2-1039/2021
61RS0005-01-2020-008767-08
Решение
именем Российской Федерации
02 марта 2021 года г. Ростов-на-Дону
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Гелета А.А.,
при секретаре Башоян И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева Александра Николаевича к Военному комиссариату Ростовской области, 3-е лицо филиал Южный ФГАУ «Центральное управление жилищно- социальной инфраструктуры (комплекса) о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановке на учет в качестве нуждающегося,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону с указанным иском ссылаясь на то, что Николаев А.Н. проходил службу в Вооруженных Силах СССР с 01.07.1975 года по 26.01.1994 года.
26.01.1994 года в должности начальника штаба – заместителя командира эскадрильи исключен из списков части. Согласно справки от 17.02.1994 года № 101 Николаев А.Н. за время прохождения службы в войсковой части № 21955 с 30 марта 1992 года по 24 января 1994 года по линии Министерства обороны жилой площадью не обеспечивался. На момент увольнения в состав семьи Николаева А.Н. входили следующие члены: жена Николаева Е.В., 1963 года рождения, дочь Алена, 1975 года рождения, дочь Ольга, 1983 года рождения, сын Николай, 1992 года рождения, после увольнения родилась дочь Светлана, 1996 года рождения. С марта 1997 года семья Николаева проживает в домовладении, расположенном по адресу: .... Общая площадь дома составляет 34,3 кв.м, жилая площадь составляет 25,9 кв.м. Николаев А.Н. уходя в запас, не имел собственной или ведомственной квартиры. Его право на получение жилья сохранилось и после увольнения в запас.
На основании изложенного, истец, ссылаясь на положения Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» просил суд признать Николаева А.Н. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и на учет в качестве нуждающихся.
Истец Николаев А.Н. в судебное не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно представленного заявления просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем суд рассмотрел дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика по доверенности в судебное заседание явилась, возражал против удовлетворения исковых требований, представил письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Представитель 3-го лица по доверенности в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.4 ст. 6 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 г. N 4338-1 «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении в запас или отставку имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 15 вышеназванного Закона граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.
Согласно п. 12 Приложения №1 к приказу Министра обороны СССР №№ от 10 ноября 1975г. военнослужащие, уволенные в запас или в отставку, по избранному при увольнении месту жительства обеспечиваются жилой площадью исполкомами Советов депутатов трудящихся в порядке, установленном Советом Министров СССР.
Системный анализ законодательных актов показывает, что учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений и улучшении жилищных условий, а также обеспечение их жилыми помещениями до 1 января 2005 года осуществлялся органами местного самоуправления на основании решений жилищных комиссий воинских частей, в которых военнослужащие проходили службу, а также КЭЧ, которые вели учет в пределах своего района.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (действующая редакция) определено, что за счет средств федерального бюджета осуществляется обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей.
На основании вышеизложенного, истец подлежал обеспечению жилым помещением через органы местного самоуправления и оснований для принятия его на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, за счет средств федерального бюджета Министерства обороны в настоящее время не имеется.
Кроме того, военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
В соответствии с п.2 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. При этом лицо, уволенное с военной службы, утрачивает статус военнослужащего с момента исключения из списков личного состава воинской части (учреждения).
В настоящее время признание военнослужащих, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, осуществляется в соответствии с приказом М. обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».
В соответствии с п. 1 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010г. №1280, на учет принимаются военнослужащие, проходящие действительную военную службу.
Реализация права военнослужащего на признание нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и на получение жилого помещения носит заявительный характер.
Для признания военнослужащего - гражданина, уволенного с военной службы по состоянию здоровья, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (либо в собственность бесплатно), гражданин должен быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении данного жилого помещения во время прохождения военной службы по его заявлению, которое должно быть подано до даты увольнения и исключения из списков личного состава воинской части.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Николаев А.Н. проходил военную службу в Вооруженных силах.
Николаев А.Н. уволен с военной службы в запас 26.01.1994 года исключен из списков личного состава части, что подтверждается копий послужного списка.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в период прохождения военной службы истец и члены его семьи жилым помещением от Министерства обороны РФ не обеспечивались.
