Решение по делу № 2-931/2020 от 10.02.2020

Дело № 2-931/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Омск 26 июня 2020 года

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Потеревич А.Ю., при секретаре Будковой П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» к Силиной Юлии Александровне о взыскании незаконно полученных сумм предоставленных субсидий,

УСТАНОВИЛ:

БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – истец) обратилось в суд с исковым заявлением к Силиной Ю.А. (далее – ответчик) о взыскании незаконно полученных сумм предоставленных субсидий за период с 2012 по май 2018 года.

В обоснование требований истец указал, что Силина Ю.А. и члены её семьи пользовались мерой социальной поддержки с 2012 года по май 2018 года на жилое помещение по адресу: <адрес>, состоящая из трех комнат, общей площадью 120,40 кв.м.

На протяжении заявленного периода Силина Ю.А. предоставляла сведения о доходах, которые формально давали ей право на получение мер социальной поддержки.

Являясь учредителем, директором и главным бухгалтером <данные изъяты>», при наличии в собственности двух квартир в центральном районе города, Силина Ю.А. в противоречие принципа социальной помощи, получала субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Получив материнский капитал, в качестве дохода его не отразила, по информации налоговых органов, сведения о доходах в налоговую службу за периоды 2011-2012, 2015-2016, сведения о доходах физических лиц формы 2-НДФЛ в отношении Силиной Ю.А. за 2017 год налоговым агентом в налоговые органы Омской области не предоставлялись.

В связи с предоставлением Силиной Ю.А. неполных и (или) заведомо недостоверных сведений распоряжением БУ «МФЦ» от 21.06.2018 в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Силиной Ю.А. отказано.

17.08.2018 Куйбышевским районным судом г. Омска вынесено решение об отказе в удовлетворении иска Силиной Ю.А. о признании указанного распоряжения от 21.06.2018 незаконным.

Истец просит взыскать с Силиной Ю.А. сумму переплаты за период с 01.06.2012 по 31.05.2018 по субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 357 576 рублей 86 копеек.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Искакова А.К. иск поддержала, суду пояснила, что срок исковой давности при обращении в суд не пропущен, решение суда по делу 2-2918/2018 имеет преюдициальное значение.

Силина Ю.А., в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, заявила о пропуске истцом срока исковой давности, отсутствии у истца права на обращение в суд с заявленным требованием.

В обоснование возражений, Силина Ю.А. суду пояснила, что период предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.06.2012 по 21.12.2015 находится за сроком исковой давности, истечение которого является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно протоколу приема сведений о доходах физических лиц за 2017 год от 05.04.2018 № 4978 ООО <данные изъяты>» представило в ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска три справки о доходах физических лиц.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, материалы гражданского дела, оценив доказательства по делу в совокупности и взаимосвязи, суд пришёл к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению в части.

Судом установлено, что истец является некоммерческой организацией, созданной Омской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства труда и социального развития Омской области в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», обеспечения реализации прав на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством.

Учреждение является многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, согласно подпункту 29 пункта 2.3.2 Устава, истец осуществляет предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Статьей 159 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

    Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

    В соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила).

    Перечень документов для получения субсидий, которые предоставляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидий.

    Порядок определения размера субсидий установлен пунктами 20-31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).

    Согласно пункту 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона т 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

    Во исполнение указанного закона Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 утвержден Перечень доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии урегулирован разделом V Правил, пункты 32-35 которого содержат перечень видов доходов граждан, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Размер субсидий определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в пунктах 23,24 и 25 Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Предоставление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидий.

    Предоставление субсидий прекращается по решению уполномоченного органа при условии предоставления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (пункт 60 Правил).

    В пункте 61 Правил указано, что при наличии условий, указанных в подпункте "в" пункта 60 настоящих Правил, возврат в бюджет производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Из вышеперечисленных норм следует, что возврату в бюджет подлежит неосновательно полученная сумма, то есть разница между суммой субсидий, подлежащей начислению в случае предоставления полных сведений о размере совокупного дохода и суммой, фактически начисленной и выплаченной.

Материалами дела подтверждается, что в соответствии с распоряжениями истца, ответчику назначены и выплачены субсидии в общем размере 357 576,86 руб.

Период назначения субсидий

Размер субсидий

с 01.06.2012 по 30.11.2012

18 792,49

с 01.12.2012 по 31.05.2013

22211,71

с 01.06.2013 по 30.11.2013

25 657,80

с 01.12.2013 по 31.05.2014

24 903,04

с 01.06.2014 по 31.05.2015

55 397,08

с 01.06.2015 по 31.05.2016

68 299,24

с 01.06.2016 по 31.05.2017

68 268,56

с 01.06.2017 по 31.05.2018

74 046,94

    Оценивая доводы ответчика о пропуске срока исковой давности, суд приходит к следующему.

    Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите нарушенного права (ст. 196, 200 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности является самостоятельными основанием для отказа в иске.

    В пункте 12 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

    Пунктом 3 указанного постановления предусмотрено, что течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком.

    Пунктом 42 (1) Правил предусмотрено, что уполномоченный орган при принятии решения о предоставлении субсидии проводит проверку предоставленных сведений о доходах.

    Проверка осуществляется путем направления, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, запросов в органы и организации, обладающие необходимой информацией (п. 42(1) введен Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 № 734).

