Решение по делу № 2-1-1543/2024 от 30.08.2024

Дело № 2-1-1543/2024

УИД 57RS0012-01-2024-002290-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2024 года г. Ливны Орловская область.

Ливенский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Ревиной Н.Г.,

при секретаре Савковой Е.В.,

с участием помощника прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры ЕМН,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по иску прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах ФВН к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратом,

установил:

Ливенская межрайонная прокуратура Орловской области обратилась в суд с исковым заявлением в интересах ФВН к Департаменту здравоохранения Орловской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Ливенская Центральная районная больница» (далее БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ») об обязании обеспечить лекарственными препаратом, и обязании производить своевременную выписку рецептов на получение лекарственных препаратов, в обоснование указав, что Ливенской межрайонной прокуратурой Орловской области по обращению ФВН проведена проверка по вопросу льготного обеспечения её лекарственными препаратами.

В ходе проверки установлено, что ФВН состоит на учёте в БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» с диагнозом<данные изъяты> является инвали<адрес> группы, и в силу положений действующего законодательства является федеральным льготником и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов по МНН «Кетоаналоги аминокислот» таб. в сутки, «Дигоксин» 0,25мг. 1 таб. в сутки.

Несмотря на наличие медицинских показаний Департаментом здравоохранения Орловской области ФВН лекарственным препаратом по МНН «Кетоаналоги аминокислот», «Дигоксин» своевременно не обеспечивается.

Лекарственные препаратыМНН «Кетоаналоги аминокислот», «Дигоксин» входят в минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р.

ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» на имя ФВН выписан рецепт на получение лекарственного препарата МНН «Кетоаналоги аминокислот», который ДД.ММ.ГГГГ предъявлен в аптечную организацию и находится на отсроченном обеспечении.

ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» на имя ФВН выписан рецепт на получение лекарственного препарата МНН «Дигоксин», который ДД.ММ.ГГГГ предъявлен в аптечную организацию и находится на отсроченном обеспечении.

ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» на имя ФВН выписан рецепт на получение лекарственного препарата МНН «Кетоаналоги аминокислот», который ДД.ММ.ГГГГ предъявлен в аптечную организацию и находится на отсроченном обеспечении.

Ввиду того, что специального срока обслуживания рецепта, не установлено, льготный рецепт должен быт обслужен непосредственно при обращении в аптеку в течении срока действия рецепта.

Истец просил обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечивать ФВН лекарственными препаратами по МНН «Кетоаналоги аминокислот», «Дигоксин» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, обратив решение суда к немедленному исполнению, и обязать БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» производить своевременную выписку рецептов ФВН на лекарственные препараты по МНН «Кетоаналоги аминокислот», «Дигоксин» в соответствии с назначенной схемой лечения.

В судебном заседании помощник прокурора ЕМН, исковые требования в части обязании Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить ФВН лекарственными препаратами по МНН «Кетоаналоги аминокислот», «Дигоксин» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, обратив решение суда к немедленному исполнению поддержала. В отношении БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» от иска отказалась.

Истец ФВН в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен.

Представитель третьего лица ГУП ОО «Орелфармация» в заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель третьего лица Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом.

Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

На основании пункта 9.2 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение лиц лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Согласно частям 2, 4 и 9 статьи 4.1 названного Федерального закона средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствие с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение таких вопросов, как организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.

В пункте 24 части 2 статьи 26.3 данного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

Из анализа приведенных норм права следует, что решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее по тексту - Положение).

В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».

В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.

В силу пункта 11 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утвержденных Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н, действующих с 01 сентября 2022 г., отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФВН, ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом третьей группы, состоит на учете <данные изъяты> учете с диагнозом: <данные изъяты>, и является федеральным льготником и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов, медицинских изделий по рецептам врача, что усматривается из ответа БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ.

ФВН нуждается в лекарственных препаратах и медицинских изделиях:«Моксонидин» 3 таб. в сутки, мес. потр. – 6,6уп., «Дигоксин» 1 таб. в сутки, мес.потр. –1 уп., «Кетоаналоги аминокислот» 12 таб. в сутки, мес.потр.- 3,7уп.; «Амлодипин» 2 таб. в сутки, мес. потр. – 2,1уп., «Инсулин гларгин» 68 ЕД. в сутки, мес. потр. – 1,6уп., «Инсулин аспарт» 54 ЕД. в сутки, мес. потр. – 1,1уп., Тест-полоски для контроля уровня гликемин, 2 раза в сут., мес. потр. – 1,2 уп., «Апиксабан» 2 табл. в сутки, мес. потр. – 3,1уп., «Аторвастатин» 1 таб. в сутки, мес.потр. –1 уп.,«Спиронолактон» 1 таб. в сутки, мес.потр. –1,6 уп.,«Бисопролол» 1 таб. в сутки, мес.потр. –1 уп.,«Лизиноприл» 2 таб. в сутки, мес.потр. –2,1 уп..

По данным единой региональной информационной системы Орловской области реестра на имя ФВН лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ выписан рецепт на получение лекарственного препарата МНН «Кетоаналоги аминокислот», ДД.ММ.ГГГГ выписан рецепт на получение лекарственного препарата МНН «Дигоксин», ДД.ММ.ГГГГ выписан рецепт на получение лекарственного препарата МНН «Кетоаналоги аминокислот».

Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат по МНН «Кетоаналоги аминокислот» (Кетанамицид), был предъявлен в аптечную организацию ДД.ММ.ГГГГ и находится на отсроченном обеспечении.

Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат МНН «Дигоксин», был предъявлен в аптечную организациюДД.ММ.ГГГГ и находится на отсроченном обеспечении.

Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат МНН «Кетоаналоги аминокислот», был предъявлен в аптечную организациюДД.ММ.ГГГГ и находится на отсроченном обеспечении.

Принимая во внимание, что не обеспечение ФВН лекарственными препаратами создает условия, угрожающие её здоровью, нарушает её право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, что противоречит приведенному выше правовому регулированию, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В силу ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Учитывая, что замедление исполнения решения суда в части обязания Департамента здравоохранения Орловской области обеспечивать ФВН лекарственными препаратами может привести к высокому риску развития осложнений здоровья ФВН из-за отсутствия лекарственного препарата, принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, суд считает необходимым обратить решение в указанной части к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые заявления прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах ФВН к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратом, удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Орловской области ОГРН , ИНН обеспечить ФВН, ДД.ММ.ГГГГ., уроженку <адрес>, паспорт , лекарственными препаратами по МНН «Кетоаналоги аминокислот», «Дигоксин» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:

Дело № 2-1-1543/2024

УИД 57RS0012-01-2024-002290-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2024 года г. Ливны Орловская область.

Ливенский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Ревиной Н.Г.,

при секретаре Савковой Е.В.,

с участием помощника прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры ЕМН,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по иску прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах ФВН к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратом,

установил:

Ливенская межрайонная прокуратура Орловской области обратилась в суд с исковым заявлением в интересах ФВН к Департаменту здравоохранения Орловской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Ливенская Центральная районная больница» (далее БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ») об обязании обеспечить лекарственными препаратом, и обязании производить своевременную выписку рецептов на получение лекарственных препаратов, в обоснование указав, что Ливенской межрайонной прокуратурой Орловской области по обращению ФВН проведена проверка по вопросу льготного обеспечения её лекарственными препаратами.

В ходе проверки установлено, что ФВН состоит на учёте в БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» с диагнозом<данные изъяты> является инвали<адрес> группы, и в силу положений действующего законодательства является федеральным льготником и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов по МНН «Кетоаналоги аминокислот» таб. в сутки, «Дигоксин» 0,25мг. 1 таб. в сутки.

Несмотря на наличие медицинских показаний Департаментом здравоохранения Орловской области ФВН лекарственным препаратом по МНН «Кетоаналоги аминокислот», «Дигоксин» своевременно не обеспечивается.

Лекарственные препаратыМНН «Кетоаналоги аминокислот», «Дигоксин» входят в минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р.

ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» на имя ФВН выписан рецепт на получение лекарственного препарата МНН «Кетоаналоги аминокислот», который ДД.ММ.ГГГГ предъявлен в аптечную организацию и находится на отсроченном обеспечении.

ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» на имя ФВН выписан рецепт на получение лекарственного препарата МНН «Дигоксин», который ДД.ММ.ГГГГ предъявлен в аптечную организацию и находится на отсроченном обеспечении.

ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» на имя ФВН выписан рецепт на получение лекарственного препарата МНН «Кетоаналоги аминокислот», который ДД.ММ.ГГГГ предъявлен в аптечную организацию и находится на отсроченном обеспечении.

Ввиду того, что специального срока обслуживания рецепта, не установлено, льготный рецепт должен быт обслужен непосредственно при обращении в аптеку в течении срока действия рецепта.

Истец просил обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечивать ФВН лекарственными препаратами по МНН «Кетоаналоги аминокислот», «Дигоксин» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, обратив решение суда к немедленному исполнению, и обязать БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» производить своевременную выписку рецептов ФВН на лекарственные препараты по МНН «Кетоаналоги аминокислот», «Дигоксин» в соответствии с назначенной схемой лечения.

В судебном заседании помощник прокурора ЕМН, исковые требования в части обязании Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить ФВН лекарственными препаратами по МНН «Кетоаналоги аминокислот», «Дигоксин» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, обратив решение суда к немедленному исполнению поддержала. В отношении БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» от иска отказалась.

Истец ФВН в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен.

Представитель третьего лица ГУП ОО «Орелфармация» в заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель третьего лица Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом.

Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

На основании пункта 9.2 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение лиц лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Согласно частям 2, 4 и 9 статьи 4.1 названного Федерального закона средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствие с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение таких вопросов, как организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.

В пункте 24 части 2 статьи 26.3 данного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

Из анализа приведенных норм права следует, что решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее по тексту - Положение).

В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».

В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.

В силу пункта 11 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утвержденных Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н, действующих с 01 сентября 2022 г., отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФВН, ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом третьей группы, состоит на учете <данные изъяты> учете с диагнозом: <данные изъяты>, и является федеральным льготником и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов, медицинских изделий по рецептам врача, что усматривается из ответа БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ.

ФВН нуждается в лекарственных препаратах и медицинских изделиях:«Моксонидин» 3 таб. в сутки, мес. потр. – 6,6уп., «Дигоксин» 1 таб. в сутки, мес.потр. –1 уп., «Кетоаналоги аминокислот» 12 таб. в сутки, мес.потр.- 3,7уп.; «Амлодипин» 2 таб. в сутки, мес. потр. – 2,1уп., «Инсулин гларгин» 68 ЕД. в сутки, мес. потр. – 1,6уп., «Инсулин аспарт» 54 ЕД. в сутки, мес. потр. – 1,1уп., Тест-полоски для контроля уровня гликемин, 2 раза в сут., мес. потр. – 1,2 уп., «Апиксабан» 2 табл. в сутки, мес. потр. – 3,1уп., «Аторвастатин» 1 таб. в сутки, мес.потр. –1 уп.,«Спиронолактон» 1 таб. в сутки, мес.потр. –1,6 уп.,«Бисопролол» 1 таб. в сутки, мес.потр. –1 уп.,«Лизиноприл» 2 таб. в сутки, мес.потр. –2,1 уп..

По данным единой региональной информационной системы Орловской области реестра на имя ФВН лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ выписан рецепт на получение лекарственного препарата МНН «Кетоаналоги аминокислот», ДД.ММ.ГГГГ выписан рецепт на получение лекарственного препарата МНН «Дигоксин», ДД.ММ.ГГГГ выписан рецепт на получение лекарственного препарата МНН «Кетоаналоги аминокислот».

Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат по МНН «Кетоаналоги аминокислот» (Кетанамицид), был предъявлен в аптечную организацию ДД.ММ.ГГГГ и находится на отсроченном обеспечении.

Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат МНН «Дигоксин», был предъявлен в аптечную организациюДД.ММ.ГГГГ и находится на отсроченном обеспечении.

Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат МНН «Кетоаналоги аминокислот», был предъявлен в аптечную организациюДД.ММ.ГГГГ и находится на отсроченном обеспечении.

Принимая во внимание, что не обеспечение ФВН лекарственными препаратами создает условия, угрожающие её здоровью, нарушает её право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, что противоречит приведенному выше правовому регулированию, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В силу ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Учитывая, что замедление исполнения решения суда в части обязания Департамента здравоохранения Орловской области обеспечивать ФВН лекарственными препаратами может привести к высокому риску развития осложнений здоровья ФВН из-за отсутствия лекарственного препарата, принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, суд считает необходимым обратить решение в указанной части к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые заявления прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах ФВН к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратом, удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Орловской области ОГРН , ИНН обеспечить ФВН, ДД.ММ.ГГГГ., уроженку <адрес>, паспорт , лекарственными препаратами по МНН «Кетоаналоги аминокислот», «Дигоксин» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:

2-1-1543/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Фурсова Валентина Николаевна
Ливенская межрайонная прокуратура
Ответчики
Департамент здравоохранения Орловской области
БУЗ ОО "Ливенская ЦРБ"
Другие
Департамент финансов Орловской области
ГУП ОО "Орелфармация"
Суд
Ливенский районный суд Орловской области
Дело на странице суда
livensky.orl.sudrf.ru
30.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2024Передача материалов судье
05.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2024Судебное заседание
19.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2024Дело оформлено
19.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее