№ 2-1194/2023 (2-10110/2022;)
УИД66RS0001-01-2022-010697-60
Решение изготовлено в окончательной форме 17.03.2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2023 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга
в составе председательствующего судьи: Мурзагалиевой А.З.,
при секретаре судебного заседания Дедовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску товарищества собственников жилья «Репина 107» к Шарыпову Александру Евгеньевичу об обязании предоставить доступ к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, взыскании судебной неустойки, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Представитель истца обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого пояснил, что многоквартирный <адрес> г. Екатеринбурге (далее по тексту - МКД) находится под управлением товарищества собственников жилья «Репина 107» (далее по тексу – ТСЖ «Репина 107»), на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ.
Собственником квартиры № № данном МКД является ответчик Шарыпов А.Е.
На основании решения общего собрания собственников помещений МКД, оформленных протоколом № от 27.05.2022 заключен договор с ООО «Маритоль» о проведении капитального ремонта стояков внутренних инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения. Во время проведения работ по капитальному ремонту стояков холодного водоснабжения и водоотведения представителями истца и подрядной организации 28.07.2022 производился осмотр жилых помещений, в которых проходят стояки, подлежащие замене. Ответчик доступ в принадлежащее ему жилое помещение не предоставил.
05.08.2022 в подъезде №, в котором расположена квартира ответчика, было размещено объявление о проведении 11.08.2022 капитального ремонта стояков холодного водоснабжения и водоотведения во всех двухкомнатных квартирах, расположенных под помещением ответчика и в помещении ответчика.
Кроме того, ответчику направлено уведомление от 05.08.2022 № о необходимости предоставить доступ к общему имуществу – стоякам инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения для проведения работ по капитальному ремонту в установленное время. Ответчик доступ к стоякам холодного водоснабжения и водоотведения в жилом помещении для проведения капитального ремонта отказался предоставлять, что подтверждается актом от 11.08.2022. 18.10.2022 ответчику повторно направлено уведомление № о необходимости предоставить доступ к общему имуществу – стоякам инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения для проведения работ по капитальному ремонту в установленное время, а именно, 25.10.2022, 26.10.2022. Также 24.10.2022 в подъезде №, в котором расположена квартира ответчика, размещено объявление о проведении 25.10.2022 капитального ремонта стояков холодного водоснабжения и водоотведения в квартире ответчика и квартирах, расположенных ниже помещения ответчика. 25.10.2022 доступ в помещение и к общему имуществу – стоякам водоснабжения и водоотведения ответчиком не предоставлен, о чем составлен акт от 25.10.2022.
Указанным бездействием, по мнению истца, нарушаются права иных собственников жилых помещений в МКД на безопасные и комфортные условия проживания, не удается обеспечить выполнение решения общего собрания собственников – проведение капитального ремонта стояков внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренного законодательством.
В связи с изложенным, представитель истца просит, с учетом уточнения:
1. обязать Шарыпова А.Е. предоставить сотрудникам ТСЖ «Репина 107» и ООО «Маритоль» доступ к общему имуществу МКД – стоякам холодного водоснабжения и водоотведения, находящимся в жилом помещении - в <адрес> многоквартирного <адрес> в г. Екатеринбурге для проведения работ по капитальному ремонту стояков внутренних инженерных систем водоснабжения и водоотведения;
2. присудить ко взысканию в пользу ТСЖ «Репина 107» с Шарыпова А.Е. неустойку на случай неисполнения решения суда в части возложения обязанности предоставить доступ в размере 1 500 рублей в день, со следующего дня после истечения шестимесячного срока с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
3. взыскать с Шарыпова А.Е. в пользу ТСЖ «Репина 107» государственную пошлину 6 000 руб.
Представители истца ТСЖ «Репина 107» - Курникова Е.В., являющаяся председателем правления ТСЖ «Репина 107», на основании протокола заседания правления от 30.05.2022, Гальченко Ю.П., действующая на основании доверенности от 01.08.2022, в судебном заседании настаивали на исковых требованиях в полном объеме, доводы, изложенные в иске, поддержали, уточнили исковые требования в части указания, что необходим доступ к общему имуществу МКД, а именно, к стоякам холодного водоснабжения и водоотведения, находящимся в жилом помещении ответчика, не возражали против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик Шарыпов А.Е., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, его ходатайство об отложении дела слушанием судом оставлено без удовлетворения, в связи с непредставлением документов, подтверждающих уважительность неявки в судебное заседание.