С заявлением о постановке на учет в соответствии с п. 1 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 года № 1280, истец в адрес 3-го лица филиала Южный ФГАУ «Центральное управление жилищно- социальной инфраструктуры (комплекса) (ранее ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ) не обращался.
17.09.2019 года обратился в ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное заявление было рассмотрено и направлен ответ, в соответствии с которым сообщено, что учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений и улучшении жилищных условий, а также обеспечении их жилыми помещениями до 1 января 2005 года осуществлялся органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 года №4338-1 «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей на момент увольнения Николаев А.Н. с военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении в запас или отставку имели право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 15 указанного Закона граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
Сведения о том, что истцом предпринимались указанные действия по включению в такие списки в год увольнения суду не представлены.
Системный анализ законодательных актов показывает, что учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений и улучшении жилищных условий, а также обеспечение их жилыми помещениями до 01 января 2005 года осуществлялись органами местного самоуправления на основании решений жилищных комиссий воинских частей, в которых военнослужащие проходили службу, а также КЭЧ, которые вели учет в пределах своего района.
Истцом не представлены суду документы, свидетельствующие о том, что на момент увольнения он был признан нуждающимся в получении жилого помещения. В ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ сведения о признании Николаева А.Н. и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма отсутствуют.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
В силу п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Поскольку в судебном заседании установлено, что Николаев А.Н. с 26 января 1994 года был исключен из списка личного состава части, всех видов обеспечения, следовательно в соответствии в вышеуказанными нормами с даты исключения из списка личного состава части Николаев А.Н. утратил статус военнослужащего.
Никаких документов, подтверждающих, что в период прохождения военной службы Николаев А.Н. обращался в квартирные органы Минобороны РФ о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях суду представлено не было.
Доводы истца относительно того, что в силу положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" истец в настоящее время наделен правом на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
С учетом положений приведенной правовой нормы Николаев А.Н., имея при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (сокращение штата) общую продолжительность военной службы более 10 лет и будучи не обеспеченным жилым помещением по последнему месту службы, должен был на момент увольнения состоять в списке очередников на получение жилого помещения, и только в этом случае истец подлежал бы обеспечению жилым помещением в установленном Законом порядке. Поскольку данные обстоятельства судом в ходе рассмотрения дела не были установлены, то указанные доводы истца не могут быть приняты судом во внимание.
Конституционный Суд Российской Федерации в соответствующих Постановлениях неоднократно указывал, что право на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами (определения от 22 апреля 2010 года N 548-0-0, от 17 июня 2010 года N 873-0-0, от 15 июля 2010 года N 1061-0-0 и др.).
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 года № 1626-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Грязнова Николая Константиновича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 41 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации» в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК Российской федерации), к кому предъявлять иск. ((пункт 3 части второй статьи 131 ГПК Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК РФ).
Следовательно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев прямо предусмотренных законом.
Уполномоченным органом жилищного обеспечения в Министерстве обороны РФ определен Департамент жилищного обеспечения МО РФ, осуществляющий свои функции через специализированные организации Минобороны РФ, в настоящем случае такой организацией является филиал Южный ФГАУ «Центральное управление жилищно- социальной инфраструктуры (комплекса) (ранее ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ) однако иск заявлен к Военному комиссариату Ростовской области.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований к Военному комиссариату Ростовской области, поскольку иск заявлен истцом к ненадлежащему ответчику.
Оснований к замене ненадлежащего ответчика надлежащим суд не усматривает, поскольку, исходя из положений ст. 41 ГПК РФ, суд может допустить такую замену только по ходатайству или с согласия истца. Вместе с тем, истец и представитель истца в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем данный вопрос не ставился судом на обсуждение и согласие истца не могло быть получено и дело рассмотрено судом по предъявленному иску.
При таких обстоятельствах, анализируя в совокупности все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Николаева Александра Николаевича к Военному комиссариату Ростовской области, 3-е лицо филиал Южный ФГАУ «Центральное управление жилищно- социальной инфраструктуры (комплекса) о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановке на учет в качестве нуждающегося отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 05.03.2021 года.