    Таким образом, доводы истца о том, что о нарушении права стало известно лишь в июне 2018 года, при наличии полномочий проверять сведения о доходах заявителей, являются несостоятельными.

    Учитывая изложенное, суд соглашается с позицией ответчика о пропуске истцом срока исковой давности за период до 21.12.2015 года, в связи с чем, доводы истца о получении ответчиком материнского капитала, приобретением в 2014 году недвижимого имущества, а также приобретение жилья до 21.12.2015 не имеют юридического значения.

В силу пункта 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Силина Ю.А. обратилась в суд с требованием к БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о признании распоряжения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 21.06.2018.

Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 17.08.2018 по гражданскому делу в удовлетворении иска Силиной Ю.А. к БУ «МФЦ» отказано.

Апелляционным определением Омского областного суда от 24.10.2018 указанное решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 17.08.2018 года оставлено без изменения.

Как следует из решения суда, имеющего преюдициальное значение для настоящего спора, сведения о доходах за декабрь 2017 года по май 2018 года являются недостоверными (л.д. 36).

Поскольку предметом судебного спора являлся конкретный период - декабрь 2017 года по май 2018, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований истцом за период с декабря 2017 года по май 2018 года и подлежащими взысканию как неосновательно полученные суммы субсидий в размере фактически выплаченных: 34 242,58 руб. (5 732,72 руб. – декабрь 2017 года, 28 509,86 руб. – январь- май 2018 года) (л.д. 28).

Оценивая представленные доказательства за период с 21.12.2015 по 30.11.2017 года, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в указанные периоды.

Статьей 55 ГПК РФ установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

    В соответствии с положениями ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

    Местом учета налогоплательщика является место жительства физического лица.

Суд полагает необходимым отметить, что материалы дела, содержат противоречивые сведения из налоговых органов (Том 1 л.д. 29,31-32, Том № 2 л.д. 24-59).

В качестве допустимого доказательства суд принимает ответ ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска (Том № 2 л.д. 24-59), как доказательство, представленное органом, уполномоченным в силу закона принимать налоговые декларации по месту жительства налогоплательщика.

Согласно указанному ответу, в отношении Силиной Ю.А. предоставлена информация о сумме полученного дохода за период с 2013- 2017 год, которая соответствует в полном объеме, тем сведениям, которые ответчик представила истцу при получении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как по периодам, так и по суммам полученного дохода.

Согласно представленным сведениям по счетам ответчика, судом установлено, что на счет ответчика, открытом в <данные изъяты>» поступали денежные средства, отраженные ответчиком в качестве пособия на ребенка, иные социальные выплаты, перечисляемые суммы субсидий на указанный счет, не могут относиться к доходу, определяемому в соответствии с Правилами.

Оценочное суждение истца о том, что наличие жилых помещений в центральном районе города Омска, является основанием для взыскания неосновательно полученных сумм субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суд полагает ошибочным, поскольку, как неоднократно указано ранее, перечень видов доходов граждан, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определен Правилами.

Достаточных доказательств, подтверждающих доводы истца о недостоверности сведений представленных ответчиком в отношении дохода, определяемого в соответствии с Правилами, о том, что при наличии иного дохода у ответчика в полном объеме отсутствовали основания к получению заявленной ко взысканию суммы, за период с 21.12.2015 по 30.11.2017, суду не представлено.

Наряду с указанным, согласно сведениям из УМВД России по Омской области от 17.04.2020, сотрудниками Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области проводились оперативно-розыскные мероприятия направленные на выявление возможных фактов хищения бюджетных средств при получении социальных выплат в 2016-2017 годах, в том числе в отношении Силиной Ю.А.

По результатам проведенных мероприятий фактов противоправных действий, в том числе со стороны гражданки Силиной Ю.А. не установлено.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований в части заявленных ко взысканию суммы субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 21.12.2015 по 30.11.2017, не имеется.

В соответствии с положениями статьи 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на уплату госпошлины в размере 649 руб. (исковые требования удовлетворены частично в размере 9,58% от полной цены иска. Cумма удовлетворенных исковых требований: 34 242,58 руб. Ответчик обязан компенсировать истцу часть государственной пошлины в размере: 648,87 руб.).

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    Исковые требования БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» удовлетворить частично.    

Взыскать с Силиной Юлии Александровны в пользу БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» необоснованно полученную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период декабрь 2017 – май 2018 года в размере 34 242,58 руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере 649,00 руб.

В удовлетворении иных требований - отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска.

Судья                                     А.Ю. Потеревич

Мотивированное решение изготовлено 06.07.2020.

Копия верна

Решение вступило в законную силу _________

УИД 55RS0002-01-2018-008110-25

Подлинный документ подшит в деле № 2-931/2020

Куйбышевского районного суда г. Омска

Судья     ___________________А.Ю. Потеревич

Секретарь __________________________    

2-931/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
БУОО "МФЦ"
Ответчики
Силина Юлия Александровна
Суд
Куйбышевский районный суд г. Омск
Судья
Потеревич Анна Юрьевна
Дело на сайте суда
kuybcourt.oms.sudrf.ru
10.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
11.02.2020Передача материалов судье
11.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.02.2020Судебное заседание
18.02.2020Судебное заседание
25.02.2020Судебное заседание
11.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Судебное заседание
16.06.2020Производство по делу возобновлено
16.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Судебное заседание
23.06.2020Судебное заседание
26.06.2020Судебное заседание
07.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее