2» апреля 2010 года, земельный участок не был сформирован в соответствии с требованиями земельного законодательства, соответственно, на основании статьи 79 Земельного кодекса Украины спорный земельный участок не мог быть объектом гражданских прав.
Кроме того, решение о предоставлении земельного участка в рассматриваемом случае должно было быть принято не Севастопольской городской государственной администрацией, а Севастопольским городским Советом ввиду следующего.
На момент издания Распоряжения и возникновения права собственности ответчика на земельный участок, о защите права государственной собственности, на который по настоящему делу заявлены исковые требования, на территории города Севастополя земля могла находиться в частной, коммунальной и государственной собственности (часть 3 статьи 78 Земельного кодекса Украины, отдельные положения Гражданского кодекса Украины 2004 года); субъектами права коммунальной собственности на земли являлись соответствующие территориальные громады, реализовывавшие это право непосредственно или через органы местного самоуправления (статья 80 Земельного кодекса Украины).
В соответствии с положениями статьи 12 Земельного кодекса Украины и пункта 12 его Переходных положений (раздел X) полномочия по распоряжению землями в пределах населенных пунктов осуществлялись соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами
Согласно статье 10 и п. 21 ст. 43 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» городские Советы представляют общие интересы территориальных громад в пределах полномочий.
В соответствии со ст. 9 Земельного Кодекса Украины к полномочиям городского Совета в части земельных правоотношений входит распоряжение землями территориальной общины города, в том числе и предоставления земельных участков в пользование, собственность.
Нахождение спорного земельного участка в пределах границ населенного пункта подтверждается, прежде всего, его адресом: г. Севастополь, Балаклавский район. Никем не оспаривается, что участок расположен в границах Балаклавского района города Севастополя.
Территория города Севастополя в соответствии с положениями Закона города Севастополя от 03.06.2014 № 19-ЗС «Об административно-территориальном устройстве города Севастополя» определяется границами, существовавшими на день принятия города в состав Российской Федерации.
Решением Исполнительного комитета Севастопольского городского совета депутатов трудящихся № 3/93 от 08 февраля 1977 года «О границах районов города Севастополя» утверждены границы, в том числе, Балаклавского района города Севастополя, в соответствии с Приложением № 1 к которому спорный участок входит в состав Балаклавского района города Севастополя. Доказательств того, что административно-территориальные границы города Севастополя после 1977 года и до 2014 года претерпели изменения, и, в частности, Балаклавский район, суду не представлено.
В соответствии с генеральным планом города Севастополя до 2025 года, утвержденным Решением Севастопольского городского совета № 4114 от 13 декабря 2005 года, спорный земельный участок расположен на территории Балаклавского района города Севастополя.
Поскольку спорный земельный участок находится в пределах населенного пункта - города Севастополь, полномочия по распоряжению им до разграничения земель государственной и коммунальной собственности следовало осуществлять Севастопольскому городскому совету в силу пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины, то есть Севастопольская городская государственная администрация полномочиями по распоряжению спорным земельным участком не обладала.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и передан в собственность ответчика при отсутствии законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом и без соблюдения порядка, предусмотренного положениями Земельного кодекса Украины.
В силу положений статьи 14 Конституции Украины земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства.
Согласно статье 19 Земельного кодекса Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории. В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Как указано в части 1 статьи 53 Земельного кодекса Украины, к землям историко-культурного назначения относятся земли, на которых расположены памятники культурного наследия, их комплексы (ансамбли), историко-культурные заповедники, историко-культурные заповедные территории, охраняемые археологические территории, музеи небом, мемориальные музеи-усадьбы.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 54 Земельного кодекса Украины земли историко-культурного назначения могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. Вокруг историко-культурных заповедников, историко-культурных заповедных территорий, музеев под открытым небом, мемориальных музеев-усадеб, памятников культурного наследия, их комплексов (ансамблей) устанавливаются зоны охраны памятников с запретом деятельности, которая вредно влияет или может повлиять на соблюдение режима использования таких земель.
В силу положений части 3 статьи 54 Земельного кодекса Украины порядок использования земель историко-культурного назначения определяется законом. В соответствии с частью 1 статьи 84 Земельного кодекса Украины в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности. В силу положений части 4 статьи 84 Земельного кодекса Украины к землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся, в частности, земли под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения, имеющие особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко-культурную ценность, если иное не предусмотрено законом.
Правовые, организационные, социальные и экономические отношения в сфере охраны культурного наследия с целью ее сохранения, использования объектов культурного наследия в общественной жизни на момент спорных правоотношений регулировались Законом Украины «Об охране культурного наследия».
В силу положений части 1 статьи 32 Закона Украины «Об охране культурного наследия» с целью защиты традиционного характера среды отдельных памятников, их комплексов (ансамблей), историко-культурных заповедников, историко-культурных заповедных территорий вокруг них должны устанавливаться зоны охраны памятников: охранные зоны, зоны регулирования застройки, зоны охраняемого ландшафта, зоны охраны археологического культурного слоя. Границы и режимы использования зон охраны памятников определяются соответствующей научно-проектной документацией и утверждаются соответствующим органом охраны культурного наследия.
Согласно положениям части 3 статьи 32 Закона Украины «Об охране культурного наследия» на охраняемых археологических территориях, в пределах зон охраны памятников, исторических ареалов населенных мест, занесенных в Список исторических населенных мест Украины, запрещаются градостроительные, архитектурные или ландшафтные преобразования, строительные, мелиоративные, дорожные, земляные работы без разрешения соответствующего органа охраны культурного наследия.
Судом установлено, что в соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114, территория ОК «ДСК «Крокус-02» по функциональному назначению расположена в зоне охраняемого исторического ландшафта. В соответствии с проектом Генерального плана города Севастополя территория ОК «ДСК «Крокус-02» определена как функциональная зона ПР (зоны природоохранного назначения).
Более того, вышеуказанная территория согласно Генеральному плану развития филиалов Национального заповедника «Херсонес Таврический» «Чембало» и «Каламита» (Альбом 3, часть 1), утвержденного Государственным научно-исследовательским институтом теории и истории архитектуры и градостроительства 25.12.2001, относится к зоне охраняемого ландшафта, на которой в соответствии с пояснительной запиской размещение новых строений допускается в порядке исключения, предусматриваются мероприятия по устранению капитальных и временных сооружений.
Также из представленных истцом в материалы дела документов следует, что участки, переданные в собственность членов Обслуживающего кооператива «Дачно-строительный кооператив «Крокус-02», расположенные в диапазоне адресов: <адрес> расположены в границах объекта культурного наследия – достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита (Севастополь)».
07.10.2014 года Постановлением Правительства Севастополя № 363 «Об утверждении зоны охраны объекта культурного наследия крепости «Чембало» в Балаклаве» запрашиваемая территория внесена в зону охраняемого ландшафта.
06.11.2014 года Распоряжением Правительства Севастополя № 392 «О проведении мероприятий по разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия крепости «Чембало» в Балаклаве», запрещено выдавать разрешения на строительство в районе этого объекта.
В соответствии с Приказом Минкультуры России от 08.06.2016 N 1279 «О включении выявленного объекта культурного наследия - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (город Севастополь) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения, а также об утверждении границ его территории» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.06.2016 N 42632) указанная территория отнесена к зоне охраняемого природного ландшафта Р-3-3, уч. Л-30.
Учитывая изложенное, земельный участок, переданный в собственность ответчика и на момент его выделения в собственность ответчика, и в настоящее время расположен в границе зон охраняемых исторических природных ландшафтов, в отношении которых установлен специальный режим использования.
Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (статья 301).
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Поскольку установлено, что законных оснований для возникновения права собственности на спорный земельный участок у ответчика не имелось, земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки воле собственника и нормам ранее действовавшего на территории Республики Крым и города Севастополя законодательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Исковые требования о признании недействительным государственного акта о праве собственности ответчика на земельный участок, признании отсутствующим права собственности на спорный земельный участок и исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные, поскольку решение суда об истребовании у ответчика спорного земельного участка уже влечет наступление соответствующих правовых последствий в силу Закона.
Правовое значение государственной регистрации прав на недвижимость по Закону Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» было аналогичным значению, которое придается этому акту Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в также Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По смыслу названной статьи Закона в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не государственный акт о праве собственности, как заявлено истцом.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (ст. 70 ЗК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 4, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения, тогда как, в данном случае, право истца может быть защищено именно таким способом.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить частично.
Истребовать из незаконного владения Ефременко Александра Сергеевича земельный участок общей площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Ефременко Александра Сергеевича в доход бюджета города Севастополя государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Ответчик вправе подать в Балаклавский районный суд города Севастополя заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения его копии.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.А. Анашкина
Решение в окончательной форме составлено 4 октября 2017 года.