Суд, с учетом мнения истца, определил рассмотреть настоящее дело в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица - ООО «Маритоль» - Белова П.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, суду пояснила, что в настоящее время часть работ по замене стояков водоснабжения и водоотведения выполнена, вместе с тем, в связи с не предоставлением некоторыми собственниками доступа в жилые помещения, в том числе, ответчиком, подрядная организация не может завершить ремонтные работы, в связи с чем, сроки выполнения работ вынуждено продлены. При вскрытии и замене труб, установлено поражение труб, коррозии, трубы пришли в негодность, что может в любой момент привести к аварии и затоплению квартир.
Представитель третьего лица - Департамента государственного, жилищного и строительного надзора Свердловской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы настоящего дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что ТСЖ «Репина 107» осуществляет управление многоквартирным домом № по <адрес> в г. Екатеринбурге.
В соответствии с ч. 1 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Решением общего собрания собственников помещений данного МКД, оформленного протоколом № от 27.05.2022, утверждено проведение капитального ремонта – замены внутренних инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения от подвального помещения до технического чердачного этажа (стояков холодного водоснабжения и водоотведения) в жилом <адрес> в г. Екатеринбурге в 4-5 и 1-3 подъездах в срок до 31.10.2024, в связи с полным физическим износом, за счет целевых взносов на капитальный ремонт собственников помещений, размещенных на специальном счете в ПАО «Сбербанк», утвержден локальный сметный расчет (смета) № от 14.04.2022 на замену внутренних инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения от подвального помещения до технического этажа в данном МКД, в объеме, соответственно, 960 м.п. и 1024 м.п. на общую сумму 2 934 888 руб. 31 коп. (пункт 12 повестки собрания).
Данное решение в установленном законом порядке недействительным не признано.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе, принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 5 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе, для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Из вышеуказанных положений следует, что общее собрание собственников, как орган управления многоквартирным домом, обладает исключительной компетенцией по вопросу принятия решений, в том числе, о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, которое является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе, для ответчика.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения. состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В силу п. 20 Правил 491, если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подтверждается предписанием, выданным соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов.
В соответствии с п.21 Правил 491, капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
В п. 22 Правил 491 указано, что факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом, в соответствии с п.23 Правил 491, в решении о проведении капитального ремонта собственники помещений вправе предусматривать замену элементов общего имущества при необходимости устранения их морального износа.
На основании приказа от 01.10.2015 № заместителя директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области на 2015 год, опубликованного на сайте прокуратуры Свердловской области, на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 27.10.2015 было проведено обследование органом государственного контроля - Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с составлением акта.
По результатам проведенной плановой проверки Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в адрес ТСЖ «Репина 107» 16.11.2015 выдано предписание, согласно пункта 13 которого предписано - провести общее собрание собственников помещений жилого дома с вынесением вопроса о необходимости проведения ремонтных работ по замене покрытия кровли и магистрального трубопровода ХВС, утвердить виды и объем работ, стоимость и сроки их выполнения, источник финансирования. До принятия решения (в его отсутствие) исключить утечки (свищи) на трубопроводе ХВС.
Согласно протоколу от 09.11.2015 очередного годового общего собрания членов ТСЖ «Репина 107» и собственников помещений во исполнение предписания надзорного органа квалифицированным большинством голосов было принято решение по вопросу № 7: провести ремонтные работы по полной замене, в связи с полным физическим износом магистрали холодной воды в подвальном помещении дома за счет целевых взносов на капитальный ремонт собственников помещений и утверждении смет в размере: I секция - 4-5 подъезды – 106 461 руб., 2 секция - 1-3 подъезды - 189 439 руб. Соответственно, капитальный ремонт (замена) внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения в части магистрали ХВС был выполнен.
Поскольку внутридомовая инженерная система холодного водоснабжения является единым и целостным элементом общего имущества, построена в одно и то же время и из одного и того же материала, то и стояки холодного водоснабжения как части этой системы также критически утратили свои качества и способность надлежаще обеспечивать предоставление коммунальной услуги холодного водоснабжения.
Кроме того, внутридомовая инженерная система водоотведения также на момент обследования с участием надзорного государственного органа находилась в ненадлежащем состоянии, что подтверждается актом обследования № от 27.10.2015.
Ненадлежащее состояние внутридомовых систем холодного водоснабжения и водоотведения в части стояков, подтверждается представленными в материалы дела актами осмотров от 09.02.2017, от 27.02.2017, от 26.07.2017, от 07.08.2017, от 10.08.2017, от 26.10.2017, от 06.08.2018, от 16.08.2018, от 01.11.2018, от 15.02.2023; поступившими в адрес истца заявлениями собственников помещений дома - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ООО «Екатеринбургфарм» от ДД.ММ.ГГГГ, собственника <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, собственника <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; а также отчетами по устранению аварий на сетях холодного водоснабжения и водоотведения, за периоды с 01.01.2018 по 28.08.2018, с 01.10.2018 по 31.12.2018, согласно требованиям Роспотребнадзора и Администрации г. Екатеринбурга; выкопировкой из журнала учета заявок слесаря-сантехника ТСЖ «Репина 107», за период с 31.01.2015 по 23.01.2019.
Порядок оценки степени физического износа многоквартирного дома, включая его конструктивные элементы, определяется «Ведомственными строительными нормами. Правила оценки физического износа жилых зданий. ВСН 53-86(р)», утвержденными Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 г. № 446 (далее по тексту - Правила оценки).
При этом, согласно ст. 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ
«О техническом регулировании», федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Поэтому, действующие в настоящее время ВСН (ведомственные строительные нормы) носят рекомендательный характер и применять их нужно с учетом данного обстоятельства. Согласно преамбуле Правил оценки, данный документ предназначен для оценки физического износа жилых зданий, необходимой при технической инвентаризации, планировании и проектировании капитального ремонта жилищного фонда. Правила оценки не распространяются на оценку физического износа МКД, пострадавших в результате стихийных бедствий.
В соответствии с п. 1.1. Правил оценки, под физическим износом конструкции, элемента, системы инженерного оборудования и здания в целом следует понимать утрату ими первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и др.) в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека. Физический износ на момент его оценки выражается соотношением стоимости объективно необходимых ремонтных мероприятий, устраняющих повреждения конструкции, элемента, системы или здания в целом, и их восстановительной стоимости.
Действующее законодательство Российской Федерации не дает однозначного ответа, кто должен осуществлять оценку физического износа конструктивных элементов многоквартирного дома. Вышеуказанные Правила оценки не содержат соответствующего положения. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, так же не содержат сведений о лицах, имеющих право определять степень физического износа МКД, и напрямую не вменяет организациям, управляющим МКД, в обязанность организовывать работы по периодической корректировке данных сведений.
Положение по техническому обследованию жилых зданий (ВСН 57-88(р), утвержденное Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 06.07.1988 № 191, которое так же носит рекомендательный характер, фактически является единственным нормативным актом федерального уровня, регламентирующим систему технического обследования состояния жилых зданий (далее по тексту - Положение) и определяющий круг лиц. имеющих право проводить соответствующие работы.
Согласно части 5.1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту; сроки проведения капитального ремонта; источники финансирования капитального ремонта;
лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Инициатором проведения общего собрания по вопросу капитального ремонта общего имущества дома может выступить любой собственник помещения в доме или управляющая организация.
Частями 1-2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Закона Свердловской области от 19.12.2013 № 127-03 «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» установлен перечень работ и (или) услуг, выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с «СП 368.1325800.2017 Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта» (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 25.11.2017 № 1582/пр) в перечень работ по капитальному ремонту включают работы по восстановлению элементов здания, для которых более 30% объема имеют физический износ 45% и более.
При выбранном и реализованном способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо по собственной инициативе (часть 4.1 статьи 170, часть 2 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации), при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
Общая сумма предельной стоимости планируемых работ не должна превышать остаток денежных средств на специальном счете на момент проведения голосования собственников.
Согласно техническому паспорту <адрес> в г. Екатеринбург, система холодного водоснабжения выполнена из стальных труб, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) которых согласно Таблице А.2 - «Минимальная продолжительность эксплуатации элементов зданий до капитального ремонта» Свода правил СП 368.1325800.2017 "Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта" (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 ноября2017 г. N 1582 пр) составляет 15 лет. которые с учетом ввода в эксплуатацию в 1999-2000 годы истекли в 2014-2015 годах, соответственно.
Что касается системы канализации, выполненной из чугунных труб, то если при обычной (нормальной) эксплуатации продолжительность последней может составлять 40 лет, то реальное ее состояние определяется фактическими условиями эксплуатации и может отличаться от ожидаемого в нормальных условиях. Согласно таблице № 68 Правил оценки физического износа жилых зданий - ВСН 53-86(р), неисправность системы: повсеместные повреждения приборов, следы ремонтов (хомуты, заделка и замена отдельных участков) соответствует физическому износу 61-80 % и требует полной замены системы канализации дома, что соответствует описанию дефектов системы канализации в подвале дома, отмеченных в акте осмотра Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 27.10.2015г. Возможно, на состояние чугунной системы водоотведения повлияли процессы осадок конструкции дома, наличие которых подтверждается даже заявлением самого ответчика, поданным в ТСЖ «Репина 107» 09.12.2010г., копия которого прилагается.
Также, выкопировкой из журнала заявок слесаря-сантехника ТСЖ «Репина 107» за 2015-2019гг. подтверждаются многочисленные факты аварий на системе канализации, свидетельствующих о существенном износе внутридомовых сетей водоотведения, о чем собственникам помещений дома было известно, в том числе в силу участия в выполнении мероприятий по устранению аварий.
Согласно требованиям Роспотребнадзора, отраженным в протоколе аппаратного совещания от 16.08.2018, в п.2.2.5 начальнику Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Брагину А.В., руководителям управляющих компаний, ТСЖ предписано обеспечить своевременное устранение аварийных ситуаций на сетях водоснабжения и канализации жилых домов в целях реализации «Комплексного плана санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий по профилактике острых кишечных инфекций в г. Екатеринбурге на 2018-2020 гг.». Согласно этим отчетам имели место многочисленные аварии на внутридомовых сетях водоснабжения и водоотведения дома по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, что могло повлечь неблагоприятные последствия по нарушению санитарных требований для ТСЖ «Репина 107». Устранение разрывов на указанных сетях возможно только путем их полной замены (капремонта).
Кроме того, фактическое расположение стояков водоотведения непосредственно за стояками холодного водоснабжения (фото прилагаются), с учетом устройства коробов в квартирах, не позволило бы без ущерба для новых стояков ХВС произвести их замену через 20 лет, так как срок службы полипропиленовых труб ХВС составляет около 50 лет.
Подрядная организация ООО «Маритоль» является членом саморегулируемой организации Ассоциация «Объединение строительных организаций Екатеринбурга и Свердловской области» (Ассоциация «ОСОЕС»), регистрационный №, что подтверждается выпиской от 30.01.2023г., имеет право выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса: в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).
05.08.2022 в подъезде №, в котором расположена квартира ответчика, было размещено объявление о проведении 11.08.2022 капитального ремонта стояков холодного водоснабжения и водоотведения во всех двухкомнатных квартирах, расположенных под помещением ответчика и в помещении ответчика.
Кроме того, ответчику направлено уведомление от 05.08.2022 № о необходимости предоставить доступ к общему имуществу – стоякам инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения для проведения работ по капитальному ремонту в установленное время. Ответчик доступ к стоякам холодного водоснабжения и водоотведения в жилом помещении для проведения капитального ремонта отказался предоставлять, что подтверждается актом от 11.08.2022. 18.10.2022 ответчику повторно направлено уведомление № о необходимости предоставить доступ к общему имуществу – стоякам инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения для проведения работ по капитальному ремонту в установленное время, а именно, 25.10.2022, 26.10.2022.
Также 24.10.2022 в подъезде №, в котором расположена квартира ответчика, размещено объявление о проведении 25.10.2022 капитального ремонта стояков холодного водоснабжения и водоотведения в квартире ответчика и квартирах, расположенных ниже помещения ответчика. 25.10.2022 доступ в помещение и к общему имуществу – стоякам водоснабжения и водоотведения ответчиком не предоставлен, о чем составлен акт от 25.10.2022.
До настоящего времени доступ к общедомовому имуществу ответчиком не предоставлен, в связи с чем, имеются препятствия для проведения вышеуказанных работ.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 17. Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. ч. 1, 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. ч. 1, 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 2.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (ч. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Обязанность по обеспечению собственником помещения доступа к транзитным (общедомовым) инженерным коммуникациям, проходящих через помещение, установлена Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
В соответствии с пп. «б» п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время, а также требовать допуска гарантирующего поставщика (сетевой организации - в отношении жилого дома (домовладения) в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика, сетевую организацию.
Кроме того, силу под. "е" п. 34 Правил №354, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Приведенные нормы определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, для чего он имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя.
С учетом изложенного, право требовать допуска в занимаемое потребителем помещение, в том числе, к инженерным системам, проходящим через это помещение, у представителей исполнителя имеется не только тогда, когда такое требование обусловлено аварийной ситуацией или жалобами других потребителей на нарушение их законных прав. Такое право имеется у представителей исполнителя в силу прямого указания в законе, не зависит от конкретных обстоятельств и установлено, в том числе, для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций или возможных нарушений прав граждан в будущем.
Таким образом, у ответчика, как собственника жилого помещения, имеется обязанность по предоставлению доступа к инженерным системам, которые находятся в его помещении, в данном случае, стоякам холодного водоснабжения и водоотведения, находящимся в жилом помещении - в <адрес> многоквартирного <адрес> в г. Екатеринбурге для проведения работ по капитальному ремонту стояков внутренних инженерных систем водоснабжения и водоотведения.
При таких обстоятельствах, суд находит требования истца об обязании Шарыпова А.Е. предоставить сотрудникам ТСЖ «Репина 107» и ООО «Маритоль» доступ к общему имуществу МКД – стоякам холодного водоснабжения и водоотведения, находящимся в жилом помещении - в <адрес> многоквартирного <адрес> в г. Екатеринбурге для проведения работ по капитальному ремонту стояков внутренних инженерных систем водоснабжения и водоотведения – подлежащими удовлетворению.
Истцом по заявлены требования о взыскании с ответчика судебной неустойки в размере 1 500 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 308.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ, в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (пункт 2 статьи 308.3 ГК РФ).
Как разъяснено в пунктах 31 и 32 вышеуказанного постановления, суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре; судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства; удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения.
Если требование о взыскании судебной неустойки заявлено истцом и удовлетворяется судом одновременно с требованием о понуждении к исполнению обязательства в натуре, началом для начисления судебной неустойки является первый день, следующий за последним днем установленным решением суда для исполнения обязательства в натуре.
Судом удовлетворены требования об обязании Шарыпова А.Е. предоставить сотрудникам ТСЖ «Репина 107» и ООО «Маритоль» доступ к общему имуществу МКД – стоякам холодного водоснабжения и водоотведения, находящимся в жилом помещении - в <адрес> многоквартирного <адрес> в г. Екатеринбурге для проведения работ по капитальному ремонту стояков внутренних инженерных систем водоснабжения и водоотведения.
Учитывая изложенное, заявленные требования истца, суд устанавливает срок исполнения указанного обязательства в натуре - в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Суд считает возможным частично удовлетворить требования истца о присуждении неустойки в случае неисполнения настоящего решения.
Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение. Судебный акт в части взыскания судебной неустойки подлежит принудительному исполнению только по истечении определенного судом срока исполнения обязательства в натуре.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика судебной неустойки в размере 1 500 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда.
Суд полагает, что данный размер неустойки не соответствует принципам справедливости и соразмерности, не соответствует объему обязательств ответчика, может привести к необоснованному извлечению выгоды на стороне истца.
С учетом изложенного, с Шарипова А.Е. подлежит взысканию неустойка 500 рублей за каждый день просрочки исполнения данного решения суда, со следующего дня после истечения шестимесячного срока с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Как следует из материалов дела, истцом при обращении с настоящим иском понесены расходы на оплату государственной пошлины 6 000 руб., которые в порядке ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат взысканию с ответчика.
Иных требований, требований по иным основаниям на рассмотрение суда не заявлено.
Руководствуясь ст. ст. 13, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования товарищества собственников жилья «Репина 107» к Шарыпову Александру Евгеньевичу об обязании предоставить доступ к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, взыскании судебной неустойки, судебных расходов – удовлетворить частично.
Обязать Шарыпова Александра Евгеньевича предоставить сотрудникам ТСЖ «Репина 107» и ООО «Маритоль» доступ к общему имуществу многоквартирного дома – стоякам холодного водоснабжения и водоотведения, находящимся в жилом помещении – <адрес> для проведения работ по капитальному ремонту стояков внутренних инженерных систем водоснабжения и водоотведения.
В случае неисполнения решения суда взыскать с Шарыпова Александра Евгеньевича в пользу ТСЖ «Репина 107» судебную неустойку в размере 500 рублей со дня, следующего после истечения 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Шарыпова Александра Евгеньевича в пользу ТСЖ «Репина 107» государственную пошлину 6 000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Исковые требования товарищества собственников жилья «Репина 107» в остальной части – оставить без удовлетворения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья