КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Клименко М.Ю. УИД 39RS0009-01-2022-000112-56
Дело №2-240/2022
33-3200/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 августа 2022 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Поникаровской Н.В.
судей Харитоненко Н.О., Ивановой О.В.
при секретаре Глодян В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области» на решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 11 мая 2022 года,
Заслушав доклад судьи Харитоненко Н.О., пояснения представителя администрации МО «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области» Переверткиной К.Ю., поддержавшей доводы жалобы, Сергеева С.В., прокурора Гвардейского района Калининградская области, возражавших против жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Гвардейского района Калининградская области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Сергеева С.В. к администрации МО «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области», указав, что в ходе проверки по обращению Сергеева С.В. по вопросу нарушения администрацией муниципального образования «Гвардейский городской округ» законодательства о безопасности дорожного движения, было установлено, что на основании разрешения начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации МО «Гвардейский городской округ» № от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером № Сергеевым С.В. был построен жилой дом, который ДД.ММ.ГГГГ введен в эксплуатацию и ему присвоен <адрес>. К полномочиям органа местного самоуправления относится дорожная деятельность, которая включается в себя, в том числе и строительство дорог. Проезды представляют собой подъезды к жилым домам и являются дорогами местного значения. Обязанность по организации подъездов к жилым домам возложена на орган местного самоуправления. В нарушение требований законодательства подъезд транспортных средств к земельному участку с кадастровым номером № отсутствует, что нарушает права Сергеева С.В. на свободное передвижение и беспрепятственное использование принадлежащего ему имущества (земельного участка, жилого дома), что создает угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с отсутствием возможности для проезда к жилому дому Сергеева С.В. и проживающих совместно с ним несовершеннолетних детей, скорой медицинской помощи, пожарных машин. Ранее Сергеев С.В. обращался в администрацию МО «Гвардейский городской округ» с заявления от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по вопросу организации проезда к его земельному участку. Согласно ответу администрации округа от ДД.ММ.ГГГГ исх. № администрация планирует разработку проекта планировки территории, на котором расположен земельный участок Сергеева С.В. в 2020 году при наличии средств в бюджете муниципального образования. ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес главы администрации МО «Гвардейский городской округ» внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. Вместе с тем, во исполнение требований, указанных в представлении, меры по организации проезда к жилому дому № по <адрес> администрацией не приняты. Совместно с Сергеевым С.В. проживает 6 несовершеннолетних детей, которые при неблагоприятных погодных условиях лишены права на образование, так как отсутствие проезда не позволяет им добраться до образовательного учреждения. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан или интересов Российской Федерации. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав; защиты семьи, материнства, отцовства и детства.
На основании изложенного, прокурор просил обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать подъезд к земельному участку истца.
Судом принято решение, которым на администрацию МО «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области» возложена обязанность построить проезд в соответствии с действующими строительными нормами и правилами к земельному участку с кадастровым номером № в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области» просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме. Выражая несогласие с выводами суда, анализируя действующее законодательство, продолжает настаивать на приведенных в своих возражениях по существу иска доводах о том, что вид разрешенного использования земельного участка с КН №, находящийся в собственности Сергеева С.В. - для ведения личного подсобного хозяйства, то есть не связан напрямую с индивидуальным жилищным строительством. Кроме того, то что вид разрешенного использования земельного участка позволяет осуществить на нем строительство индивидуального жилого дома, не влечет возложение обязанностей на органы местного самоуправления по организации подъезда к земельному участку, поскольку предоставление земельного участка производилось изначально не для целей улучшения жилищных условий. Обращает внимание на то, что прокурор обратился в суд с иском в интересах Сергеева С.В., однако не предоставил сведения о невозможности Сергеевым С.В. самому обратиться в суд. Также указывает, что прокурор просил организовать подъезд к земельному участку с КН №, однако, на сегодняшний день (со слов Сергеева С.В. и исходя из публичной карты) существует фактическая возможность для проезда к земельному участку. Более того, прокурор, указывая, что бездействием администрации нарушено право Сергеева С.В. на пользование, принадлежащим ему земельным участком, не представил доказательств в подтверждение этого довода. Не соглашаясь с выводами суда, указывает, что согласно выписки из ЕГРН земельный участок с КН № образован путем раздела земельного участка с КН № однако администрация МО «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области» земельный участок с КН 39:02:210001:59 на каком-либо праве не предоставляла, раздел данного земельного участка не согласовывала.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ был сформирован земельный участок к кадастровым номером 39:02:210001:59 на основании постановления главы Славинской сельской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении приусадебных участков в бессрочное (постоянное) пользование за жителями проживающих на территории Славинской сельской администрации».
ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок на основании договора купли-продажи был приобретен Сергеевым С.В. у ФИО9
Затем, Сергеев С.В. разделил указанный земельный участок на три участка и на земельном участке с КН № приступил к строительству индивидуального жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Гвардейский городской округ» Сергееву С.В. выдано разрешение № на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, предназначенным для личного подсобного хозяйства, площадью 1000+/-35 кв.м., образованного путем раздела земельного участка с КН № принадлежащего на праве собственности Сергееву С.В., на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11, 48-54).
На основании указанного разрешения на строительство Сергеевым С.В. был построен индивидуальный жилой дом, который ДД.ММ.ГГГГ введен в эксплуатацию и ему присвоен <адрес>, что подтверждается копией технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, копией постановления администрации муниципального образования «Гвардейский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ об уточнении адресных характеристик.
Как усматривается из копии поквартирной каточки от ДД.ММ.ГГГГ совместно с ФИО2 в жилом <адрес> в <адрес> ФИО1 <адрес> проживают: супруга, две дочери, зять и шесть несовершеннолетних внуков (л.д. 34).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Сергеев С.В. обращался в администрацию МО «Гвардейский городской округ», ДД.ММ.ГГГГ в интернет - приемную Президента РФ в Калининградской области, ДД.ММ.ГГГГ к полномочному представителю Президента РФ в Северо-западном федеральном округе с заявлениями по вопросу проектирования подъездной дороги к земельному участку с кадастровым номером № (л.д. 15, 19, 10, 29).
Из ответов на обращения Сергеева С.В. от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ сообщается, что при наличии средств в бюджете муниципального образования администрация планирует разработку проекта планировки территории, на котором расположен земельный участок с кадастровым номером №. Указанный земельный участок расположен на территории, планируемой для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, образование земельных участков на указанной территории не завершено, в целях строительства жилых домов и подведения к ним коммуникаций осуществляется проезд специальной техники для строительства и подвоза строительных материалов, в связи с чем капитальное строительство дороги на указанном участке жилой застройки нецелесообразно, вопрос по формированию дорожной инфраструктуры <адрес>, в районе вновь сформированной жилой застройки, будут рассмотрен при завершении строительства 2/3 части домовладений (л.д. 14, 16, 18).
В ответ на заявление Сергеева С.В. Министерством инфраструктуры Калининградской области было разъяснено, что ему необходимо обратиться в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области с заявлением о подготовке документации по планировке территории, со ссылкой на постановление администрации МО «Гвардейский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения», согласно которому участок проезда к земельному участку Сергеева С.В. в протяженность <адрес> в <адрес> не включен, так как образование земельных участков и подъездных путей в кадастровом квартале 39:02:210001 не завершено (л.д.57-59).
ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес главы администрации МО «Гвардейский городской округ» вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения (л.д.31-32).
Ссылаясь на то, что меры по устранению выявленных прокурором нарушений ответчиком до настоящего времени не приняты, бездействие ответчика нарушает требования безопасности дорожного движения, а также права проживающих в жилом доме несовершеннолетних детей на благоприятные условия передвижения до общеобразовательных учреждений, прокурор на основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ, п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленные прокурором исковые требования, суд руководствовался положениями ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 15, 16 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положениями Свода правил СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, утвержденного Приказом Минстроя России от 50.12.2016 № 1034/пр, и исходил из того, что обязанность по организации строительства подъезда к земельному участку с КН № должна быть возложена на администрацию МО «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области».
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда и отклоняет доводы апелляционной жалобы ответчика как несостоятельные.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 названного выше Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Согласно подпункту 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ, в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3.5 метра). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.
Как установлено судом и следует из материалов дела, при выдаче Сергееву С.В. разрешения на строительство жилого дома ответчиком была согласована возможная схема съезда с <адрес> к жилому дому через земельные участки земель общего пользования (Приложение к ГПЗУ).
Принадлежащий истцу земельный участок находится в кадастровом квартале №, где планируется размещение объектов индивидуального жилищного строительства. Образование земельных участков и подъездных путей в данном кадастровом квартале не завершено.
До настоящего времени к возведенному Сергеевым С.В. жилому дому отсутствует организованный проезд, несмотря на наличие необходимой свободной земли общего пользования, от которого во многом зависит реальная возможность пользоваться возведенным жилым объектом зарегистрированным и проживающим в нем лицам, в том числе, несовершеннолетним детям.
Оборудованный Сергеевым С.В. за счет собственных средств проезд в виде автомобильной колеи, изображенный на фотографиях, приобщенных к материалам дела, таким проездом не является.
По причине отсутствия указанного проезда в реестре автомобильных дорог администрации ГО «Гвардейский муниципальный округ» Калининградской области он не обслуживается (не производится подсыпка, грейдирование, уборка снега в зимний период), в связи с чем Сергеев С.В. и члены его семьи не всегда имеют возможности подъезда к собственному жилому дому.
Учитывая данные обстоятельства, руководствуясь названным выше правовыми нормами, суд сделал правильный вывод о незаконном бездействии ответчика по обеспечению земельного участка Сергеева С.В. подъездными путями, обязав администрацию построитель такой проезд в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.
При этом, судом первой инстанции установлен разумный срок исполнения возложенной на Администрацию обязанности.
Доводы жалобы ответчика о том, что земельный участок Сергееву С.В. под индивидуальное жилищное строительство не предоставлялся, основанием для отказа в удовлетворении иска не являются.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" на приусадебном земельном участке допускается возведение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, который возводится на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В п. 2 ст. 7 Федерального закона N 112-ФЗ указано, что государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по направлениям, среди которых: формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Таким образом, земельный участок, предоставляемый для личного подсобного хозяйства, также должен быть обеспечен транспортной инфраструктурой- подъездным путем.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, направлены на их переоценку, вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, а также выражают несогласие с выводами суда по фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем подлежат отклонению по вышеприведенным основаниям.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 11 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 23 августа 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: