№5-705/2021
УИД 21RS0023-01-2021-000718-64
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
8 июля 2021 года г.Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Степанова Н.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
ФИО1, дата года рождения, уроженца адрес Чувашской Республики, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу: адрес адрес,
у с т а н о в и л :
В отношении ФИО1 дата составлен протокол об административном правонарушении -----, согласно которому дата в ------. ФИО1, находясь на постаменте памятника ФИО3, расположенном по адресу: адрес, адрес адрес, организовал несогласованное с администрацией г.Чебоксары публичное мероприятие в форме митинга, при помощи усилителя звука, который держал в руках и выкрикивал в сторону скопления граждан «Меня бы сегодня здесь не было! Я бы сегодня не смог веселить народ …», при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировал, тем самым нарушил требования ст. ст. 5, 17 Федерального закона РФ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях». ФИО1 ранее привлекался к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2 КоАП РФ постановлением Ленинского районного суда г.Чебоксары от дата. Действия ФИО1 квалифицированы по части 8 статьи 20.2. КоАП РФ.
ФИО1, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания лично, под роспись (л.д. 108), в судебном заседании не участвовал, обеспечил явку защитника ФИО4, который в судебном заседании вину ФИО1 в совершенном правонарушении не признал, пояснив, что он участвовал в мирном мероприятии, воспользовавшись своим конституционным правом. ФИО1 не было известно, что митинг не согласован, его об этом никто не предупреждал. Признак повторности совершенного правонарушения отсутствует. Просит производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава и наличием процессуальных нарушений при производстве по делу.
Должностное лицо, составившее протокол, в судебное заседание не явилось.
Из прокуратуры Чувашской Республики, извещенной о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, поступило письменное согласие прокурора Чувашской Республики на назначение ФИО1, являющемуся членом участковой избирательной комиссии ----- с правом решающего голоса, административного наказания (л.д. 89).
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, судья приходит к следующему.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ, Закон) публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ).
В соответствии с п. 3 данной статьи митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся:
1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
2) проведение предварительной агитации;
3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;
4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Положениями ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что организатор публичного мероприятия и иные граждане имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию только с момента согласования места и (или) времени проведения публичного мероприятия с органом местного самоуправления.
Статьей 7 Закона установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Пунктами 1 - 9 части 3 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ установлены требования к содержанию уведомления о проводимом публичном мероприятии.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
В силу ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток.
Как следует из ответа заместителя главы администрации г. Чебоксары ФИО5 от дата, уведомлений о публичных мероприятиях в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования и иных массовых акциях, предусмотренных Федеральным законом от 19.06.2004 № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», от граждан (организаций) не поступало.
Из приведенных выше доказательств, а также рапорта ------ адрес, исследованных в ходе судебного заседания, видеозаписи, объяснений сотрудников полиции следует, что ФИО1, дата в ------ стоя на постаменте памятника ФИО3, расположенного по адресу: адрес, адрес, адрес, при помощи усилителя звука, который держал в руках, выкрикивал в сторону скопления граждан «Меня бы сегодня здесь не было! Я бы сегодня не смог веселить народ …».
Допрошенный судом апелляционной инстанции в качестве свидетеля ------ ФИО6 пояснил, что дата находился в составе группы патрулирования по охране общественного порядка на адрес адрес. На постаменте им. ФИО3 находилась группа людей, которые по очереди выступали, делали заявления в сторону собравшихся граждан, призывали не расходиться, продолжить мероприятие. Среди них был ФИО1 Дословно он не помнит, что говорил ФИО1, поскольку прошло много времени. В объяснениях от дата он указывал, что именно говорил ФИО1, данные объяснения подтверждает. Рядом с трибуной стоял сотрудник полиции и в громкоговоритель требовал прекратить публичное мероприятие и разойтись, указывая, что данное мероприятие не согласовано. На требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие никто не реагировал. Стоявшие возле трибуны граждане стали бросать снежки в сотрудников полиции, их стали задерживать. В это время ФИО1 стал играть на гармошке.
Аналогичные показания дал свидетель ФИО7
Для решения вопроса о виновности ФИО1 в данном случае является юридически значимым то обстоятельство, что ФИО1 являлся организатором несогласованного в установленном порядке мероприятии, о чем ему было известно, а также проводил его.
В силу части 1 статьи 5 Закона N 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Обязанности организатора публичного мероприятия установлены частью 4 статьи 5 Закона N 54-ФЗ. Согласно этой норме данный субъект обязан, в частности:
- требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона (пункт 4 части 4 статьи 5 Закона N 54-ФЗ);
- иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия (пункт 10 части 4 статьи 5 Закона N 54-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что ФИО1 не являлся организатором несогласованного публичного мероприятия, а принимал в нем участие.
В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторным является административное правонарушение, совершенное в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 данного Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
В пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» разъяснено, что, исходя из взаимосвязанных положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 и части 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повторным является совершение любого из предусмотренных частями 1 - 6.1 статьи 20.2 названного Кодекса административных правонарушений в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 данного Кодекса.
Статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Установлено, что постановление Ленинского районного суда г.Чебоксары от дата, которым ФИО1 был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2 КоАП, отменено постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от дата с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела постановлением Ленинского районного суда г.Чебоксары от дата ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2 КоАП.
Однако, на момент совершения дата вменяемого правонарушения, установленный ч. 8. ст. 20.2 КоАП РФ признак повторности совершения административного правонарушения отсутствовал.
Таким образом, действия ФИО1 суд квалифицирует по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Из ответа заместителя председателя Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики ----- следует, что ФИО1 является членом участковой избирательной комиссии ----- с правом решающего голоса (дата начала полномочий дата).
В соответствии с п. 18 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прокурором Чувашской Республики дата дано согласие на назначение ФИО1 административного наказания.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Общие правила назначения административного наказания законодатель сформулировал в положениях главы 4 КоАП РФ.
Согласно ст.4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств отягчающих и смягчающих административную ответственность ФИО1 материалами дела не установлено.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, отсутствие отягчающих и смягчающих вину обстоятельств, его материальное положение, что не может повлечь назначение наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией рассматриваемой статьи, другие обстоятельства в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, и полагает необходимым назначить административное наказание в виде штрафа в минимальном размере 10 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере ------.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам: -----, получатель платежа: ------ (адрес), ------
В соответствии со ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 руб., либо административный арест до 15 суток.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Судья Н.А. Степанова