Решение по делу № 2а-2520/2021 от 19.10.2021

Дело № 2а-2520/2021

29RS0008-01-2021-003991-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 декабря 2021 года                                                                                         город Котлас

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Ропотовой Е.В.

при секретаре Герасимовской С.В.,

с участием: представителя административного истца Медведева А.Е. по доверенности, представителя административного ответчика Епова С.В. по доверенности, представителя заинтересованного лица Тепляшина П.В. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании 9 декабря 2021 года в г. Котласе дело по административному иску Котласского территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к муниципальному образованию «Черемушское» в лице администрации муниципального образования «Черемушское» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

установил:

Котласский территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее Котласский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора) обратился в суд к муниципальному образованию «Черемушское» в лице администрации муниципального образования «Черемушское» (далее МО «Черемушское» в лице администрации МО «Черемушское») об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки информации, поступившей в Котласский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в виде коллективного обращения жильцов, были выявлены нарушения ответчиком законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии в части организации обеспечения сбора твердых коммунальных отходов в деревне Песчанка Котласского района Архангельской области. Поэтому, с учетом уточнения требований, просит признать незаконным бездействие МО «Черемушское» в лице администрации МО «Черемушское», выразившееся в непринятии мер по надлежащей организации сбора твердых коммунальных отходов от жилых домов на территории деревни Песчанка Котласского района Архангельской области и обязать ответчика в срок до 1 июля 2022 года обеспечить организацию сбора твердых коммунальных отходов от жилых домов на территории деревни Песчанка Котласского района Архангельской области в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3.

В судебном заседании представитель Котласского территориального отдела Управления Роспотребнадзора Медведев А.Е. административные требования с учетом их уточнения поддержал, по доводам, что изложены в иске.

Представитель ответчика МО «Черемушское» в лице администрации МО «Черемушское» Епов С.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что в действиях администрации отсутствует незаконное бездействие и размещенная в настоящее время контейнерная площадка имеет оптимальное местоположение.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Котласский муниципальный район» Тепляшин П.В. в судебном заседании заявленные требования оставил на усмотрение суда, пояснив, что необходимо провести соответствующие согласования.

Изучив исковое заявление, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) и в абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ).

На основании ст. 9 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч.- ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» муниципальное образование «Черемушское» наделено статусом сельского поселения.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ и ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ч. 4 ст. 13.4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (Правила).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее Правила № 1156).

В силу п. 9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (пункт 10 Правил № 1156).

Согласно п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» - расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.

В силу ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.

Решением Совета депутатов МО «Черемушское» от 12 октября 2018 года № 72 МО «Черемушское» приняло полномочия МО «Котласский муниципальный район» по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе, отдельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 7 Устава МО «Черемушское» к вопросам местного значения МО «Черемушское» относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Судом установлено, что в Котласский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора от жильцов деревни Песчанка в отношении администрации МО «Черемушское» 3 сентября 2021 года поступило коллективное обращение, в котором последние просили провести проверку санитарных правил при установке мусорного контейнера в деревне Песчанка. В обращении также указано, что контейнеры переполнены, мусор не вывозится, раскидывается на расстоянии нескольких сотен метров, в том числе, на дороге.

5 октября 2021 года начальником Котласского территориального отдела Управления Роспотребнадзора дано задание на проведение контрольного (надзорного мероприятия) без взаимодействия.

По результатам обследования должностным лицом 7 октября 2021 года был составлен протокол опроса и акт выездного обследования, согласно которому на территории деревни Песчанка установлена одна контейнерная площадка около дома № 41, расстояние до которого составляет около 14 метров, что является нарушением п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3. Данные обстоятельства также подтверждаются представленными фото и видеоматериалами. В судебном заседании сторона административного ответчика не оспаривала несоблюдение как минимальных, так и максимальных расстояний при установлении контейнерной площадки.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что МО «Черемушское» в лице администрации МО «Черемушское» в деревне Песчанка не обеспечена надлежащим образом и в соответствии с положениями санитарно-эпидемиологических требований организация сбора твердых коммунальных отходов, так как контейнерная площадка установлена с нарушением допустимых расстояний, без определенной процедуры согласования, без результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, без учета общественного мнения жителей частного сектора, схема расположения площадки не утверждена, обратного в материалы дела не представлено. Вместе с тем определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществление ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что на территории МО «Черемушское» данная деятельность должным образом не организована, что свидетельствует о незаконном бездействии со стороны органа местного самоуправления, поэтому административные исковые требования подлежат удовлетворению.

При определении срока устранения нарушений суд считает, что срок до 1 июля 2022 года является, с учетом характера, объема предполагаемых работ и финансирования, разумным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Котласского территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к муниципальному образованию «Черемушское» в лице администрации муниципального образования «Черемушское» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования «Черемушское» в лице администрации муниципального образования «Черемушское», выразившееся в непринятии мер по надлежащей организации сбора твердых коммунальных отходов от жилых домов на территории деревни Песчанка Котласского района Архангельской области в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3.

Обязать муниципальное образование «Черемушское» в лице администрации муниципального образования «Черемушское» в срок до 1 июля 2022 года обеспечить организацию сбора твердых коммунальных отходов от жилых домов на территории деревни Песчанка Котласского района Архангельской области в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.

Председательствующий                                                                                Е.В. Ропотова

Мотивированное решение суда составлено 16 декабря 2021 года.

2а-2520/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Котласский территориальный отдел Роспотребнадзора
Ответчики
МО "Черемушское" в лице администрации МО "Черемушское"
Другие
Администрация МО "Котласский муниципальный район"
Суд
Котласский городской суд Архангельской области
Судья
Ропотова Елена Викторовна
Дело на странице суда
kotlasgrsud.arh.sudrf.ru
19.10.2021Регистрация административного искового заявления
20.10.2021Передача материалов судье
21.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.11.2021Предварительное судебное заседание
18.11.2021Предварительное судебное заседание
09.12.2021Судебное заседание
16.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее