Дело № 2-2447/2019

64RS0046-01-2018-002208-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 сентября 2019 года г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Гараниной Е.В.,

помощник судьи Баранова Ю.А.,

при секретаре судебного заседания Жуковой Е.С.,

с участием истцов Михайлюк И.В., Турбиной Т.В.,

представителя истца Максимовой Ю.С.,

представителя ООО «Гамма-2004» Халиковой

представителя АМО г. Саратов Сысугиной Т.А.,

представителе комитета по архитектуре и градостроительству г. Саратова Лавриновской А.В.,

представителе министерства строительства и ЖКХ Саратовской области Ляховой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайлюк В.И., Михайлюк И.В., Михайлюк Е.А., Турбиной Т.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Гамма-2004» об обязании предоставить жилое помещение и приостановлении строительства,

установил:

Михайлюк В.И., Михайлюк И.В., Михайлюк Е.А., Турбина Т.В. с учетом всех уточнений исковых требований обратились с иском к ООО «Гамма 2004» в котором просили обязать ООО «Гамма 2004» предоставить в собственность истцов жилое помещение, состоящее из четырех комнат, в черте г. Саратова, общей площадью не менее 93, 2 кв. м., а также приостановить строительство многоквартирного жилого дома со встроенными и встроено-пристроенными нежилыми помещениями, по адресу: г. Саратов, ул. им. Тулайкова Н.М. возле дома №1 (на земельных участках ), возводимого на основании разрешения на строительство № RU64304000-245-2015, заказчик ООО «Гамма-2004», г. Саратов, ул. им. Шехурдина А.П., д. № 8 до расселения жильцов жилого дома № 3.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что на основании договора на приватизацию жилого помещения от 09 октября 1996 года истцы являются сособственниками по 1/4 доли каждый жилого помещения, распложенного по адресу: <адрес>, площадью 93, 2 кв. м, кадастровый . Помещение состоит из четырех изолированных жилых комнат, расположено на 1 этаже 2-х этажного жилого дома. Истцы имеют свои семьи, общей семьей не проживают, при этом указанное выше жилое помещение является для них единственным жилым помещением, прав на другие жилые помещения не имеют.

Постановлением администрация Саратовской области от 21 июля 1993 года № 201 «О постановке на государственный учет памятников истории и культуры Саратовской области» жилой дом № 3 по ул. Тулайкова г. Саратова внесен в объекты культурного наследия регионального значения - «Дом жилой», входящий в состав «Сельскохозяйственной опытной станции, нач. XX в., арх. Г.Г. Плотников, В.А. Карпенко», что подтверждается справкой управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области от 09 января 2019 г. № 10.

Границы территории данного объекта культурного наследия не утверждены. На указанный объект распространяются требования федерального и областного законодательства по государственной охране объектов культурного наследия, в том числе, запрет на строительство объектов капитального строительства в защитных зонах объектов культурного наследия.

При строительстве жилых домов на земельных участках с кадастровыми номерами , осуществляемых ООО «Гамма 2004» правила предусмотренные законодательством о защите объектов культурного наследия не соблюдены, т.к. в проектной документации отсутствует раздел по сохранению объекта культурного наследия в период возведения нового объекта недвижимости на земельном участке, прилегающем к земельному участку объекта культурного наследия.

В 2011 году ООО «Гамма 2004» на основании разрешения на строительство от 30 ноября 2010 № RU64304000-211 и № RU64304000-62 в непосредственной близости от жилого дома истцов возвело многоквартирный жилой дом № 3/1 по ул. Тулайкова г. Саратова.

Изначально, согласно положительному заключению государственной экспертизы № 64-1-4-0173-10 от 01 октября 2010 года, выполненному ГАУ «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве» проектной документацией предусматривался снос жилых домов № 1 и № 3 по ул. Тулайкова г. Саратова до начала строительства вышеуказанного жилого дома. При этом отселение жильцов из жилых домов № 1 и № 3 по ул. им. Тулайкова Н.М. г. Саратова было гарантировано письмом ООО «Гамма 2004» за № 71 от 06 сентября 2010 года.

На основании задания на корректировку проектной документации в части схемы планировочной организации земельного участка и проекта организации строительства жилого дома по ул. Тулайкова в Ленинском районе г. Саратова с выделением трех этапов строительства и сохранением жилых домов № 1 и № 3 по ул. им. Тулайкова Н.М. г. Саратова на период строительства блок-секций «А» и «Б» с последующим отселением жильцов во вновь построенные и введенные в эксплуатацию блок секции «А» и «Б» (I этап строительства) произведена корректировка проекта.

В соответствии с положительным заключением государственной экспертизы № 64-1-2-0222-10 от 24 ноября 2010 года, выполненному ГАУ «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве» решение о сохранности жилых домов №№ 1 и 3 по ул. им. Тулайкова Н.М. г. Саратова на период строительства блок-секций «А», «Б» принято как временное, в связи с нарушением требований: п. 2.12* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»; ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и др. требований нормативной документации.

Истцы указывают, что в соответствии с противопожарными требованиями табл. 11 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и приложения 1 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» расстояния между проектируемым и существующими зданиями с проездами и подъездами для пожарной техники к зданиям должны составлять не менее 10,0 м (фактическое расстояние между жилым домом № 1/3 и жилым домом № 3 по ул. Тулайкова г. Саратова составляет около 5 м).

В результате обследования установлено, что техническое состояние зданий (жилых домов № 1, № 3) соответствует их физическому возрасту (около 80 лет), т.е. достаточно ветхое, в связи с чем, заключением государственной экспертизы № 64-1-2-0222-10 от 24 ноября 2010 года определено после завершения строительства I этапа (блок-секциям «А», «Б») и ввода в эксплуатацию блок-секций «А», «Б» необходимо было провести расселение жильцов из домов № 1 и № 3 по ул. Тулайкова г. Саратова, а ввод в эксплуатацию блок-секций «В» и «Г» разрешался только после сноса вышеуказанных жилых домов и проведения мероприятий по благоустройству территории.

07 ноября 2014 года ООО «Гамма» выдано заключение № 105-1/14, утвержденное приказом начальника управления госстройнадзора министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № 402/1, о, якобы, соответствии построенного объекта капитального строительства по адресу: г. Саратов, ул. им. Тулайкова Н.М., НИИ Юго-Востока проектной документации, а именно вышеуказанным положительным заключениям.

28 ноября 2014 г. на основании разрешения администрации МО «Город Саратов» № RU64304000-79 жилой дом № 1/3 по ул. Тулайкова г. Саратова, возведенный ответчиком, введен в эксплуатацию, однако, снос жилого дома № 3 до сих пор не произведен, а истцы не были отселены.

Согласно сообщению администрации МО «Город Саратов» от 08 ноября 2018 года № 07-07-21/1111 отселение жильцов из жилых домов № 1 и 3 по ул. им. Тулайкова Н.М. было гарантировано письмом ООО «Гамма 2004» от 06 сентября 2010 года № 71.

В 2015 году ООО «Гамма 2004» на основании разрешения на строительство № RU64304000-245-2015 от 30 сентября 2015 г. начато строительство еще одного многоквартирного жилого дома со встроенными и встроено-пристроенными нежилыми помещениями, по адресу: г. Саратов, ул. им. Тулайкова Н.М. возле дома №1 (на земельных участках 64:48:040453:18, 64:48:040453:29). ООО «Гамма 2004» осуществляется продажа квартир в вышеуказанном строящем жилом доме. В настоящее время жилой дом возведен практически полностью, проводятся отделочные работы.

Из-за строительства ООО «Гамма 2004» жилых домов по ул. Тулайкова г. Саратове жилой дом № 3 по ул. Тулайкова г. Саратова и без того, имевший ветхое состояние, стремительно разрушается. Кроме того, в связи со строительством ООО «Гамма 2004» жилого дома № 1/3 по ул. Тулайкова г. Саратове, а также начатого строительства нового четырнадцатиэтажного жилого дома коммуникации водоснабжения и водоотведения дома № 3 по ул. Тулайкова г. Саратова стали бесхозными (по непонятным причинам ушли с баланса коммунальных организаций). Неоднократно были прорывы данных коммуникаций, и найти организацию обслуживающую их было невозможно. Ремонт производился только после неоднократных жалоб в администрацию и прокуратуру или своими силами, т.к. жить было невозможно, вода или нечистоты стояли в подвальном помещении по году (подвал расположен под квартирой истцов), невыносимый запах и сырость делали невозможным проживание в квартире.

Истцы считают что строительством ООО «Гамма 2004» жилых домов по ул. им. Тулайкова Н.М г. Саратова нарушены их права, создана угроза жизни и здоровью, поскольку между домом истцов и новостройками отсутствует противопожарный разрыв, нарушены нормы инсоляции и освещенности принадлежащего истцам жилого помещения строительством двух многоэтажных МКД, проигнорирована 200-х метровая охранная зона объекта культурного наследия регионального значения, нарушен запрет на строительство объектов капитального строительства, обязательства ООО «Гамма 2004» от 06 сентября 2010 года об отселении жильцов из жилых домов №№ 1, 3 по ул. Тулайкова г. Саратова до ввода в эксплуатацию жилого дома № 1/3 по ул. Тулайкова г. Саратова не выполнены.

В связи с тем, что ООО «Гамма 2004» ранее не выполнило свои обязательство и до ввода в эксплуатацию вышеуказанного жилого дома не произвело отселение истцов из жилого дома, и продолжило нарушение наших прав путем возведения жилого дома на основании разрешения на строительство № RU64304000-245-2015 от 30.09.2015 г. по адресу: г. Саратов, ул. им. Тулайкова Н.М. возле дома №1 (на земельных участках ) истцы считают, что приостановление строительства позволит предотвратить дальнейшее нарушение прав истцов и способствует выполнение ООО «Гамма 2004» своих гарантийных обязательств по отселению истцов.

В судебном заседании истцы и Михайлюк И.В., Турбина Т.В. и их представитель требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме, дав пояснения аналогичные изложенным в иске, кроме того, указали, что согласно заключению строительно-технической экспертизы, выполненной ПУИЦ «Волгодортранс» ФГБОУ ВПО СГТУ, от 31 июля 2019 года строение (объект недвижимости), расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Тулайкова, д. 3, для проживания граждан, с учетом соблюдения требований градостроительных регламентов, строительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным правилам и нормативам, в том числе с учетом возведенных объектов недвижимости на смежных земельных участках (многоквартирного жилого дома № 1/3 по ул. Тулайкова, г. Саратова и строящегося многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Тулайкова, около д. № 1) не пригодно. Проживание в объекте культурного наследия регионального значения - «Дом жилой», входящий в состав сельскохозяйственной опытной станции начала 20 века, архитекторы Плотников Г.Г., Карпенко В.А., являющегося объектом культурного наследия регионального значения, по адресу: <адрес> представляет угрозу жизни и здоровью граждан.

Представитель ООО «Гамма 2004» в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указала на то, что в собственности ООО «Гамма 2004» отсутствует какое-либо недвижимое имущество. Ранее в судебных заседаниях представитель ответчика Агадашев Ф.Г. пояснял, что при получении разрешения на строительство домов он не знал о том, что жилой дом истцов был признан объектом культурного наследия. По его заказу был разработан проект освоения всей территории в том числе и земельного участка под домами 3 и 2 по ул. Тулайкова г. Саратова. При этом планировалось их снести с возведением на их месте многоквартирного дома. Однако поскольку не все собственники квартир в этих двух домах согласились на условия отселения предложенные ООО «Гамма 2004» в числе таких не согласившихся были и истцы, то разселение домов 2и 3 по ул. Тулайкова г. Саратова произведено не было. В связи с изменившимися обстоятельствами по сносу этих домов, была изменена посадка многоквартирного дома по 1/3 по ул. Тулайкова г. Саратова и он был передвинут на допустимое строительными нормами и правилами расстояние от жилого дома истцов.

Представитель АМО г. Саратова и комитета по архитектуре и градостроительству АМО «Город Саратов» просили в иске отказать, по основаниям, изложенным в письменных отзывах. Дополнительно пояснили, что запрет на строительство в охранной зоне объектов культурного наследия капитальных строений был установлен в 2016 году и обратной силы закон в указанной части не имеет. Разрешения на строительство ООО «Гамма 2004» двух домов выдавались до 2016 года. Ранее охранная зона законом субъекта либо муниципальным правовым актом в Саратовской области не устанавливалась. Разрешения на строительство, выданное на оба дома никем не оспаривалось, как и ввод дома 1/3 по ул. Тулайкова г. Саратова в эксплуатацию. Данные решения были приняты на основании положительных заключениях экспертиз, доказательств обратного истцы не представили. Представленное истцами заключение строительно-технической экспертизы, выполненной ПУИЦ «Волгодортранс» ФГБОУ ВПО СГТУ от 31 июля 2019 года говорит о том, что дома непригодны для проживания, но не указывают на наличие причинно следственной связи между их непригодностью для проживания и строительством многоквартирных домов.

Представитель министерства строительства и ЖКХ Саратовской области указала, что требования истцов не поддерживает, по основаниям изложенным в отзыве. Указывает на то, что возведение домов произведено в соответствии с утвержденными проектами проведения строительных работ их эксплуатация безопасна о чем были выданы все положительные заключения. Вопрос контроля отселения жильцов ими не производился, а в связи с чем ООО «Гамма 2004 предоставляло им письмо в котором сообщало о том, что планируется отселение жителей из д. 3 по ул. Тулайкова г. Саратова суду пояснить не смогла.

Истцы Михайлюк В.И. и Михайлюк Е.А., в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области, ТСН «Академик» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Частью 3 статьи 17 Конституции РФ устанавливается, что права и свободы должны осуществляться с таким расчетом, чтобы не нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Для наступления деликтной ответственности на основании ст. 1064 ГК РФ необходимо наличие состава правонарушения, включающего: 1) наступление вреда; 2) противоправность поведения причинителя вреда; 3) причинную связь между причинением вреда и противоправным поведением причинителя вреда; 4) вину причинителя вреда.

Согласно ч. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено (упущенная выгода).

При предъявлении требования о возмещении вреда должны быть доказаны: наличие убытков, причинная связь между возникшим ущербом и действиями причинителя вреда, его вина в возникновении убытков, а также их размер. В связи с этим, бремя доказывания того, что вред причинен ответчиком, в силу ст. 56 ГПК РФ, п. 1 ст. 1064 ГК РФ лежит на истце, а бремя доказывания отсутствия вины в причинении вреда в силу ст. 56 ГПК РФ, п. 2 ст. 1064 ГК РФ лежит на лице, причинившем вред.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Судом установлено, что на основании договора на приватизацию жилого помещения от 09 октября 1996 года истцы являются сособственниками по 1/4 доли каждый жилого помещения, распложенного по адресу: <адрес>, площадью 93, 2 кв. м, кадастровый . Помещение состоит из четырех изолированных жилых комнат, расположено на 1 этаже 2-х этажного жилого дома.

Постановлением администрация Саратовской области от 21 июля 1993 года № 201 «О постановке на государственный учет памятников истории и культуры Саратовской области» жилой дом № 3 по ул. Тулайкова г. Саратова внесен в объекты культурного наследия регионального значения - «Дом жилой», входящий в состав «Сельскохозяйственной опытной станции, нач. XX в., арх. Г.Г. Плотников, В.А. Карпенко», что подтверждается справкой управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области от 09 января 2019 г. № 10.

На основании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 11 сентября 2006 года № Т-364-р, договора аренды № 548 от 14 сентября 2006 года, договора замены стороны в обязательстве от 26 февраля 2007 года, договора замены стороны в обязательстве от 30 октября 2013 года, соглашения к договору № 548 от 14 сентября 2006 года, дополнительного соглашения от 25 февраля 2015 года, договора от 12 декабря 2013 года принимает в аренду земельный участок, находящийся по адресу: г. Саратов, ул. Тулайкова, возле д. 1, площадью 1801 кв.м. для строительства многоэтажного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения.

В 2011 году ООО «Гамма 2004» на основании разрешения на строительство от 30 ноября 2010 № RU64304000-211 и № RU64304000-62 в непосредственной близости от жилого дома истцов возвело многоквартирный жилой дом № 3/1 по ул. Тулайкова г. Саратова.

Истцы ссылаются в обоснование своих доводов о возложении на ООО «Гамма 2004» обязанности по их отселению на то, что многоквартирные дома возведены в границе охранной зоны объекта культурного наследия, которая составляет 200 метров.

Вместе с тем, ст. 34.1 ФЗ от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» введена в действие ФЗ от 05 апреля 2016 года № 95-ФЗ, согласно которой защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются:

для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника;

для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.

В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

При этом, положение п. 1 ст. 34.1 данного закона о запрете строительства и реконструкции не применяется к правоотношениям, возникшим на основании разрешений, выданных до 03 октября 2016, в т. ч. в случаях продления сроков их действия или изменения застройщика.

Разрешения на строительства двух домов ООО «Гамма 2004» получило до 03 октября 2016 года.

Согласно ч. 3 ст. 4 ГрК РФ к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, поименованных в статье 2 ГрК РФ, к числу которых относятся, в частности: осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов (пункт 7); осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам (пункт 8); осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (пункт 10).

Согласно п. 1 и подп. 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами, в том числе в связи с особыми условиями охраны памятников природы, истории и культуры, археологических объектов.

Пунктом 3 ст. 56 ЗК РФ (действующего на момент выдачи разрешения на строительство) предусмотрено, что Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.

Согласно положениям ФЗ от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент получения разрешения на строительство 2010 год) в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Согласно ст. 36 данного закона проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ указанных в пункте 3 настоящей статьи требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия.

Согласно ч. 3 ст. 36 данного закона в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации.

Статьей 40 закона предусмотрено, что с целью сохранения объекта культурного наследия осуществляется проведение ремонтно-реставрационных работ, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования.

Таким образом, из системного толкования положений ст. 33, ст. 35, ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» следует, что положениями Федерального закона не исключается проведение строительных работ при обеспечении сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия и соблюдения условий ведения данных работ.

Согласно Постановления Правительства РФ от 26 апреля 2008 года № 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (действующего на дату выдачи разрешения на строительство) на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом.

Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда.

Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия разрабатываются с учетом требований, указанных в пунктах 10 - 12 настоящего Положения.

Особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны устанавливаются с учетом следующих требований:

а) запрещение строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;

б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм;

в) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение размещения рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т.п.), а также регулирование проведения работ по озеленению;

г) обеспечение пожарной безопасности объекта культурного наследия и его защиты от динамических воздействий;

д) сохранение гидрогеологических и экологических условий, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия;

е) благоустройство территории охранной зоны, направленное на сохранение, использование и популяризацию объекта культурного наследия, а также на сохранение и восстановление градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик его историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов;

ж) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств;

з) сохранение исторически сложившихся границ земельных участков, в том числе ограничение их изменения при проведении землеустройства, а также разделения земельных участков;

и) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении.

Режим использования земель и градостроительный регламент в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливаются с учетом следующих требований:

а) ограничение строительства, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;

б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;

в) сохранение исторически сложившихся границ земельных участков, в том числе ограничение их изменения при проведении землеустройства, а также разделения земельных участков;

г) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;

д) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение размещения рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т.п.), а также регулирование проведения работ по озеленению;

е) обеспечение пожарной безопасности объекта культурного наследия и его защиты от динамических воздействий;

ж) сохранение гидрогеологических и экологических условий, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия;

з) обеспечение сохранности всех исторически ценных градоформирующих объектов;

и) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.

В Законе РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» содержались аналогичные нормы об установлении охранных зон. В силу статьи 34 данного Закона зоны охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского и местного значения устанавливались Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.

В пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих органов охраны памятников Союза ССР или РСФСР.

В пределах зон охраны памятников истории и культуры республиканского и местного значения производство указанных работ и хозяйственная деятельность запрещаются без разрешения Министерства культуры РСФСР. Разрешение на проведение работ в пределах указанных зон выдается по представлениям Советов Министров автономных республик, исполнительных комитетов краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов 9ст. 35 данного Закона).

Согласно положительному заключению государственной экспертизы № 64-1-4-0173-10 от 01 октября 2010 года, выполненному ГАУ «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве» проектной документацией предусматривался снос жилых домов № 1 и № 3 по ул. Тулайкова г. Саратова до начала строительства вышеуказанного жилого дома. При этом отселение жильцов из жилых домов № 1 и № 3 по ул. им. Тулайкова Н.М. г. Саратова было гарантировано письмом ООО «Гамма 2004» за № 71 от 06 сентября 2010 года.

На основании задания на корректировку проектной документации в части схемы планировочной организации земельного участка и проекта организации строительства жилого дома по ул. Тулайкова в Ленинском районе г. Саратова с выделением трех этапов строительства и сохранением жилых домов № 1 и № 3 по ул. им. Тулайкова Н.М. г. Саратова на период строительства блок-секций «А» и «Б» с последующим отселением жильцов во вновь построенные и введенные в эксплуатацию блок секции «А» и «Б» (I этап строительства) произведена корректировка проекта.

В соответствии с положительным заключением государственной экспертизы № 64-1-2-0222-10 от 24 ноября 2010 года, выполненному ГАУ «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве» решение о сохранности жилых домов №№ 1 и 3 по ул. им. Тулайкова Н.М. г. Саратова на период строительства блок-секций «А», «Б» принято как временное, в связи с нарушением требований: п. 2.12* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»; ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и др. требований нормативной документации. Предусматривался снос жилых домов 1 и 3 по ул. Тулайкова, г. Саратова и переселение жильцов домов в вновь возведенные блок секции А и Б. На время сохранения жилых домов было предусмотрено для исключения негативного влияния нового строительства на существующие и временно сохраняемые жилые дома № 1 и 3 по ул. Тулайкова, проектом предусмотрены следующие мероприятия по безопасному проведению строительно-монтажных работ в стесненных условиях: возведение блок секции предусмотрено башенным краном КБ-403А с длиной стрелы 30 м. оснащенного автоматизированной системой ограничения зон работы башенного крана, предусматривающей искусственное ограничение размеров и конфигурации опасных зон; проведение работ с помощью башенного крана вблизи границ опасной зоны предусмотрено с помощью башенного крана вблизи границ опасной зоны предусмотрено с помощью сигнальщика и ответственного ИТР; разработка котлована глубиной 4,4 м принята с откосами безопасной крутизны 1:1 без креплений с устройством шпунтового ограждения из швеллеров № 30 длиной 15,0 м вдоль оси Б в осях 1-8 (со стороны жилых домов № 1 и №3 по ул. Тулайкова). Погружение шпунта предусмотрено методом вибропогружения.

В результате обследования установлено, что техническое состояние зданий (жилых домов № 1, № 3) соответствует их физическому возрасту (около 80 лет), т.е. достаточно ветхое, в связи с чем, заключением государственной экспертизы № 64-1-2-0222-10 от 24 ноября 2010 года определено после завершения строительства I этапа (блок-секциям «А», «Б») и ввода в эксплуатацию блок-секций «А», «Б» необходимо было провести расселение жильцов из домов № 1 и № 3 по ул. Тулайкова г. Саратова, а ввод в эксплуатацию блок-секций «В» и «Г» разрешался только после сноса вышеуказанных жилых домов и проведения мероприятий по благоустройству территории.

07 ноября 2014 года ООО «Гамма» выдано заключение № 105-1/14, утвержденное приказом начальника управления госстройнадзора министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № 402/1, о, якобы, соответствии построенного объекта капитального строительства по адресу: г. Саратов, ул. им. Тулайкова Н.М., НИИ Юго-Востока проектной документации, а именно вышеуказанным положительным заключениям.

28 ноября 2014 г. на основании разрешения администрации МО «Город Саратов» № RU64304000-79 жилой дом № 1/3 по ул. Тулайкова г. Саратова, возведенный ответчиком, введен в эксплуатацию, однако, снос жилого дома № 3 до сих пор не произведен, а истцы не были отселены.

Согласно сообщению администрации МО «Город Саратов» от 08 ноября 2018 года № 07-07-21/1111 отселение жильцов из жилых домов № 1 и 3 по ул. им. Тулайкова Н.М. было гарантировано письмом ООО «Гамма 2004» от 06 сентября 2010 года № 71.

Подлинное содержание данного письма установить не представляется возможным, поскольку оно не сохранилось.

Из представленного суду Министерством строительства и ЖКХ письма ООО «Гамма 2004» № 27 от 23 июня 2011 года следует, что ООО «Гамма 2004» сообщает, что после завершения строительства жилого дома по адресу: г. Саратов ул. Тулайкова НИИИ Юго-восток в Ленинском районе жильцам двух домов по адресу г. Саратов, ул. Тулайкова д. 1 и д. 2 будут предоставлены равноценные площади квартир в новом доме. В настоящее время с собственниками квартир домов по адресу: г. Саратов, ул. Тулайкова д. 1 и д. 2 заключаются договора намерения о переселении.

В 2015 году ООО «Гамма 2004» на основании разрешения на строительство № RU64304000-245-2015 от 30 сентября 2015 г. начато строительство еще одного многоквартирного жилого дома со встроенными и встроено-пристроенными нежилыми помещениями, по адресу: г. Саратов, ул. им. Тулайкова Н.М. возле дома №1 (на земельных участках 64:48:040453:18, 64:48:040453:29). ООО «Гамма 2004» осуществляется продажа квартир в вышеуказанном строящем жилом доме. В настоящее время жилой дом возведен практически полностью, проводятся отделочные работы. На сегодняшний день в введении дома в эксплуатацию отказано.

Анализируя приведенные выше нормы права и установленные судом обстоятельства дела, суд приходит к следующему выводу, что действительно при наличии на земельном участке предоставленном ООО «Гамма 2004» на праве аренды, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Тулайкова, возле дома 1, площадью 1801 кв.м. по условиям договора ограничения и обременения земельного участка отсутствуют, никакие охранные зоны объекта культурного наследия не установлены и границы его не определены.

Проектная документация на многоквартирный дом по адресу: г. Саратов, ул. Тулайкова, д. 1/3, а также положительные заключения государственной экспертизы объекта капитального строительства № 222 от 24 ноября 2010 года и от 01 октября 2010 года не содержат никаких сведений о том, что предусмотренный к сносу дом 3 по ул. Тулайкова г. Саратова, является объектом культурного наследия регионального значения, в связи с чем рассматривается как ветхое жилье, и предусматриваются мероприятия по отселению жильцов, их последующий снос по окончании строительства многоквартирных домов.

Однако факт того, что многоквартирный дом был выстроен на земельном участке, где расположен объект культурного наследия (ОКН далее) сам по себе не свидетельствует о необходимости возложения на ООО «Гамма 2004» обязательства по отселению истцов, ввиду следующего. Наличие объекта культурного наследия не исключает возможность ведения вблизи него строительства при соблюдении определенных условий (получение разрешения, согласования с уполномоченными органами, разработка проекта ведения работ в щадящем режиме и иные мероприятия), что прямо предусмотрено действующим на период получения разрешения на строительство по обоим домам законодательством. ФЗ от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не предусматривает возможности сноса домов имеющих статус ОКН, а только их реконструкцию, реставрацию, переоборудование и прочее. Доказательств того, что к разрушение дома 3 по ул. Тулайкова г. Саратова состоит в непосредственной причинно следственной связи с проведенными на земельном участке ООО «Гамма 2004» строительными работами по возведению многоквартирных домов суду не представлено. Истцам разъяснялось право ходатайствовать перед судом о назначении экспертизы, однако воспользоваться свои правом предоставления доказательств данного вида истцы не пожелали. Выводы положительных государственных экспертиз не опровергнуты.

Представленное истцами заключение СГТУ им. Гагарина от 31 июля 2019 года № 147 с учетом его корректировки и дополнения, содержит информационное описание технического состояния жилого дома 3 по ул. Тулайкова, г. Саратова, определяет данный дом, как непригодный для проживания ввиду его ветхости, большого эксплуатационного износа. Указанные обстоятельства не доказывают того что состояние в котором находится дом истцов явилось следствием несоблюдения ООО «Гамма 2004» рекомендаций по ведению строительства в стесненных условиях, что было предусмотрено в заключении государственной экспертизы.

Разрешения на строительство выданные на строительство двух многоквартирных домов, и постановление о вводе дома в эксплуатацию оспорены не были, являются действующими.

Таким образом, доказательств того что истцам как собственникам квартиры в жилом доме 3 по ул. Тулайкова г. Саратова был причинен ущерб в виду неправомерных действий ООО «Гамма 2004», а также сохраняется угроза причинения вреда, суду представлено не было.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Михайлюк В.И., Михайлюк И.В., Михайлюк Е.А., Турбиной Т.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Гамма-2004» об обязании предоставить жилое помещение и приостановлении строительства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░-2004» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.

░░░░░:

2-2447/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Михайлюк Владимир Иванович
Михайлюк Иван Владимирович
Ответчики
ООО "Гамма 2004"
Другие
ТСН "Академик"
Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области
Максимова Юлия Сергеевна
Михайлюк Елена Александровна
Управление по охране объектов культурного наследия правительства Саратовской области
АМО Город Саратов
Турбина Татьяна Владимировна
Комитет по градостроительству и архитектуре АМО "Город Саратов"
Суд
Ленинский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
leninsky.sar.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее