Решение по делу № 3-399/2015 от 20.05.2015

Дело №3-399/2015

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,

при секретаре Козловой И.В.,

с участием:

представителя заявителя Корчагиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 23 июня 2015 года гражданское дело по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Фроловская центральная районная больница» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,

установил:

ГБУЗ «Фроловская ЦРБ» 20 мая 2015 года обратилось в Волгоградский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков:

- с кадастровым номером 34:39:000048:935, площадью 54 490 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 38251 980 руб.,

- с кадастровым номером 34:32:110001:953, площадью 2 155 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 312 475 руб., указав в обоснование, что при расчёте земельного налога, существенное значение имеет кадастровая стоимость земельных участков. При этом кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере 178656907,9 руб. и 1577373,8 руб., по мнению заявителя, не соответствует его рыночной стоимости, что приводит к нарушению его права, как бессрочного пользователя и плательщика земельного налога в виде необоснованного увеличения платы за землю.

В связи с тем, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную, заявитель полагает, что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, она должна быть установлена равной рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель заявителя требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков:

- с кадастровым номером 34:39:000048:935, площадью 54 490 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 38251 980 руб.,

- с кадастровым номером 34:32:110001:953, площадью 2 155 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 312 475 руб., поддержала.

Представитель Управления «Росреестра» по Волгоградской области в судебное заседание не явился, в представленном письменном объяснении данное заинтересованное лицо не возражало против удовлетворения требований, указав, что не является заинтересованным лицом в данном деле, поскольку филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области наделен полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в ГКН, с 01.07.2010г. В соответствии с совместным приказом Управления и Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Волгоградской области от 30 июня 2010г. № 214-п/323 в целях исполнения плана мероприятий по реализации приказа Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» ФГУ «ЗКП» по Волгоградской области ( в настоящее время правопреемником является филиал ФГБУ«ФКП«Росреестра» по Волгоградской области) наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости (ГКН), государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в ГКН, с 01.07.2010.

Согласно приказу № П/531 от 26.12.2011 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.

В силу приказа от 13.01.2015 № П/3 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии со ст.24.13 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по формированию и предоставлению перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, с момента вступления в силу настоящего приказа.

Филиал ФГБУ«ФКП«Росреестра» по Волгоградской области и Губернатор Волгоградской области в представленных объяснениях не возражают против удовлетворения требований, указав, что не являются заинтересованными лицами в данном деле. Просили рассмотреть дело в их отсутствие. Кадастровая стоимость земельных участков - с кадастровым номером 34:32:110001:953 и с кадастровым номером 34:39:000048:935 определена соответственно на 01.01.2010г. и на 22.11.2010г.

Представитель Губернатора Волгоградской области в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу требований не возражал.

Другие заинтересованные лица надлежащим образом извещены, о причинах неявки суд не известили, возражения по заявленным требованиям не представили.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, поддержавшего заявление, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что заявитель владеет земельными участками:

- с кадастровым номером 34:39:000048:935, площадью 54 490 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> на праве постоянного(бессрочного) пользования на основании свидетельства о государственной регистрации права 34-АБ № <...> от ДД.ММ.ГГГГ г., (л.д.85);

- с кадастровым номером 34:32:110001:953, площадью 2 155 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, на праве постоянного(бессрочного) пользования на основании свидетельств о государственной регистрации права 34-АБ № <...> от ДД.ММ.ГГГГ г., (л.д.84).

В соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области по состоянию на 01.01.2010 года.

С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:39:000048:935, площадью 54 490 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> определена в размере 178656907,90 руб.

Сведения об изменении характеристик земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 22.11.2010 г., после даты государственной кадастровой оценки, и после указанной даты земельный участок изменений качественных и (или) количественных характеристик более не претерпел.

Так же с учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:32:110001:953, площадью 2 155 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, определена на 01.01.2010г. в размере 1577373,8 руб.

Данный земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости до проведения государственной кадастровой оценки, и после 01.01.2010 г. изменений качественных и (или) количественных характеристик не претерпел.

Уведомлением Комиссии по рассмотрению споров при Управлении Росреестра по Волгоградской области заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков возвращено.

Полагая, что установленная государственной кадастровой оценкой кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает рыночную стоимость и увеличивает размер земельного налога, и считая в связи с этим, что кадастровая стоимость должна быть определена, как равная рыночной, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.

Согласно ч.1,3,5 ст. 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

В соответствии с ч.1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации": результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ст. 24.19 Закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Из указанного следует, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, так как одной из сторон этих отношений являются государственные органы субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и утвердившие кадастровую стоимость, органы местного самоуправления, устанавливающие земельный налог, обладающие властными полномочиями по отношению к другому участнику указанных правоотношений и определяющие порядок и условия вступления в данные правоотношения.

Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО№4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010г. №508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

В целях установления рыночной стоимости земельных участков по заказу заявителя, ИП ФИО. составлены:

- Отчет № <...>, которым определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:39:000048:935 по состоянию на 22.11.2010 г., в размере 38251 980 руб. Рыночная стоимость земельного участка устанавливалась на 22 ноября 2010 г. – дату внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости после раздела земельного участка с кадастровым номером 34:39:000048:173, который был учтён до проведения государственной кадастровой оценки.

- Отчет № <...>, которым определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:32:110001:953 по состоянию на 01.01.2010 г., в размере 312 475 руб.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливалась на 1 января 2010г., то есть на дату формирования перечня земельных участков Волгоградской области, в отношении которых постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года N 1130 утверждены результаты кадастровой стоимости, поскольку сведения о них, были внесены в государственный кадастр недвижимости ранее даты формирования перечня недвижимости, подлежащей государственной кадастровой оценке.

Отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков выполнены в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами.

Из отчетов следует, что оценщик исследовал социально-экономическую ситуацию Волгоградской области, составил обзор рынка земли, изучил мониторинг предложения земельных участков.

После проведенного анализа спроса и предложения на земельные участки в местах расположения объектов оценки, согласно п.20 ФСО 7 в качестве наиболее эффективного использования объекта как земельного участка принято текущее использование.

При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик использовал сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. В ходе анализа состояния рынка изучена информация специализированных печатных и электронных изданий г.Волгограда.

Для сравнения выбраны по пять объектов-аналогов, рассматривались сопоставимые объекты схожие по площади, местоположению, наличию инженерных систем, коммуникаций.

Оценщиком составлена таблица корректировок по сравнимым продажам.

Отчеты № <...> и Отчет № <...> об определении рыночной стоимости земельного участка проверены экспертом в том числе на соответствие требованиям ст.11 и ст.12 Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

Положительными Экспертными заключениями № <...> и № <...>, данными экспертом Экспертного совета <.......> установлено, что метод оценки является обоснованным, выполненный расчет соответствует выбранному методу.

Положительное экспертное заключение соответствует требованиям ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности.

В силу ст.12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Суд, оценивая представленные доказательства, отмечает соблюдение при оценке принципов обоснованности и однозначности, соответствие отчета требованиям закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов, обоснованность выбора метода оценки, учет уникальных характеристик объектов оценки и других требований законодательства.

Оснований для выводов о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка у суда не имеется.

Суд также учитывает, что представители заинтересованных лиц не оспаривали Отчет и Экспертное заключение заявителя.

Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в сфере государственного кадастра недвижимости установлены Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009г. №457.

Исходя из указанных полномочий, а также положений ст.24.13 и 24.15 Закона об оценочной деятельности, довод филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что они не является заинтересованным лицом по данному делу, не могут быть признаны обоснованными, поскольку Росреестр и его территориальные органы осуществляют организационные мероприятия по подготовке проведения кадастровой оценки, ознакомлению с проектом оценки и отражению в государственном кадастре недвижимости утвержденных результатов кадастровой оценки.

В соответствии со ст.24.20 Закона об оценочной деятельности Росреестр в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, то есть на него возложена обязанность по осуществлению организационных мероприятий по исполнению решения суда.

Кроме того, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области наделен полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в ГКН, с 01.07.2010г.

Оценив представленные в дело доказательства, приняв во внимание установленную рыночную стоимость земельного участка, суд находит требование подлежащим удовлетворению.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.

В связи с чем, суд считает, что новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Фроловская центральная районная больница» от 20 мая 2015 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельных участков:

- с кадастровым номером 34:39:000048:935, площадью 54 490 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 38251 980 рублей, по состоянию на 22.11.2010 года.

- с кадастровым номером 34:32:110001:953, площадью 2 155 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 312 475 рублей, по состоянию на 01.01.2010 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через Волгоградский областной суд.

Судья М.Б. Гайдаров

Мотивированное решение составлено 23 июня 2015г.

Судья М.Б. Гайдаров

3-399/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГБУЗ "Фроловская ЦРБ"
Другие
Управление Росреестра по Волгоградской области
администрация г.Фролово
Администрация Волгоградской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
20.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2015Передача материалов судье
25.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2015Судебное заседание
23.06.2015Судебное заседание
23.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2015Дело оформлено
12.04.2016Дело передано в архив
23.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее