Дело № 2-119/2022
35RS0002-01-2021-001488-69
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 августа 2022 года № 33-3526/2022
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Вахониной А.М.,
судей Белозеровой Л.В., Махиной Е.С.
при секретаре Рябининой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Гавриловой И. Е. по доверенности Ершовой Л. М. на решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 16 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения представителя истца Ершовой Л.М., судебная коллегия
установила:
Гаврилова И.Е. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Северная стеклотарная компания» (далее - ООО «Северная стеклотарная компания», Общество) о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что на основании трудового договора от 04 марта 2016 года № 231 принята на работу в ООО «Северная стеклотарная компания», с 28 декабря 2020 года работает в должности заместителя начальника цеха производства стеклоизделий. Общество систематически несвоевременно выплачивает заработную плату. У ответчика имеется задолженность по заработной плате за период с мая 2021 года по ноябрь 2021 года.
С учетом уточнения исковых требований просила суд взыскать с ответчика в её пользу задолженность по заработной плате в размере 27 324 рубля 51 копейки, компенсацию (проценты) за задержку выплаты заработной платы по состоянию на 05 апреля 2022 года в размере 10 353 рубля 14 копеек, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, пояснив, что задолженность по заработной плате перед истцом была погашена в процессе рассмотрения спора, за исключением суммы, составляющей премию за ноябрь 2021 года, в размере 27 324 рубля 51 копейки.
Решением Бабаевского районного суда Вологодской области от 16 мая 2022 года исковые требования удовлетворены частично.
Взыскана с ООО «Северная стеклотарная компания» в пользу Гавриловой И.Е. компенсация (проценты) за задержку выплаты заработной платы в сумме 7 779 рублей 35 копеек, компенсация морального вреда в размере 2 000 рублей, всего 9 779 рублей 35 копеек.
Взыскана с ООО «Северная стеклотарная компания» в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 700 рулей.
В апелляционной жалобе представитель Гавриловой И.Е. по доверенности Ершова Л.М. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объёме. В обоснование доводов жалобы указывает, что премия за ноябрь 2021 года является составной частью ежемесячной оплаты труда истца, подлежащей обязательной выплате в качестве заработной платы. Полагает, что размер взысканного судом морального вреда является заниженным, учитывая факт систематической задержки по выплате заработной платы со стороны ответчика.
В возражениях конкурсный управляющий ООО «Северная стеклотарная компания» Лубочкин А.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Гаврилова И.Е. была принята на работу в ООО «Северная стеклотарная компания» с 01 марта 2016 года на должность начальника отдела технического контроля, с 28 декабря 2020 года занимала должность заместителя начальника цеха производства стеклоизделий.
В соответствии с пунктом 6.4.7 коллективного договора в ООО «Северная стеклотарная компания» установлены сроки выплаты заработной платы на предприятии: аванс - 30 число, окончательный расчет - 15 числа следующего месяца.
31 декабря 2021 года и 21 января 2022 года ответчиком произведены выплаты в счет погашения имеющейся задолженности по заработной плате перед истцом.
При этом в сумму задолженности по заработной плате входили суммы задолженности по выплате премии за май-июль 2021, задолженность по заработной плате за октябрь-ноябрь 2021 года.
Между ответчиком ООО «Северная стеклотарная компания» и Гавриловой И.Е. 23 августа 2021 года было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, по условиям которого срок выплаты премии за май-июль 2021 установлен не позднее 20 декабря 2021 года.
Задолженность за май 2021 в размере 21 492 рубля 38 копеек была погашена 31 декабря 2021 года, за июнь 2021 в размере 25 161 рубль 92 копейки – 31 декабря 2021 года, за июль 2021 в размере 21 492 рубля 38 копеек - 31 декабря 2021 года и 21 января 2022 года.
Задолженность по заработной плате за октябрь 2021 в размере 53 821 рубль 29 копеек погашена 21 января 2022 года.
Задолженность по заработной плате за ноябрь 2021 в размере 27 684 рубля 32 копеек погашена 21 января 2022 года.
Сторона истца полагает, что в ноябре 2021 года заработная плата Гавриловой И.Е. должна составлять 54 493 рубля 24 копейки, из которых 27 324 руля 51 копейка - это премия за ноябрь 2021 года.
Разрешая спор, суд пришёл к выводу о том, что у Общества перед истцом отсутствует задолженность по заработной плате за ноябрь 2021 года, составляющей премию, поскольку сведения о начислении премии Гавриловой И.Е. за ноябрь 2021 года отсутствуют.
У судебной коллегии оснований не согласиться с таким выводом суда не имеется.
В силу статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В свою очередь работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (стать 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Согласно пункту 9 трудового договора от 01 марта 2016 года Гавриловой И.Е., принятой на работу в отдел технического контроля на должность начальника отдела технического контроля, устанавливается оклад - 17 491 рубль, премия по Положению о премировании в размере 74%, районный коэффициент - 15 %.
В соответствии с Положением о премировании работников за основные результаты деятельности ООО «Северная стеклотарная компания» от 01 ноября 2019 года, являющимся локальным нормативным актом Общества, премиальное вознаграждение не является обязательной формой оплаты труда и носит поощрительный характер, его начисление в соответствии со статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации является правом работодателя и производится по его усмотрению в случае добросовестного исполнения работниками своих трудовых обязанностей (пункт 1.3 Положения).
Выплата премиального вознаграждения производится из фонда материального поощрения, образуемого за счёт отчислений из прибыли (пункт 1.8 Положения).
Основанием для возникновения у работника права на получение премии за основные результаты деятельности Общества является выполнение установленных условий и показателей. Для всех работников основным условием премирования является выполнение плана производства по выпуску стеклоизделий по заводу в заданном ассортименте на 100%. Дополнительным условием премирования работника является соблюдение им трудовой дисциплины в отчетном периоде (пункты 2.1, 2.2. Положения).
В случае, если план производства по выпуску стеклоизделий выполнен в текущем месяце менее, чем на 100%, работодатель вправе в одностороннем порядке уменьшить размер премии до 1\2 от установленного размера либо не начислять премию полностью (пункт 2.3 Положения).
Согласно пункту 2.6 Положения работодатель имеет право в одностороннем порядке снизить работникам размер начисленной премии, либо не выплатить полностью в связи с тяжелым финансовым положением Общества, вызванным сложностями с реализацией продукции и увеличением просроченной дебиторской задолженности за постановленную продукцию. При отсутствии средств в фонде материального поощрения премия не выплачивается.
Как следует из Перечня условий и показателей премирования, являющегося приложением № 3 к Положению о премировании, размер премии заместителя начальника цеха составляет 99% при условии выполнения определенных условий, таких как выполнение плана, отсутствие нарушений трудовой дисциплины в отчетном периоде, организация работ и подготовка оборудования при смене ассортимента, бесперебойная работа технологического оборудования на всех этапах производства в ЦПС.
Таким образом, премия является составной частью заработной платы, включена в систему оплаты труда, действующей в Обществе. При этом, начисление премии должно производиться в соответствии с действующим на предприятии локальным нормативным актом о премировании, в котором предусмотрены размеры премии, показатели к премированию и условия и нарушения, при которых отсутствуют основания для её начисления.
Так, в соответствии с приказом ООО «Северная стеклотарная компания» от 30 ноября 2021 года № 48 начисление премии работникам предприятия за ноябрь 2021 года произведено в размере 0% в связи с остановкой производственного комплекса.
В соответствии с названными нормами права, суд, рассматривая заявленные требования, правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, исследовал представленные сторонами доказательства и пришел к правомерному выводу о том, что предусмотренная действующей у ответчика системой оплаты труда премия является видом поощрения, относится к выплатам стимулирующего характера работникам, добросовестно исполняющим трудовые обязанности, начисляется в зависимости от ряда факторов, влияющих на ее размер и условия выплаты, премия в качестве стимулирующей выплаты не является обязательной, в соответствии со статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации оценка соблюдения показателей премирования относится к компетенции работодателя, который может принять решение о снижении размера премии либо о неначислении премии в связи с чем, принимая во внимание, что нарушений прав истца на выплату премии, ответчиком допущено не было, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имелось.
Довода подателя жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм трудового законодательства и локальных нормативных актов ответчика.
Однако, установив, что выплата истцу заработной платы за период с мая по ноябрь 2021 года была произведена несвоевременно, суд обоснованно удовлетворил требования о взыскании процентов в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации в размере 7 779 рублей 35 копеек.
Расчет размера процентов судебной коллегией проверен и признан правильным, сторонами не оспаривается.
Поскольку факт нарушения трудовых прав Гавриловой И.Е., выразившийся в несвоевременной выплате заработной платы, нашёл свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, правомерно пришёл к выводу о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что размер компенсации морального вреда, взысканный судом в размере 2 000 рублей, не в полной мере отвечает характеру и степени нарушений со стороны работодателя трудовых прав Гавриловой И.Е., тяжести физических и нравственных страданий истца ввиду несвоевременной выплаты заработной платы, а также принципам разумности и справедливости, в связи с чем приходит к выводу о том, что размер компенсации морального вреда подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в размере 15 000 рублей.
При определении размера компенсации морального вреда судебная коллегия учитывает следующие обстоятельства: семейное положение истца, состоящей в браке, по состоянию здоровья супруг Гавриловой И.Е. трудовую деятельность не осуществляет, нуждается в лечении, приобретении медикаментов, необходимость ежемесячной оплаты коммунальных услуг, период задержки выплаты заработной платы, а также то обстоятельство, что заработная плата для Гавриловой И.Е. является основным и постоянным источником средств к существованию.
Исходя из конкретных обстоятельств данного дела, учитывая объем причиненных работнику нравственных страданий, степень вины ответчика, а также, учитывая требования разумности и справедливости, судебная коллегия находит возможным определить размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика, в сумме 15 000 рублей, полагая указанную сумму разумной и справедливой, соответствующей обстоятельствам настоящего спора, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 16 мая 2022 года изменить, изложить абзац второй резолютивной части решения суда в новой редакции.
«Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Северная стеклотарная компания» в пользу Гавриловой И. Е. компенсацию (проценты) за задержку выплаты заработной платы в сумме 7 779 рублей 35 копеек, компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей».
В остальном решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 16 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Гавриловой И. Е. по доверенности Ершовой Л. М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 августа 2022 года.