Дело №2-2348/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 октября 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Эминова О.Н.,
при секретаре судебного заседания Гаряджиевой Г.Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лаганского района Республики Калмыкия в интересах Очир-Горяева Алдара Валерьевича к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений,
установил:
прокурор Лаганского района РК обратился в интересах Очир-Горяева А.В. в суд с иском, ссылаясь на то, что отец Очир-Горяева А.В. – ФИО8 умер 01 апреля 2007 года, мать ФИО9 решением Лаганского районного суда от 31 июля 2013 года лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе истца. Постановлением главы администрации Лаганского районного муниципального образования РК № 414 от 16 сентября 2013 года опекуном несовершеннолетнего ФИО10 назначен его старший брат Очир-Горяев Г.В. В настоящее время Очир-Горяев А.В. проживает по адресу: <адрес>. Иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, или принадлежащего на праве собственности, Очир-Горяев А.В. не имеет. Постановлением Главы администрации Лаганского районного муниципального образования РК № 162 от 07 октября 2014 года Очир-Горяев А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Органами государственной власти, органами местного самоуправления земельный участок и жилое помещение Очир-Горяеву А.В. не предоставлялись. До настоящего времени право Очир-Горяева А.В. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого благоустроенного помещения по договору социального найма, гарантированное государством, не реализовано, жилое помещение не предоставлено. Просил обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить Очир-Горяеву А.В. жилое помещение из специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договору найма специализированных жилых помещений не менее 33 кв.м.
В судебном заседании помощник прокурора г. Элисты Манджиева Э.Ц., истец Очир-Горяев А.В. поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК в судебное заседание не явился, представив письменное возражение, в котором просил в иске отказать.
Представители Министерства образования и науки РК, Администрации Лаганского ГМО РК в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены. Представитель Министерства образования и науки РК представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, просит исковые требования удовлетворить.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Согласно пункту 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ предусмотренные им дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ.
К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно Порядку формирования специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденном постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 мая 2013 года № 231, Министерство образования и науки Республики Калмыкия ежегодно, до 1 мая года, предшествующего планируемому, направляет в уполномоченный орган выписку из списка, в которой указываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащие обеспечению специализированными жилыми помещениями в планируемом году.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Аналогичные положения содержатся и в п. 3 Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма специализированных жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. К их числу относятся, в частности, лица, достигшие возраста 18 лет, получившие профессиональное образование.
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что при формировании специализированного жилищного фонда учитывается норматив предоставления общей площади жилого помещения в размере 33 квадратных метра на одного гражданина.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку в Федеральном законе не содержится указания на срок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам данной категории, то предполагается немедленная реализация права после его возникновения.
Как установлено судом, Очир-Горяев А.В. имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением Главы администрации Лаганского районного муниципального образования РК № 162 от 07 октября 2014 года Очир-Горяев А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (категория-ребенок, оставшийся без попечения родителей).
Из сообщения Министерства образования и науки РК от 19 августа 2020 года следует, что по состоянию на 01 августа 2020 года Очир-Горяев А.В. состоит в Списке, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к указанной категории и достигли возраста 23 лет, и за которыми сохраняется право на обеспечении жилыми помещениями, согласно дате постановки на учет в Администрации Лаганского ГМО от 07 октября 2014 года под номером учетной записи 336.
Из справки Администрации Лаганского городского муниципального образования РК от 21 августа 2019 года следует, что Очир-Горяев А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в <адрес>.
В настоящее время Очир-Горяев А.В. имеет регистрацию по адресу: <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ года Очир-Горяеву А.В. исполнилось 18 лет.
До настоящего времени истец жильем не обеспечен, какого-либо жилого помещения на праве собственности не имеет, не является нанимателем жилого помещения, ни членом семьи нанимателя по договору найма жилого помещения.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Очир-Горяева А.В. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу ответчиком не оспариваются.
Таким образом, у Очир-Горяева А.В. возникло право на обеспечение жилым помещением, однако в нарушение закона жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено.
Факт необеспечения жилым помещением истца свидетельствует о нарушении его жилищных прав.
С учетом изложенного, и принимая во внимание, что Очир-Горяев А.В. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент судебного разбирательства, жилым помещением не обеспечен, внесен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, достиг 18-летнего возраста, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и возложении на ответчика Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить истцу Очир-Горяева А.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Лаганского района Республики Калмыкия в интересах Очир-Горяева Алдара Валерьевича удовлетворить.
Возложить обязанность на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить Очир-Горяеву Алдару Валерьевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: О.Н. Эминов