Решение по делу № 2-11/2022 (2-314/2021;) от 10.08.2021

                                                                                   УИД 32RS0017-01-2021-000351-44

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Комаричи Брянской области                                                          дело №2-11/2022

11 мая 2022 года

Комаричский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи- Кадыковой Е.С.,

при секретаре – Вдовенковой Т.В.,

с участием представителя истцов – Матюхова А.И., действующего на основании доверенностей от 22.11.2019, от 28.07.2021, от 19.11.2019, от 08.07.2021, от 25.11.2019, от 28.07.2021, от 11.12.2019, от 28.07.2021, от 28.11.2019, от 28.07.2021,

представителя ответчика – администрации Комаричского муниципального района Брянской области Мишаковой Л.Е., действующей на основании доверенности 19-и от 10.01.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тумакова Н. А., Гуреева Н. В., Исакиной Т. Н., Петраковой Т. А., Тумакова Е. В. к администрации Комаричского муниципального района Брянской области, Быховской сельской администрации Комаричского муниципального района Брянской области об обязании предварительного согласования предоставления в общую долевую собственность земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения муниципальной собственности Комаричского района в счет выдела своих паев,

УСТАНОВИЛ:

Матюхов А.И., действуя в интересах истцов, обратился в суд с иском к администрации Комаричского муниципального района Брянской области об обязании предварительного согласования предоставления в общую долевую собственность земельного участка из фонда перераспределения земель в счет выдела своих паев.

В обоснование иска указал, что истцы являются собственниками земельного участка общей долевой собственности, кадастровый , расположенного по адресу: Брянская область, Комаричский район,                                        АО «Шаровское». Размер земельной доли составлял 4,5 га.

В настоящее время после произведенных выделов из земельного участка на всех собственников приходится только 6,8 га, что является недостаточным для оформления истцами прав на земельный участок в соответствии с законодательством.

Ссылаясь на то, что администрация района, как орган исполнительной власти, обязана обеспечить граждан землей, ставших собственниками в результате наделения их паями, в том числе за счет фонда перераспределения, в случае её недостаточности, представитель истца просит суд обязать администрацию Комаричского муниципального района Брянской области предварительно согласовать предоставление в общую долевую собственность земельного участка площадью 315000 кв.м из фонда перераспределения земель в счет выдела своих паев из земельного участка с кадастровым номером .

В ходе рассмотрения дела представитель истцов Матюхов А.И. неоднократно уточнял исковые требования, в окончательной редакции просил суд обязать предварительно согласовать предоставление истцам в общую долевую собственность земельного участка площадью 3 892 000 кв.м. из состава земель сельскохозяйственного назначения муниципальной собственности Комаричского района в счет выдела истцами своих паев из земельного участка с кадастровым номером .

Истцы Тумаков Н.А., Гуреев Н.В., Исакина Т.Н., Петракова Т.А., Тумаков Е.В. на подготовку к судебному разбирательству не явились, в порядке ст. 48 ГПК РФ, действует через своего представителя Матюхова А.И.

В судебном заседании Матюхов А.И. уточненные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить. Дополнительно указал, что согласно постановлению администрации Комаричского района №23 от 21.01.2003, в которое постановлением Администрации Комаричского района от 26.05.2003 №273 вносились изменения, был сформирован свободный фонд перераспределения, куда вошли паевые земли АО «Шаровское». Данное постановление принималось в связи с отказом от земли сельхозорганизаций, а не собственников земельных долей. Согласно заключению кадастрового инженера земли, которые изымались согласно постановлению №23 от 21.01.2003, ранее входили в паевые земли. Указал, что поскольку на администрацию района возложена обязанность обеспечить всех участников долевой собственности землей, в земельном участке с кадастровым номером нет необходимой площади земли для реализации истцами права на выдел, фонд перераспределения района отсутствует, администрация обязана обеспечить истцов землей за счет земель муниципальной собственности.

Представитель ответчика администрации Комаричского муниципального района Брянской области в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что земельный участок с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учет в 2007 году, тогда как земли в фонд перераспределения передавались согласно постановлению №23 от 21.01.2003. Кроме того, полагает, что истцами не представлено доказательств, подтверждающих, что администрацией незаконного изъята паевая земля из земельного участка с кадастровым номером и фонд перераспределения был сформирован из паевой земли, входящей в состав …196 единки.

Представитель соответчика Быховской сельской администрации Комаричского муниципального района Брянской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал рассмотрении дела без его участия.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Брянской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о ее проведении.

Учитывая мнение представителя истцов и ответчика, суд, в порядке ст. 167 ГПК РФ, определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя истцов и представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

23.11.1990 принят Закон РСФСР N 374-1 "О земельной реформе" (далее - Закон N 374-1), согласно статье 1 которого проводившаяся земельная реформа имела своей целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР. В ходе реформы было предусмотрено наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 (далее - Указ N 323) решения по перераспределению земель принимались органами местной администрации по представлению районных комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам, которые не входили в структуру местной администрации и являлись самостоятельными территориальными органами государственной власти - областного комитета по земельным ресурсам.

В фонды перераспределения земель включались участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий (пункт 5 Указа N 323).

Согласно пункту 6 Указа N 323 коллективы совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 года должны были принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местной администрации предписывалось обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имели законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.

Районным органам исполнительной власти совместно с районными комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам предписывалось установить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земель.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", было определено, что совхозы и колхозы в срок до 1 января 1993 г. обязаны провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке. Пунктом 9 названного Постановления предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза, в том числе ушедших на пенсию, на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.

В соответствии с п. 10 указанного Постановления владелец пая был обязан выбрать одну из следующих форм его использования: получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий; передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество; передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив; продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 708 от 04.09.1992 г. «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли. В списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, включались работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях. При этом размер индивидуальной земельной доли (пая) устанавливался независимо от трудового вклада и стажа работы и определялся в натуральном и стоимостном выражении.

Как установлено в судебном заседании, на основании свидетельства о праве собственности на землю от 01.12.1993 АО «Шаровское» являлось собственном земель сельскохозяйственного использования площадью 1356 га.

Из письма СПК «Шаровский» №19 от 14.01.2014, следует, что СПК «Шаровский» является правопреемником АО «Шаровское». 01.12.1993 на основании Постановления Комаричской районной администрации № 322 в собственность предприятия было передано 1356га земли. В дальнейшем в соответствии с Указом Президента РФ от 27.10.1993 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и Постановления администрации Комаричского района №327 от 26.08.1994 все сельскохозяйственные угодья были переданы в собственность граждан: работников, пенсионеров колхоза и работников сельской социальной сферы. Земельный участок с кадастровым номером находится в собственности вышеуказанных граждан.

Истцы являются собственниками долей в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Брянская область, Комаричский район, АО «Шаровское», площадью 67937 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, земельный участок постановлен на кадастровый учет 22.11.2007.

Как следует из выписки из ЕГРН по состоянию на 24.05.2021 право собственности на земельный участок у Гуреева Н.В. зарегистрировано 21.11.2019, у Тумакова Н.А. – 14.11.2017, Исакиной Т.Н. – 07.12.2016, Тумакова Е.В. – 09.03.2016, Петраковой Т.А. – 21.12.2015.

Исходя из сведений реестрового дела земельного участка с кадастровым номером , на основании свидетельств на право собственности на землю, выданных Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Комаричского района Брянской области, в пределах АО «Шаровское» пайщикам выделялась земельная доля в размере 5,56 га, из которой 5,50 га пашня.

В силу пункта 2 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.

В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Частью 5 ст.13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ определено, что размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.

С целью выдела земельных долей из земельного участка с кадастровым номером истцы обратились к кадастровому инженеру Метлицкой М.И., которая в письме указала, что проведение кадастровых работ по выделению невозможно, в связи с недостаточностью площади в исходном земельном участке, поскольку для выдела требуется 31,5 га, а площадь земельного участка – 6,7 га.

Согласно Постановлению администрации Комаричского района Брянской области от 21.01.2003 №23 был сформирован фонд перераспределения земель в счет земельных участков фонда перераспределения, находившихся в пользовании с/х предприятий в связи с добровольным отказом от использования этих земель, путем исключения из землепользования с/х предприятий площадей земель, площадью 669 га, в том числе 651 га с/х угодий.

Постановлением администрации Комаричского района Брянской области от 26.05.2003 №273 были внесены дополнения к постановлению от 21.01.2003 №23, которым был формирован свободный фонд перераспределения в границах земель АО «Шаровское», в размере 1727 га, из них 1563 га пашни и залежи.

Как следует из ответа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Комаричскому району от 10.12.2004 в фонде перераспределения земель Комаричского района находились земельные участки АО «Шаровское» в размере 1132 га, из них 973 га пашни и залежи.

Вступившим в законную силу заочным решением суда от 20.01.2014 за муниципальным образованием «Быховское сельское поселение» признано право общей долевой собственности на 41 невостребованную земельную долю, общей площадью 227,96 га в земельном участке с кадастровым номером .

На основании ответа Администрации Комаричского муниципального района Брянской области от 01.09.2021 сведения о фонде перераспределения земель сельскохозяйственного назначения отсутствуют.

В ответе от 15.03.2022 по запросу суда администрация Комаричского муниципального района Брянской области сообщила о том, что свободная земля сельскохозяйственного назначения для выдела в общую долевую собственность, отсутствует.

Поскольку из материалов дела усматривается, что долевая собственность истцов возникла на переданный при приватизации сельскохозяйственных угодий бесплатно АО «Шаровский» в 1993 году земельный участок, который не имеет отношения к муниципальной собственности, правовые основания для предоставления истцам бесплатно земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, не имеется.

Доказательств, подтверждающих противозаконные действия ответчика, приведшие к уменьшению площади земельного участка с кадастровым номером , суду не представлены.

Как следует из заключения кадастрового инженера Метлицкой М.И. от 29.10.2021 поля № II-3/163, V-4/163, VI-4/140, V-4/160 являются участками, относящимися к общей долевой собственности. При наложении паевой карты                 АО «Шаровское» с кадастровой картой, прослеживается в частности, что поля № II-3/163, VI-4/140, в настоящий момент в части являются земельными участками сельхозназначения и 32:14:0230205:13, но вместе с тем из данного анализа также не следует, что указанные земельные участки формированы в счет земельных долей, принадлежащих истцам в земельном участке .

Кроме того, суд учитывает, что на момент формирования администрацией фонда перераспределения, земельный участок с кадастровым номером не был сформирован, поскольку поставлен на кадастровый учет в 2007 году. Площадь земельного участка могла быть уменьшена как за счет последующего уточнения границ земельного участка, так и за счет выдела земельных долей других сособственников земельного участка.

Таким образом, отсутствует причинно-следственная связь в том, что формирование свободного фонда перераспределения в границах земель АО «Шаровское» на основании постановления администрации Комаричского района Брянской области, произошло непосредственно в счет земельных долей истцов, чьи доли были позднее включены в земельный участок .

Таким образом, оснований полагать, что действиями администрации нарушены права истцов, у суда не имеется.

С учетом изложенного, исковые требования истцов об обязании предварительно согласовать предоставление в общую долевую собственность земельного участка площадью 3 892 000 кв.м. из состава земель сельскохозяйственного назначения муниципальной собственности Комаричского района в счет выдела истцами своих паев из земельного участка с кадастровым номером , заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Тумакова Н. А., Гуреева Н. В., Исакиной Т. Н., Петраковой Т. А., Тумакова Е. В. к администрации Комаричского муниципального района Брянской области, Быховской сельской администрации Комаричского муниципального района Брянской области об обязании предварительно согласовать предоставление в общую долевую собственность земельного участка площадью 3 892 000 кв.м. из состава земель сельскохозяйственного назначения муниципальной собственности Комаричского района в счет выдела истцами своих паев из земельного участка с кадастровым номером – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Комаричский районный суд Брянской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                         Е.С. Кадыкова

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 11 мая 2022 года.

Мотивированное решение составлено 18 мая 2022 года.

2-11/2022 (2-314/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Тумаков Евгений Владимирович
Тумаков Николай Анатольевич
Петракова Татьяна Александровна
Гуреев Николай Владимирович
Исакина Татьяна Николаевна
Ответчики
Быховская сельская администрация
Администрация Комаричского района Брянской области
Другие
Управление Росреестра по Брянской области
Матюхов Александр Иванович
Суд
Комаричский районный суд Брянской области
Судья
Кадыкова Е.С.
Дело на странице суда
komarichsky.brj.sudrf.ru
10.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2021Передача материалов судье
11.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.08.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2021Подготовка дела (собеседование)
14.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.09.2021Судебное заседание
01.11.2021Судебное заседание
10.11.2021Судебное заседание
30.11.2021Судебное заседание
20.12.2021Судебное заседание
17.01.2022Судебное заседание
01.02.2022Судебное заседание
14.02.2022Судебное заседание
01.03.2022Судебное заседание
17.03.2022Судебное заседание
30.03.2022Судебное заседание
25.04.2022Судебное заседание
11.05.2022Судебное заседание
18.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2022Дело оформлено
11.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее