Решение по делу № 33-17440/2023 от 27.09.2023

                                                   77RS0002-02-2022-020248-32

Дело № 33-17440/2023

                                                       

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 01.11.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Волошковой И.А.,

судей Седых Е.Г., Филатьевой Т.А.,

при ведении протокола помощником судьи Весовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2145/2023 по иску Свердловского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

поступившее по апелляционной жалобе ответчика на решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 25.07.2023.

Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., объяснения представителя ответчика Авдокушиной К.В., представителя истца Даминова Т.Д., представителя третьего лица Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Паутовой М.В., судебная коллегия

установила:

Свердловский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД», в котором просил о признании незаконным бездействия ответчика, которое выразилось в неисполнении с 15.04.2022 на железнодорожной станции Уткинский завод требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе по антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающей уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию».

В обоснование иска указано, что данный нормативный акт вступил в силу, срок его исполнения истек 16.04.2022, однако его положения, приведенные в подпункте «г» пункта 5, подпункте «в» пункта 6 на железнодорожной станции Уткинский завод, внесенной в реестр объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - ОТИ), ответчиком добровольно не исполняются, что может повлечь осуществление противоправных действий, в том числе, совершение террористического акта, создает угрозу безопасности транспортного комплекса, причинение вреда жизни и здоровью граждан, материального ущерба при нахождении на указанной станции.

Прокурор просил обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для защиты станции Уткинский завод образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Уткинский завод подразделение транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения оснастить объект транспортной инфраструктуры железнодорожную станцию Уткинский завод техническими средствами обеспечения транспортной безопасности обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время.

Ответчик возражал против исковых требований, в представленном отзыве указывал на отсутствие у ответчика обязанности по формированию или привлечению подразделений транспортной безопасности при первом уровне безопасности, действующем на станции. Иные же уровни безопасности в установленном законом порядке до настоящего времени не объявлены. Все мероприятия, направленные на соблюдение законодательства о транспортной безопасности при постоянно действующем первом уровне безопасности на станции ответчиком выполняются. Требования об оснащении станции Уткинский завод техническими средствами обеспечения транспортной безопасности ОТИ заявлены преждевременно, поскольку на основании п. 1 ч. 2 ст. 13 Закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р такое оснащение предусмотрено на пятом этапе, начиная с 2025 г.

Решением Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 25.07.2023 исковые требования прокурора удовлетворены.

Признано незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги», выраженное в неисполнении с 15.04.2022 на железнодорожной станции Уткинский завод требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающим уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635.

Возложена обязанность на ОАО «Российские железные дороги» в лице Свердловской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры станции Уткинский завод подразделение транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Возложена обязанность на ОАО «Российские железные дороги» в лице Свердловской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения оснастить объект транспортной инфраструктуры станцию Уткинский завод техническими средствами обеспечения транспортной безопасности обеспечивающими: видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время.

Дополнительным решением от 16.08.2023 с ответчика в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе ответчик ОАО «РЖД» ставит вопрос об отмене судебного постановления, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, а именно, нормативно установленных Требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635, а также не принято во внимание разъяснение требований по обеспечению транспортной безопасности органом государственной власти, уполномоченным на осуществление функций в области обеспечения транспортной безопасности. В апелляционной жалобе приводит доводы, на которых ответчик основывал свою позицию в суде первой инстанции. Указывает, что Требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635, учитывают уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию. Настаивает на том, что обязанность субъекта транспортной инфраструктуры по привлечению подразделения транспортной безопасности возникает лишь в случае объявления уровня безопасности № 2 или № 3. Обеспечение транспортной безопасности в отношении железнодорожной станции Уткинский завод осуществляется постоянно, непрерывно и в соответствии с Требованиями № 1635 и паспортом ОТИ. Судом неправильно истолковано распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р, которым утверждены этапы и сроки оснащения техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых на иных основаниях. В соответствии с указанным распоряжением станция Уткинский завод подлежит оснащению техническими средствами на пятом этапе (начиная с 2025 года). Обращают внимание, что позиция, изложенная в отзывах на иск третьих лиц Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта и МТУ Ространснадзора по УФО, соответствует позиции ОАО «РЖД», исковые требования в части оснащения техническими средствами, указанными государственными органами не поддержаны.

Прокурор представил возражения на апелляционную жалобу, в которых указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Прокурор представил возражения на апелляционную жалобу, в которых указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

От третьего лица Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта поступили возражения на апелляционную жалобу, удовлетворение требований апелляционной жалобы Управление оставляет на усмотрение суда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель истца настаивал на доводах, изложенных в ранее представленных возражениях на апелляционную жалобу.

Представитель третьего лица поддержала ранее представленные возражения на апелляционную жалобу.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

Кроме того, участвующие по делу лица извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Свердловского областного суда.

Принимая во внимание надлежащее и своевременное извещение участников процесса о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, Свердловской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения Свердловской дирекцией управления движением - структурным подразделением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «Российские железные дороги» требований законодательства о транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Уткинский завод Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

Судом установлено, что железнодорожная станция Уткинский завод включена в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию, на которой осуществляется обслуживание пассажиров.

Утвержден паспорт безопасности железнодорожной станции Уткинский завод Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (далее - паспорт).

Раздел 4 паспорта содержит описание реализуемых ОАО «РЖД» мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, направленных на исполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности № 1635, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020.

При проведении транспортным прокурором проверки на железнодорожной станции Уткинский завод выявлено, что ответчиком ОАО «РЖД» не образовано (не сформировано) и не привлечено подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Кунавино от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данного объекта и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, выявлены нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Кроме того, выявлено, что ОТИ не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности».

По указанным фактам в адрес начальника Свердловской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движения - филиала ОАО «РЖД» Свердловским транспортным прокурором внесено представление об устранении нарушений закона, которое до настоящего времени ответчиком не исполнено.

Разрешая спор, установив обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст. ст. 4, 8, 9, 13 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)», постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию», суд пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, поскольку они не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем и объективном исследовании и оценке всех обстоятельств, которые имеют значение при рассмотрении таких дел, сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.

Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на одном из таких принципов, как приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 12Закона № 16-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 утвержденыТребованияпо обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее по тексту – Требования № 1635).

Указанные Требования № 1635 вступили в силу 15.04.2021 (п. 3 постановления).

Согласно п. 4 Требований № 1635 настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

В соответствии с подп. «г» п. 5 Требований № 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;

В соответствии с подп. «е» п. 5 Требований № 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.

В соответствии с подп. «в» п. 6 Требований № 1635 субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязан оснастить объект транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» и обеспечивающими:

- видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

- видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах;

- обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время;

- хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих необходимыми для этого конструктивными и техническими возможностями, в течение не менее 30 дней.

Во исполнение статьи 7 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» принято постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)», уровень безопасности № 1 – степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Пунктом 2 вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что уровень безопасности № 1 объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.

Доводы жалобы ответчика о том, что обязанность субъекта транспортной инфраструктуры по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности возникает лишь в случае объявления уровня безопасности № 2 и № 3, являлись предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены судом, поскольку содержание Требований № 1635 в системной взаимосвязи изложенных в них положений, в том числе подпункте «г» пункта 5, позволяет сделать вывод о том, что исполнение указанной в данном пункте обязанности возлагается на всех субъектов транспортной инфраструктуры независимо от уровня безопасности объекта такой инфраструктуры, поскольку носят общий характер в отличие от специальных положений, изложенных в пунктах 6 - 11 названных Требований, которые содержат дополнительные (наряду с общими, изложенными в пункте 5) требования к обеспечению транспортной безопасности в зависимости от уровней безопасности таких объектов.

Из буквального толкования положений пункта 5 Требований № 1635, который регламентирует именно общие ко всем не подлежащим категорированию объектам транспортной инфраструктуры требования по обеспечению транспортной безопасности, следует, что общие для всех видов ОТИ требования дополняются далее по тексту данного нормативного акта уже специальными требованиями в отношении ОТИ, на котором осуществляется обслуживание пассажиров (пункт 6); в отношении ОТИ, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности № 2 (пункт 7); в отношении ОТИ, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности № 3 (пункт 8); в отношении ОТИ, на котором не осуществляется обслуживание пассажиров (пункт 9); в отношении ОТИ, на котором не осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности № 2 (пункт 10); в отношении ОТИ, на котором не осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности № 3 (пункт 11).

Судебная коллегия обращает внимание, что пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2344 «Об установлении уровней безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» установлены три уровня безопасности ОТИ. При этом определено, что уровень №1 безопасности действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности. Требованиями № 1635 обязательные требования по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ разграничены в зависимости от характеристик ОТИ и действующего уровня безопасности. Пунктом 5 Требований № 1635 определены требования, обязательные для исполнения независимо от характеристик ОТИ и введенного уровня безопасности и реализующие предусмотренный пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» принцип обеспечения транспортной безопасности, то есть обеспечение её непрерывности.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном истолковании судом распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р, которым утверждены этапы и сроки оснащения техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД», в соответствии с указанным станция Уткинский завод подлежит оснащению техническими средствами на пятом этапе (начиная с 2025 года), не являются основанием для отмены решения суда, исходя из нижеследующего.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных частью статьи 8 настоящего Федерального закона, в части оснащения технические средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответствующими планами (Паспортами) обеспечения транспортной безопасности, до 1 марта 2020 года, за исключением объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО«РЖД» или используемых этим обществом на ином законном основании, при условии, что оснащение указанных объектов и сооружений техническими средствами обеспечения транспортной безопасности осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение.

Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного следует, что постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020, которым утверждены Требования № 1635, является актом нормативного характера в отличии от распоряжения Правительства от 21.04.2022 № 974-р.

Сроки оснащения объектов транспортной инфраструктуры и сооружений техническими средствами обеспечения транспортной безопасности установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635, которое было принято в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности». Поэтому, вопреки доводам апелляционной жалобы, в данном случае необходимо руководствоваться именно положениями, установленными указанными Требованиями № 1635, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020.

Ссылка на распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р является несостоятельной также и в связи с тем, что обеспечение объектов транспортной инфраструктуры транспортной безопасностью необходимо во все время эксплуатации объектов транспортной безопасности.

Более того, в силу ч. 1.1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, разрабатывают и утверждают паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Материалами дела подтверждается, что паспорт обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Уткинский завод разработан, в котором определены меры, реализуемые ответчиком в целях обеспечения защищенности объекта от актов незаконного вмешательства, а также предусмотрен алгоритм действий соответствующих ответственных работников за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ.

Как указывалось выше, в соответствии с подп. «е» п. 5 Требований № 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры. В соответствии с п. 6 Требований № 1635 в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров (к таким объектам относится рассматриваемая в деле станция), к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны осуществить дополнительно ряд требований, указанных в пункте 6.

Требования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635, вступили в силу 15.04.2021. Один год со дня вступления в силу Требований № 1634, в течении которого ответчик обязан был реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, истек.

Из материалов дела следует, что ОАО «РЖД» разработан паспорт обеспечения транспортной безопасности ОТИ - железнодорожной станции Уткинский завод, однако ответчиком по истечении предоставленного срока и до настоящего времени не осуществлены мероприятия, являющиеся предметом исковых требований прокурора. При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Установление ответчику срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено – в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, не противоречит положениям статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (решение суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия).

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что позиция третьих лиц Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта и МТУ Ространснадзора по УФО, соответствует позиции ОАО «РЖД», исковые требования в части оснащения техническими средствами, указанными государственными органами не поддержаны, не могут повлечь отмены решения суда. Доводы, приведенные названными третьими лицами, являются процессуальной позицией лица, участвующего в деле, и не могут рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении обоснованно заявленных прокурором исковых требований.

Доводы жалобы о том, что на объектах транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, степень угрозы совершения акта незаконного вмешательства и возможных его последствий существенно ниже, чем на категорированных объектах, не может рассматриваться как достаточное основание для отказа в удовлетворении иска.

Ссылки в апелляционной жалобе на иную судебную практику, не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку приведенные в апелляционной жалобе судебные акты, приняты с учетом обстоятельств конкретных дел и не имеют преюдициального значения для рассматриваемого спора.

Судебная коллегия обращает внимание, что при разрешении настоящего спора необходимо учитывать, что Требования № 1635 являются обязательными и направлены на приоритет мер предупреждения терроризма, приоритет безопасности транспортного комплекса, сохранения жизни, здоровья и имущества граждан, в том числе работников ОАО «РЖД» при нахождении на железнодорожной станции.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь п.1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 25.07.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ОАО «РЖД» – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.11.2023.

Председательствующий: И.А. Волошкова

Судьи: Е.Г. Седых

Т.А. Филатьева

                                                   77RS0002-02-2022-020248-32

Дело № 33-17440/2023

                                                       

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 01.11.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Волошковой И.А.,

судей Седых Е.Г., Филатьевой Т.А.,

при ведении протокола помощником судьи Весовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2145/2023 по иску Свердловского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

поступившее по апелляционной жалобе ответчика на решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 25.07.2023.

Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., объяснения представителя ответчика Авдокушиной К.В., представителя истца Даминова Т.Д., представителя третьего лица Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Паутовой М.В., судебная коллегия

установила:

Свердловский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД», в котором просил о признании незаконным бездействия ответчика, которое выразилось в неисполнении с 15.04.2022 на железнодорожной станции Уткинский завод требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе по антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающей уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию».

В обоснование иска указано, что данный нормативный акт вступил в силу, срок его исполнения истек 16.04.2022, однако его положения, приведенные в подпункте «г» пункта 5, подпункте «в» пункта 6 на железнодорожной станции Уткинский завод, внесенной в реестр объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - ОТИ), ответчиком добровольно не исполняются, что может повлечь осуществление противоправных действий, в том числе, совершение террористического акта, создает угрозу безопасности транспортного комплекса, причинение вреда жизни и здоровью граждан, материального ущерба при нахождении на указанной станции.

Прокурор просил обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для защиты станции Уткинский завод образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Уткинский завод подразделение транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения оснастить объект транспортной инфраструктуры железнодорожную станцию Уткинский завод техническими средствами обеспечения транспортной безопасности обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время.

Ответчик возражал против исковых требований, в представленном отзыве указывал на отсутствие у ответчика обязанности по формированию или привлечению подразделений транспортной безопасности при первом уровне безопасности, действующем на станции. Иные же уровни безопасности в установленном законом порядке до настоящего времени не объявлены. Все мероприятия, направленные на соблюдение законодательства о транспортной безопасности при постоянно действующем первом уровне безопасности на станции ответчиком выполняются. Требования об оснащении станции Уткинский завод техническими средствами обеспечения транспортной безопасности ОТИ заявлены преждевременно, поскольку на основании п. 1 ч. 2 ст. 13 Закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р такое оснащение предусмотрено на пятом этапе, начиная с 2025 г.

Решением Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 25.07.2023 исковые требования прокурора удовлетворены.

Признано незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги», выраженное в неисполнении с 15.04.2022 на железнодорожной станции Уткинский завод требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающим уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635.

Возложена обязанность на ОАО «Российские железные дороги» в лице Свердловской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры станции Уткинский завод подразделение транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Возложена обязанность на ОАО «Российские железные дороги» в лице Свердловской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения оснастить объект транспортной инфраструктуры станцию Уткинский завод техническими средствами обеспечения транспортной безопасности обеспечивающими: видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время.

Дополнительным решением от 16.08.2023 с ответчика в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе ответчик ОАО «РЖД» ставит вопрос об отмене судебного постановления, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, а именно, нормативно установленных Требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635, а также не принято во внимание разъяснение требований по обеспечению транспортной безопасности органом государственной власти, уполномоченным на осуществление функций в области обеспечения транспортной безопасности. В апелляционной жалобе приводит доводы, на которых ответчик основывал свою позицию в суде первой инстанции. Указывает, что Требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635, учитывают уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию. Настаивает на том, что обязанность субъекта транспортной инфраструктуры по привлечению подразделения транспортной безопасности возникает лишь в случае объявления уровня безопасности № 2 или № 3. Обеспечение транспортной безопасности в отношении железнодорожной станции Уткинский завод осуществляется постоянно, непрерывно и в соответствии с Требованиями № 1635 и паспортом ОТИ. Судом неправильно истолковано распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р, которым утверждены этапы и сроки оснащения техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых на иных основаниях. В соответствии с указанным распоряжением станция Уткинский завод подлежит оснащению техническими средствами на пятом этапе (начиная с 2025 года). Обращают внимание, что позиция, изложенная в отзывах на иск третьих лиц Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта и МТУ Ространснадзора по УФО, соответствует позиции ОАО «РЖД», исковые требования в части оснащения техническими средствами, указанными государственными органами не поддержаны.

Прокурор представил возражения на апелляционную жалобу, в которых указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Прокурор представил возражения на апелляционную жалобу, в которых указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

От третьего лица Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта поступили возражения на апелляционную жалобу, удовлетворение требований апелляционной жалобы Управление оставляет на усмотрение суда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель истца настаивал на доводах, изложенных в ранее представленных возражениях на апелляционную жалобу.

Представитель третьего лица поддержала ранее представленные возражения на апелляционную жалобу.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

Кроме того, участвующие по делу лица извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Свердловского областного суда.

Принимая во внимание надлежащее и своевременное извещение участников процесса о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, Свердловской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения Свердловской дирекцией управления движением - структурным подразделением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «Российские железные дороги» требований законодательства о транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Уткинский завод Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

Судом установлено, что железнодорожная станция Уткинский завод включена в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию, на которой осуществляется обслуживание пассажиров.

Утвержден паспорт безопасности железнодорожной станции Уткинский завод Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (далее - паспорт).

Раздел 4 паспорта содержит описание реализуемых ОАО «РЖД» мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, направленных на исполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности № 1635, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020.

При проведении транспортным прокурором проверки на железнодорожной станции Уткинский завод выявлено, что ответчиком ОАО «РЖД» не образовано (не сформировано) и не привлечено подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Кунавино от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данного объекта и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, выявлены нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Кроме того, выявлено, что ОТИ не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности».

По указанным фактам в адрес начальника Свердловской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движения - филиала ОАО «РЖД» Свердловским транспортным прокурором внесено представление об устранении нарушений закона, которое до настоящего времени ответчиком не исполнено.

Разрешая спор, установив обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст. ст. 4, 8, 9, 13 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)», постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию», суд пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, поскольку они не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем и объективном исследовании и оценке всех обстоятельств, которые имеют значение при рассмотрении таких дел, сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.

Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на одном из таких принципов, как приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 12Закона № 16-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 утвержденыТребованияпо обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее по тексту – Требования № 1635).

Указанные Требования № 1635 вступили в силу 15.04.2021 (п. 3 постановления).

Согласно п. 4 Требований № 1635 настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

В соответствии с подп. «г» п. 5 Требований № 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;

В соответствии с подп. «е» п. 5 Требований № 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.

В соответствии с подп. «в» п. 6 Требований № 1635 субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязан оснастить объект транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» и обеспечивающими:

- видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

- видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах;

- обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время;

- хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих необходимыми для этого конструктивными и техническими возможностями, в течение не менее 30 дней.

Во исполнение статьи 7 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» принято постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)», уровень безопасности № 1 – степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Пунктом 2 вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что уровень безопасности № 1 объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.

Доводы жалобы ответчика о том, что обязанность субъекта транспортной инфраструктуры по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности возникает лишь в случае объявления уровня безопасности № 2 и № 3, являлись предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены судом, поскольку содержание Требований № 1635 в системной взаимосвязи изложенных в них положений, в том числе подпункте «г» пункта 5, позволяет сделать вывод о том, что исполнение указанной в данном пункте обязанности возлагается на всех субъектов транспортной инфраструктуры независимо от уровня безопасности объекта такой инфраструктуры, поскольку носят общий характер в отличие от специальных положений, изложенных в пунктах 6 - 11 названных Требований, которые содержат дополнительные (наряду с общими, изложенными в пункте 5) требования к обеспечению транспортной безопасности в зависимости от уровней безопасности таких объектов.

Из буквального толкования положений пункта 5 Требований № 1635, который регламентирует именно общие ко всем не подлежащим категорированию объектам транспортной инфраструктуры требования по обеспечению транспортной безопасности, следует, что общие для всех видов ОТИ требования дополняются далее по тексту данного нормативного акта уже специальными требованиями в отношении ОТИ, на котором осуществляется обслуживание пассажиров (пункт 6); в отношении ОТИ, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности № 2 (пункт 7); в отношении ОТИ, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности № 3 (пункт 8); в отношении ОТИ, на котором не осуществляется обслуживание пассажиров (пункт 9); в отношении ОТИ, на котором не осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности № 2 (пункт 10); в отношении ОТИ, на котором не осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности № 3 (пункт 11).

Судебная коллегия обращает внимание, что пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2344 «Об установлении уровней безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» установлены три уровня безопасности ОТИ. При этом определено, что уровень №1 безопасности действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности. Требованиями № 1635 обязательные требования по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ разграничены в зависимости от характеристик ОТИ и действующего уровня безопасности. Пунктом 5 Требований № 1635 определены требования, обязательные для исполнения независимо от характеристик ОТИ и введенного уровня безопасности и реализующие предусмотренный пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» принцип обеспечения транспортной безопасности, то есть обеспечение её непрерывности.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном истолковании судом распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р, которым утверждены этапы и сроки оснащения техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД», в соответствии с указанным станция Уткинский завод подлежит оснащению техническими средствами на пятом этапе (начиная с 2025 года), не являются основанием для отмены решения суда, исходя из нижеследующего.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных частью статьи 8 настоящего Федерального закона, в части оснащения технические средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответствующими планами (Паспортами) обеспечения транспортной безопасности, до 1 марта 2020 года, за исключением объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО«РЖД» или используемых этим обществом на ином законном основании, при условии, что оснащение указанных объектов и сооружений техническими средствами обеспечения транспортной безопасности осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение.

Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного следует, что постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020, которым утверждены Требования № 1635, является актом нормативного характера в отличии от распоряжения Правительства от 21.04.2022 № 974-р.

Сроки оснащения объектов транспортной инфраструктуры и сооружений техническими средствами обеспечения транспортной безопасности установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635, которое было принято в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности». Поэтому, вопреки доводам апелляционной жалобы, в данном случае необходимо руководствоваться именно положениями, установленными указанными Требованиями № 1635, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020.

Ссылка на распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р является несостоятельной также и в связи с тем, что обеспечение объектов транспортной инфраструктуры транспортной безопасностью необходимо во все время эксплуатации объектов транспортной безопасности.

Более того, в силу ч. 1.1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, разрабатывают и утверждают паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Материалами дела подтверждается, что паспорт обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Уткинский завод разработан, в котором определены меры, реализуемые ответчиком в целях обеспечения защищенности объекта от актов незаконного вмешательства, а также предусмотрен алгоритм действий соответствующих ответственных работников за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ.

Как указывалось выше, в соответствии с подп. «е» п. 5 Требований № 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры. В соответствии с п. 6 Требований № 1635 в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров (к таким объектам относится рассматриваемая в деле станция), к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны осуществить дополнительно ряд требований, указанных в пункте 6.

Требования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635, вступили в силу 15.04.2021. Один год со дня вступления в силу Требований № 1634, в течении которого ответчик обязан был реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, истек.

Из материалов дела следует, что ОАО «РЖД» разработан паспорт обеспечения транспортной безопасности ОТИ - железнодорожной станции Уткинский завод, однако ответчиком по истечении предоставленного срока и до настоящего времени не осуществлены мероприятия, являющиеся предметом исковых требований прокурора. При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Установление ответчику срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено – в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, не противоречит положениям статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (решение суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия).

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что позиция третьих лиц Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта и МТУ Ространснадзора по УФО, соответствует позиции ОАО «РЖД», исковые требования в части оснащения техническими средствами, указанными государственными органами не поддержаны, не могут повлечь отмены решения суда. Доводы, приведенные названными третьими лицами, являются процессуальной позицией лица, участвующего в деле, и не могут рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении обоснованно заявленных прокурором исковых требований.

Доводы жалобы о том, что на объектах транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, степень угрозы совершения акта незаконного вмешательства и возможных его последствий существенно ниже, чем на категорированных объектах, не может рассматриваться как достаточное основание для отказа в удовлетворении иска.

Ссылки в апелляционной жалобе на иную судебную практику, не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку приведенные в апелляционной жалобе судебные акты, приняты с учетом обстоятельств конкретных дел и не имеют преюдициального значения для рассматриваемого спора.

Судебная коллегия обращает внимание, что при разрешении настоящего спора необходимо учитывать, что Требования № 1635 являются обязательными и направлены на приоритет мер предупреждения терроризма, приоритет безопасности транспортного комплекса, сохранения жизни, здоровья и имущества граждан, в том числе работников ОАО «РЖД» при нахождении на железнодорожной станции.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь п.1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 25.07.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ОАО «РЖД» – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.11.2023.

Председательствующий: И.А. Волошкова

Судьи: Е.Г. Седых

Т.А. Филатьева

33-17440/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Свердловский транспортный прокурор Кириченко Денис Васильевич
Ответчики
ОАО РЖД
Другие
Свердловская железная дорога
Уральское территориальное управление Федерального агенства железнодорожного транспорта
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Седых Екатерина Геннадьевна
Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
28.09.2023Передача дела судье
01.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2023Передано в экспедицию
01.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее