Дело № 2а-1863/28-2019г.
46RS0030-01-2019-000339-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2019 года г. Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе
председательствующего судьи Найденовой О.Н.,
при секретаре Шульгиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Курску к Дурач Валентине Анатольевне о взыскании задолженности и пени по земельному налогу, налогу на имущество,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Курску обратилась в суд с административным исковым заявлением к Дурач В.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество в размере 3922 руб., пени по налогу на имущество в размере 22,32 руб., задолженности по земельному налогу в размере 1769 руб., пени по земельному налогу в размере 48,98 руб., указав, что согласно сведениям, представленным в налоговый орган в соответствии с п.4 ст. 85 НК РФ, административный ответчик имеет имущество, признаваемое объектом налогообложения. Налоговым органом был исчислен налог на имущество и земельный налог, суммы которых, их расчет и срок уплаты указаны в налоговых уведомлениях, которые были направлены административному ответчику. В установленный законом срок административный ответчик налог на имущество и земельный налог, указанные в налоговых уведомлениях не уплатил, в связи с чем в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом на суммы недоимок были начислены пени, и административному ответчику были направлены требования об уплате налога на имущество, земельного налога и пени по налогам, которые также остались без исполнения. По заявлению налогового органа мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и пени, который впоследствии был отменен.
В ходе судебного разбирательства административным истцом были уточнены заявленные требования, вследствие чего просили взыскать с административного ответчика задолженность по налогам и пени в общей сумме 3393,30 руб., из которых пени по земельному налогу в размере 38,92 руб., пени по земельному налогу в размере 10,06 руб., задолженность по налогу на имущество за 2015 год в размере 1691 руб., за 2016 год в размере 2231 руб., пени по налогу на имущество в размере 22,32 руб.
В судебное заседание не явилась административный ответчик Дурач В.А., о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представила в суд платежные поручения об уплате испрашиваемой административным истцом задолженности по земельному налогу, налогу на имущество и пени по указанным налогам.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Маслова А.В. уточненные заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске. Также указала, что ДД.ММ.ГГГГ по лицевому счету налогоплательщика Дурач В.А. прошел платеж задолженности по земельному налогу, остальные суммы по налогу на имущество, пени по налогам по представленным административным ответчиком платежным поручениям в налоговый орган еще не поступили.
Выслушав представителя административного истца ИФНС России по г. Курску Маслову А.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
По смыслу ч.1 ст. 45, ч. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить ее в установленный срок.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу ч. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ст.ст. 400, ч.1 401 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается имущество, расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в том числе: жилое помещение (квартира, комната).
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 чт. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Таким образом, согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
В судебном заседании установлено, что в 2015 и 2016 годах Дурач В.А. имела имущество, признаваемое объектом налогообложения, а именно: земельные участки: с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; квартиру по адресу: <адрес>; квартиру по адресу: <адрес>; объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>; иные строения, помещения, сооружения по адресу: <адрес>; объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>; объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>
Налогоплательщику Дурач В.А. были сформированы и направлены налоговые уведомления: № от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате до ДД.ММ.ГГГГ. земельного налога за 2015 год в размере 1769 руб., налога на имущество за 2015 год в размере 751 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате до ДД.ММ.ГГГГ. земельного налога за 2016г. в размере 1769 руб., налога на имущество за 2015-2016г.г. в размере 3922 руб.
Согласно ст. 57 Налогового кодекса РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора ( ч.3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.4).
В силу с п. 5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно ч. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неполученную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Поскольку административным ответчиком Дурач В.А. обязанность по оплате налога на имущество за 2015-2016 годы, а также земельного налога за 2016 год не была исполнена, то ей были выставлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ. задолженности по налогу на имущество и земельному налогу в общей сумме 2520 руб. пени по указанным налогам в сумме 55,44 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ. задолженности по налогу на имущество и земельному налогу в общей сумме 5691 руб., пени по указанным налогам в сумме 32,38 руб.
Однако, данные требования административным ответчиком Дурач В.А. в указанные сроки в полном объеме не были исполнены, у административного ответчика имеется задолженность по налогу на имущество за 2015-2016 годы в сумме 3922 руб. пени в размере 22,32 руб., по земельному налогу за 2016 год в размере 1769 руб., пени в размере 48,98 руб.
Административный истец обратился к мировому судье судебного участка №3 судебного района Центрального округа г. Курска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Дурач В.А. задолженности по налогу на имущество, земельному налогу, пени по налогам. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ. был вынесен судебный приказ, который определением мирового судьи ДД.ММ.ГГГГ отменен.
После отмены судебного приказа административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок для обращения с административным иском о взыскании задолженности по налогам, пени.
В ходе судебного разбирательства административным истцом были уточнены заявленные требования в связи с оплатой административным ответчиком задолженности по земельному налогу. В связи с чем просят взыскать с административного ответчика пени по земельному налогу в размере 48,98 руб., задолженность по налогу на имущество в размере 3922 руб., пени на налогу на имущество в размере 22,32 руб.
Однако, при рассмотрении дела административным ответчиком Дурач В.А. были представлены платежные поручения № от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате пени по земельному налогу за 2015-2016г.г. в сумме 185,66 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате задолженности на налогу на имущество за 2015-2016г.г. в размере 3922 руб., № ДД.ММ.ГГГГ. об уплате пени по налогу на имущество за2015-2016г.г. в размере 525,16 руб., что свидетельствует о том, что на день рассмотрения и разрешения административного иска административным ответчиком Дурач В.А. оплачены взыскиваемые административным истцом суммы задолженности по налогу на имущество, пени по налогу на имущество и пени по земельному налогу.
В представленных платежных поручениях указано какой налогу оплачен и за какой период, указанные платежные поручения представлены в период рассмотрения настоящего административного дела, а потому суд приходит к выводу, что стороной административного ответчика при рассмотрении данного дела выполнена обязанность по уплате налога на имущество за 2015-2016 годы и начисленной на такую недоимку пени, а также пени по земельному налогу, взыскиваемых в рамках настоящего дела.
На основании изложенного суд полагает, что административный иск ИФНС России к Дурач В.А. о взыскании задолженности и пени по налогу на имущество, земельному налогу удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по г. Курску к Дурач Валентине Анатольевне о взыскании задолженности и пени по земельному налогу, налогу на имущество, отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: