64RS0<№>-10
Решение
Именем Российской Федерации
01 апреля 2024 года город Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Галицкой Е.Ю.,
при помощнике Аванесовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации <адрес> муниципального образования «Город Саратов» к садоводческому некоммерческому товариществу СНТ «Весна» о возложении обязанности организовать места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для членов садоводческого некоммерческого товарищества,
установил:
администрация муниципального образования «Город Саратов», администрация <адрес> муниципального образования «Город Саратов» обратились в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к садоводческому некоммерческому товариществу «Весна» (далее – СНТ «Весна», Товарищество) об обязании организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, а именно оборудовать контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установить контейнеры, заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора и обеспечить регулярный вывоз отходов, принять меры по включению сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «город Саратов» в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной проверки установлено, что на территорииСНТ «Весна» отсутствуют контейнерные площадки, соответствующие требованиям СП 53.13330.2019.
Членами Товарищества на территории <адрес> г.Саратова осуществляется ведение садоводства и огородничества, однако в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды на территории Товарищества отсутствуют площадки для установки контейнеров, заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в адрес Регионального оператора не поступала. Ввиду отсутствия заключенного договора со специализированной организацией на вывоз мусора регулярный вывоз отходов с территории Товарищества не обеспечен.
Бездействие ответчика нарушает требования действующего законодательства об охране окружающей среды, права неопределенного круга лиц.
В связи с чем, ссылаясь на положения ст. 42 Конституции, Федерального закона от <Дата> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от <Дата> N 89-ФЗ "Оботходахпроизводства и потребления", Федеральный закон от <Дата> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановление Правительства РФ от <Дата> N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальнымиотходамии внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от <Дата> N 641", Правила обращения с твердыми коммунальнымиотходами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№>, вынужден обратится в суд с настоящим иском.
Представитель истцов по доверенности Бессонова М.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, дала пояснения, аналогичные содержанию искового заявления.
Представитель ответчика Торгашов А.Н. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, о чем представил письменное заявление.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
На основании ст.ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от <Дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (п. 6 ст. 2).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от <Дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от <Дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п. 1 ст. 22 Федерального закона от <Дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <Дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от <Дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от <Дата> <№> «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от <Дата> <№>» обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил (п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8.4 Правил).
Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> является АО «Управление отходами».
На основании п. 5 ст. 3 Федерального закона от <Дата> № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к имуществу общего пользования относятся, в том числе, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности).
К целям деятельности Товарищества на основании ст. 7 указанного Закона относится создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 14 Закона членские взносы могут быть использованы на расходы, связанные с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями.
Согласно п. 5.10 СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения) на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, чтоСНТ «Весна» является юридическим лицом, организовано и расположено на территории <адрес> муниципального образования «Город Саратов».
В настоящее время на территорииСНТ «Весна» отсутствует специально оборудованная контейнерная площадка для сбораотходов, контейнеры.
В адресСНТ «Весна» истцом направлена претензия с требованием оборудовать на территориитоварищества контейнерную площадку, соответствующую требованиям СП 53.13330.2019, установить контейнеры, заключить договор.
До настоящего времени требования, изложенные в претензии, ответчиком не выполнены.
По обращению СНТ «Весна» Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» принято решение от <Дата> о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО.
Согласно акту обследования территории администрации <адрес> муниципального образования «город Саратов» от <Дата> в ходе визуального осмотра установлено наличие места для организации места накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПин <Дата>-21.
Оценив в совокупности все исследованные доказательства, собранные по делу, суд приходит к выводу, что факт нарушения требований действующего законодательстваоботходахпроизводства и потребления, санитарно- эпидемиологического законодательства, выразившийся в отсутствии на территорииСНТ «Весна» контейнерной площадки для установки контейнеров для сбора твердых коммунальныхотходов, отсутствие договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ответчика возможности организовать контейнерную площадку на занимаемой территории с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, а также об отсутствии возможности на заключение договора на обращение с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, суду не представлено.
Бездействие ответчика нарушает требования действующего законодательства и права неопределенного круга лиц. ЧленыСНТ «Весна», их гости, которые могут находится на территорииСНТ «Весна» лишены возможности размещать твёрдые коммунальныеотходыв соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством.
Нарушения законодательства об охране окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания, а также могут повлечь засобойпричинение вреда здоровью граждан в будущем в силу ст.1065 ГК РФ.
Факт отсутствия на территорииСНТ «Весна» контейнерной площадки для установки контейнеров для сбора твердых коммунальныхотходов, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, что может привести к загрязнению окружающей среды, неблагоприятной санитарно-гигиенической ситуации на названной территории. Непринятие надлежащих мерСНТ «Весна» поорганизациисбораивывозаотходов, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель СНТ «Весна» исковые требования признал, о чем представил заявление.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами.
На основании абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивированной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
По смыслу ст. 39, 41, ч. 3 ст. 173, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ признание иска является безусловным основанием к удовлетворению исковых требований в том случае, если выполнено надлежащим ответчиком, соответствует закону и не нарушает права иных лиц.
Оценивая представленные доказательства истцом, признание иска ответчиком суд приходит к выводу, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц. Признание иска принято судом.
Разрешая требования истца в части установления срока исполнения решения, суд учитывает положения ч. 2 ст.206 ГПК РФ, согласно которой в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя такой срок, суд исходит из конкретных обстоятельств данного дела, учитывает характер, степень сложности, объем организационно-правовых мероприятий предстоящей работы, наличие необходимых денежных средств.
При таких обстоятельствах суд находит срок устранения выявленных нарушений дляСНТ «Весна» следует установить в течение четырех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Согласно ст.103 ГПК РФиздержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований в связи с чем, сСНТ «Весна» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации <адрес> муниципального образования «Город Саратов» к садоводческому некоммерческому товариществу СНТ «Весна» о возложении обязанности организовать места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для членов садоводческого некоммерческого товарищества удовлетворить.
Обязать садоводческое некоммерческое товарищество «Весна» (<№>) в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, а именно оборудовать контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установить контейнеры, заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора и обеспечить регулярный вывоз отходов, принять меры по включению сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «город Саратов».
Взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества Весна» (<№>) в доход муниципального образования «город Саратов» государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Заводской районный суд города Саратова.
Мотивированное решение изготовлено <Дата>.
Судья Е.Ю. Галицкая