31RS0022-01-2022-005816-12 Дело № 2-100/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2023 года гор. Белгород
Свердловский районный суд города Белгорода в составе:
председательствующего судьи Чернышовой О.П.,
при секретаре Демчук Л.И.,
с участием представителя истца Савченко Е.Д., ответчиков: представителя министерства имущественных и земельных отношений Белгородской области - Жариковой А.И.,, представителя ГУП «Белоблводоканал» - Запорожец А.В., третьих лиц: представителя министерства жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области – Орловой И.В., представителя администрации Борисовского района Белгородской области Семенова А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Борисовского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к ГУП «Белоблводоканал», министерству имущественных и земельных отношений Белгородской области о признании бездействий незаконными, возложении обязанности,
установил:
Прокуратурой Борисовского района на основании поручения прокуратуры Белгородской области от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ за № проведена проверка в части антитеррористической защищенности объектов водоснабжения по информации ГУП «Белоблводоканал», в ходе которой в деятельности филиала «Западный» ВКХ «Борисовский район» ГУП «Белоблводоканал» выявлены существенные нарушения действующего законодательства. Представление прокуратуры Борисовского района от ДД.ММ.ГГГГ ГУП «Белоблводоканал» не удовлетворено, меры для устранения выявленных нарушений не приняты.
Прокурор Борисовского района просил:
- признать незаконным бездействие ГУП «Белоблводоканал» выразившееся в неисполнении законных требований прокурора, а именно непринятие мер по обеспечению антитеррористической защищенности объектов водоснабжения.
- возложить на ГУП «Белгородский областной водоканал» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по установлению периметрального ограждения объектов водоснабжения в пределах первого пояса зоны санитарной охраны, расположенных по адресу:
Водозаборная скважина №, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №;
Водозаборная скважина №, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №;
Скважина, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №;
Скважина, расположенная по адресу: <адрес>, рядом с участком №, кадастровый №;
Скважина, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №
Скважина, расположенная на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>,
Скважина, расположенная на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
- возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Белгородской области обязанность провести мероприятия по постановке скважины, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и скважины, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> на государственный кадастровый учет недвижимости.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал.
Представители ответчиков ГУП «Белоблводоканал», министерства имущественных и земельных отношений Белгородской области, представитель третьего лица министерства имущественных и земельных отношений Белгородской области возражали против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица администрации Борисовского района Белгородской области против удовлетворения требований не возражал.
Третье лицо министерства финансов и бюджетной политики Белгородской области в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, причины неявки суду не известны.
Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд исходит из следующего.
В соответствии с требованиями статьи 2 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются высшей ценностью.
Согласно п. 6 ст. 3 Закона антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 5 Закона юридические лица обеспечивают выполнение требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности различных категорий объектов (ч. 2 ст. 5 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2012 № 1467 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения (далее – Требования).
Согласно п. 36 Требований объекты водоснабжения и водоотведения независимо от установленной категории при наличии соответствующей технической возможности оборудуются инженерными средствами защиты - основным и дополнительным ограждением, исключающим бесконтрольный проход людей (животных) и въезд транспортных средств на объект водоснабжения и водоотведения, а также средствами, предотвращающими (максимально затрудняющими) несанкционированное проникновение нарушителя на объект водоснабжения и водоотведения.
Согласно подпункту «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании п. 13 Концепции, предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется, в том числе, путем принятия мер технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
В силу положений ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Согласно ч.ч. 1,2 Водного кодекса РФ, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу положений ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно п 1.4 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 (далее СанПиН 2.1.4.1110-02), зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно п.п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
В соответствии с пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Согласно уставу, ГУП «Белоблводоканал» создано в соответствии с распоряжением Правительства Белгородской области от 03 сентября 2019 года № 470-рп «О реорганизации государственных унитарных предприятий Белгородской области». Собственником имущества предприятия является Белгородская область.
Учредителем предприятия от имени Белгородской области выступает министерство имущественных и земельных отношений Белгородской области. Предприятие находится в ведомственном подчинении отраслевого органа - министерства жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области.
ГУП «Белоблводоканал» от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
Имущество ГУП «Белоблводоканал» находится в государственной собственности Белгородской области, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе.
Сторонами по делу не оспаривалось, что указанные в иске объекты водоснабжения, расположенные на территории Борисовского района Белгородской области, находятся на балансе ГУП «Белоблводоканал», зоны санитарной охраны данных объектов и периметральное ограждение, в нарушение приведенного законодательства РФ, не установлены, в связи с отсутствием финансирования.
В соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса РФ государственное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом.
Переданное унитарному предприятию имущество отражается на самостоятельном балансе унитарного предприятия, которое, как самостоятельная коммерческая организация (ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ст. 50 ГК РФ), может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ и пункту 1 статьи 3, статьям 8, 9 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Согласно уставу целями создания и предметом деятельности ГУП «Белоблводоканал» являются решение социальных задач в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки стоков на территории Белгородской области, получение прибыли и обеспечение производственного и социального развития предприятия. Предприятие осуществляет следующие основные виды деятельности: строительство зданий и сооружений; производство общестроительных работ; производство изоляционных работ; производство санитарно-технических работ; производство прочих отделочных и завершающих работ; оказание услуг в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества и т.д. (п. 2.1-2.2 Устава). Для выполнение указанных целей предприятие имеет право осуществлять материально-техническое обеспечение производства и развитие объектов социальной сферы.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что именно ГУП «Белоблводоканал» обязано провести мероприятия по установлению зон санитарной охраны указанных выше объектов и произвести периметральное ограждение.
Вместе с тем данных о постановке скважины, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и скважины, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> на государственный кадастровый учет не имеется.
Министерство имущественных и земельных отношений Белгородской области выступает в установленном порядке от имени Белгородской области при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственном кадастровом учете объектов недвижимости (п. 2.2.1.43. Постановления Правительства Белгородской обл. от 20.12.2021 N 622-пп "Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Белгородской области").
Таким образом, обязанность по постановке указанных объектов на государственный кадастровый учет подлежит возложению именно на Министерство имущественных и земельных отношений Белгородской области.
Отсутствие государственного кадастрового учета вышеуказанных объектов нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку препятствует собственнику совершению сделок с ним, и лишает возможности других лиц претендовать на получение данного объекта в собственность, пользование либо в распоряжении на законных основаниях.
С учетом конкретных обстоятельств дела, суд вправе в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения действий.
При принятии решения о сроке, в течение которого данное решение должно быть исполнено ответчиками, суд считает целесообразным установить для исполнения решения суда срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчики в соответствии со ст. 434 ГПК РФ не лишены возможности при наличии соответствующих обстоятельств ставить вопрос об отсрочке исполнения судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
- ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ №;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ №;
- ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ №;
- ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ №;
- ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ №:
- ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>,
- ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – 01.02.2022.
░░░░░