Решение по делу № 33-3039/2023 от 15.08.2023

    Судья Кириленко Е.А.                                                           Дело № 2-2505/2023

    (первая инстанция)

    № 33-3039/2023

      (апелляционная инстанция)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    18 сентября 2023 года                                                             города Севастополь

    Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

    председательствующего судьи               Анашкиной И.А.,

    судей                                              Григоровой Ж.В., Козуб Е.В.,

    при секретаре                                            Дубравской А.И.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 1 июня 2023 года по гражданскому делу по иску прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах ШВВ к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о понуждении выплатить денежную компенсацию,

    заслушав доклад судьи Анашкиной И.А.,

    УСТАНОВИЛА:

    Прокурор Ленинского района города Севастополя обратился в суд с иском в интересах Ш. В.В., просит признать право Ш. В.В. на получение денежной компенсации на приобретение школьной формы детям ШСС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ШАС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период их обучения в общеобразовательной организации города Севастополя; возложить на Департамент труда и социальной зашиты населения города Севастополя выплатить Ш. В.В. причитающуюся денежную компенсацию на приобретение школьной формы ее детям в период их обучения в общеобразовательной организации города Севастополя по ее заявлению от 27.09.2022.

    В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведения прокурорской проверки по обращению Ш. В.В. выявлены нарушения норм законодательства о мерах социальной поддержки семьям с детьми.

    Ш. В.В., имеющей удостоверение многодетной семьи, незаконно отказано в обеспечении ее несовершеннолетних детей Ш. С.С, Ш. А.С., обучающихся в ГБОУ г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа », школьной формой (заменяющим ее комплектом одежды), спортивной формой или выделении денежных средств на указанные цели в соответствии с Порядком выплаты денежной компенсации на приобретение школьной формы детям из многодетных семей в период их обучения в общеобразовательной школе города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 26.05.2016 № 511 -ПП.

    Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя 07.10.2022 Ш. В.В. отказано в предоставлении мер социальной поддержки многодетной семьи в связи с тем, что у заявительницы Ш. В.В. отсутствует статус многодетной семьи в городе Севастополе. Ш. В.В. по состоянию на 01.02.2023 состоит на учете в Департаменте труда и социальной защиты населения администрации г. Джанкоя. Компенсация затрат на приобретение школьной формы в г. Джанкое Ш. В.В. не назначена в связи с тем, что данная выплата согласно постановлению Совета министров Республики Крым от 23.08.2019 положена детям, обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам по очной форме обучения, расположенных в Республике Крым.

    В связи с обращением Ш. В.В. прокуратурой Ленинского района города Севастополя 02.12.2022 ответчику внесено Представление об устранении нарушений законодательства о социальной поддержке семей, имеющих детей. По результатам рассмотрения Представления нарушения не устранены, в связи с чем прокурор Ленинского района города Севастополя обратился в суд в интересах Ш. В.В., несовершеннолетних Ш. С.С., Ш. А.С.

    Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 1 июня 2023 года исковые требования удовлетворены, за Ш. В.В. признано право на получение денежной компенсации на приобретение школьной формы детям Ш. С.С., Ш. А.С. в период их обучения в общеобразовательной организации города Севастополя.

    На Департамент труда и социальной зашиты населения города Севастополя возложена обязанность выплатить Ш. В.В., причитающуюся денежную компенсацию на приобретение школьной формы ее детям в период их обучения в общеобразовательной организации города Севастополя по ее заявлению от 27.09.2022.

    В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, постановить новое – об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что Указом Президента от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» постановлено правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга: определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона; установить для многодетных семей, кроме прочего, бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств. Ввиду образования в Российской Федерации новых субъектов - Республика Крым и город федерального значения Севастополь, во исполнение Указа Президента Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 26.12.2014 № 98-ЗС «О социальной поддержке многодетных семей в городе Севастополе» в соответствии с которым определяются категории семей, относящихся к многодетным, а также предоставляемые им меры социальной поддержки. Расходы на реализацию мер социальной поддержки многодетных семей осуществляются за счет средств бюджета города Севастополя.

    Правоотношения, связанные с определением семей, которые относятся к многодетным, а также вопросы предоставления им мер социальной поддержки, также урегулированы и в Республики Крым. Таким образом, вопросы: определения статуса многодетной семьи; предоставления многодетным семьям мер социальной поддержки; финансового обеспечения указанных мер относятся к исключительной компетенции каждого субъекта Российской Федерации.

    Статус многодетной семьи Ш. В.В. установлен в Республике Крым, следовательно, по мнению ответчика, семья Ш. В.В. имеет право претендовать на меры социальной поддержки, установленные Законом Республики Крым.

    При этом ответчик полагает, что довод прокурора Ленинского района города Севастополя, а также суда о невозможности получения Ш. В.В. в Республике Крым выплаты на приобретение школьной формы детям в период их обучения в общеобразовательной организации города Севастополя является необоснованным. Несмотря на то, что согласно Закону Республики Крым от 17.12.2014 № 39-3PK/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым» денежная компенсация затрат на указанные цели предусмотрена для детей обучающихся на территории Республики Крым, однако установление подобных ограничений является правом субъекта Российской Федерации, и не должно служить основанием для получения выплаты в другом субъекте.

    Прокурор в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, оставить без изменения решение суда первой инстанции как законное и обоснованное.

    Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в надлежащем порядке в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), об уважительности причин отсутствия не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали.

    Руководствуясь статьями 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

    Заслушав судью-докладчика, явившихся участников, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на неё, обсудив указанные доводы, а также доводы возражений, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований к отмене состоявшегося по делу решения.

    Согласно пункту 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

    Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

    Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

    Приведенным требованиям закона постановленное решение суда соответствует.

    В силу пункта первого статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

    Судом установлено и следует из материалов дела, что ШВВ, ее дети ШАС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ШСС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ШБС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются многодетной семьей, соответствующие удостоверения каждому из них выданы Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым.

    Семья Ш. в составе из четырех человек состоит на учете в Департаменте труда и социальной защиты населения администрации города Джанкоя Республики Крым и в соответствии с Законном Республики Крым от 27 ноября 2014 года №10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым» признана в установленном порядке малоимущей скамьей и нуждающейся в государственной социальной помощи. Государственная социальная помощь в виде социального пособия назначена семе в период с 1 августа 2022 года по 31 января 2023 года.

    Ш. В.В. и ее дети зарегистрированы по постоянному месту жительства в городе Джанкое, <адрес>, фактически проживают и зарегистрированы по месту пребывания в городе Севастополе по <адрес>.

    Дети ШБС (9 класс) и ШСС (8 класс) с 15 января 2020 года являются учениками ГБОУ «СОШ им. ЧНВ». В социальном паспорте класса и школы семья числится как многодетная малообеспеченная семья. В соответствии с приказом ГБОУ «СОШ им. ЧНВ» от 1 сентября 2022 года №383 с 01.09.2022 по 31.01.2023 Ш. А.С., Ш. С.С. получали бесплатное горячее питание в школьной столовой.

    27 сентября 2022 года через ГАУ «Цифровой Севастополь - МФЦ в г. Севастополе» Ш. В.В. обратилась в Управление труда и социальной защиты населения Ленинского района города Севастополя с заявлением о выплате денежной компенсации на приобретение школьной формы детям из многодетной семьи в период их обучения в общеобразовательной школе города Севастополя, предоставив копии удостоверений детей из многодетной семьи, которые оформлены в Республике Крым, справки с места обучения детей в г. Севастополе.

    Управлением труда и социальной защиты населения Ленинского района г. Севастополя Уведомлением от 07.10.2022 № 4833 Ш. В.В. отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку семья Ш. на учете в Департаменте труда и социальной защиты населения города Севастополя не стоит, удостоверения родителей и детей из многодетной семьи города Севастополя установленного образца, выданные исполнительным органом города Севастополя не получали.

    Согласно сведениям Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Джанкоя Республики Крым от 16.02.2023 №256 по состоянию на 01.02.2023 Ш. В.В. состоит на учете Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Джанкоя Республики Крым и получает следующие меры социальной поддержки: государственную социальную помощь на период с 01.02.2022 по 31.07.2023 в установленном размере; ежемесячную денежную выплату для приобретения социально значимых сортов хлеба на период с 01.12.2022 по 30.11.2023 в установленном размере; пособие на ребенка одинокой матери на сына ШБС на период с 01.04.2022 по 31.03.2023.

    Ш. В.В. с письменным заявлением о предоставлении денежной компенсации затрат на приобретение школьной формы в 2022 году в Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Джанкоя Республики Крым не обращалась.

    В телефонном режиме специалистом Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Джанкоя Республики Крым заявителю разъяснено, что право детей из многодетных семей на получение компенсации установлено в случае их обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам по очной форме обучения, расположенных на территории Республики Крым.

    Правила назначения и выплаты компенсации регламентируются Порядком предоставления многодетным семьям меры социальной поддержки в виде денежной компенсации затрат на приобретение школьной формы, детям обучающимся в организациях осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам по очной форме обучения, расположенных на территории Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.08.2019 № 494.

    Так как дети заявителя обучаются в Севастополе, то рассмотреть право семьи на компенсацию, Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Джанкоя Республики Крым не имеет правовых оснований.

    После обращения Ш. В.В. в прокуратуру Ленинского района города Севастополя прокурором 02.12.2022 внесено представление, в котором на Департамент труд и социальной защиты населения города Севастополя возложена обязанность безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района, принять меры к устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также к недопущению нарушений в дальнейшей работе, рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в течение месяца в письменной форме с предоставлением подтверждающих документов.

    Представление прокурора Ленинского района города Севастополя Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя рассмотрено 27.12.2022, сообщено, что Ш. В.В. за установлением статуса многодетной семьи города Севастополя в Департамент не обращалась. Порядок выплаты денежной компенсации на приобретение школьной формы детям из многодетных семей в период их обучения в общеобразовательной организации города Севастополя утвержден постановлением Правительства Севастополя от 26.05.2016 № 511-ПП (далее - Порядок). Последовательность действий должностных лиц территориальных управлений Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя по назначению и выплате указанной меры социальной поддержки определена приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 17.01.2017 № 10 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выплата денежной компенсации на приобретение школьной формы детям из многодетных семей в период их обучения в общеобразовательной школе города Севастополя» (далее — Административный регламент). Ш. В.В. и её дети зарегистрированы по месту жительства в городе Джанкое, имеют удостоверения детей из многодетной семьи, выданные Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым, и состоят на учете в департаменте труда и социальной защиты населения администрации города Джанкоя, в связи с чем 06.10.2022 принято решение об отказе в предоставлении Ш. В.В. государственной услуги «Выплата денежной компенсации на приобретение школьной формы детям из многодетных семей в период их обучения в общеобразовательной школе города Севастополя» по причине несоблюдения условий, указанных в пункте 1.2 Административного регламента.

    Установив указанные обстоятельства, суд, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, положениями статьи 38 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Указом Президента РФ от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Порядком выплаты денежной компенсации на приобретение школьной формы детям из многодетных семей в период их обучения в общеобразовательной школе города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 26.05.2016 № 511-1111, пришел к выводу, что меры социальной поддержки многодетной семье и предусмотренные дополнительные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя как уполномоченный на то орган обязан вести учет многодетных семей, для детей в которых предусмотрено обеспечение школьной формой (заменяющим ее комплектом одежды), спортивной формой и производить финансирование расходов на ее приобретение, при этом недопустимо ставить в зависимость то каким органом субъекта семья Ш. признана многодетной семьей и в каком субъекте зарегистрированы по постоянному месту жительства с правом на получение меры социальной поддержки, при условии, что дети обучаются в городе Севастополе, в связи с чем исковые требования прокурора удовлетворил.

        Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании исследованных доказательств, оценка которым дана в свете подлежащих применению к спорным отношениям норм права.

    Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    На основании положений статьи 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства в силу подпункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    В силу положений статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    Указом Президента Российской Федерации № 431 от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлены меры социальной поддержки многодетных семей.

    Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.

    В соответствии с пунктом 49 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» в полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации входит помимо прочего социальная поддержка и социальное обслуживание многодетных семей.

    В соответствии с «ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 532-ст) 2.4.3. Многодетная семья: семья, имеющая трех и более детей, признанная в установленном порядке многодетной в соответствии с порогом многодетности, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    На территории города Федерального значения Севастополя отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям, регулируются Законом города Севастополя от 26 декабря 2014 года № 98-ЗС «О социальной поддержке многодетных семей в городе Севастополе», в соответствии с которым его действие распространяется в частности на граждан Российской Федерации, проживающих в городе Севастополе (пункт а части 1 статьи 1)

    В соответствии с настоящим Законом под многодетной семьей понимаются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо лицо, не состоящее в зарегистрированном браке, содержащие и воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе пасынков, падчериц, усыновленных (удочеренных) либо находящихся под опекой или попечительством, а также совершеннолетних детей в возрасте до 20 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в профессиональных образовательных организациях или впервые в образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения.

    Документами, подтверждающими статус и права многодетной семьи на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, являются удостоверения родителей и детей из многодетной семьи города Севастополя установленного образца, выданные исполнительным органом города Севастополя, уполномоченным в сфере социальной защиты населения (статья 3 Закона города Севастополя от 26 декабря 2014 года № 98-ЗС «О социальной поддержке многодетных семей в городе Севастополе»).

    Расходы на реализацию мер социальной поддержки многодетных семей осуществляются за счет средств бюджета города Севастополя (статья 5 Закона города Севастополя от 26 декабря 2014 года № 98-ЗС «О социальной поддержке многодетных семей в городе Севастополе»).

    В соответствии с Законом Республики Крым от 17.12.2014 № 39-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым», который распространяется в числе прочего на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Крым многодетной семьей признается семья, в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по очной форме по основным общеобразовательным программам, профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (подпункт 1 части 1 статьи 2).

    В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Республики Крым от 17.12.2014 № 39-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым» документом, подтверждающим статус и права многодетной семьи на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, является удостоверение многодетной семьи установленного образца, выданное исполнительным органом Республики Крым в сфере образования.

    Расходы на реализацию мер социальной поддержки многодетной семьи осуществляются за счет средств бюджета Республики Крым и бюджетов муниципальных образований в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий (статья 6 настоящего закона).

    Проанализировав положения указанных статей, судебная коллегия установила, что в Республике Крым и в городе Севастополе многодетной семьей признается семья, имеющая трех и более детей, признанная в установленном порядке многодетной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проживающая на территории соответствующего субъекта.

    При этом меры социальной поддержки в виде компенсации на приобретение школьной формы детям в период их обучения имеют многодетные семьи, дети которых обучаются в общеобразовательной организации на территории соответствующего субъекта.

    В соответствии с Порядком выплаты денежной компенсации на приобретение школьной формы детям из многодетных семей в период их обучения в общеобразовательной организации города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 26.05.2016 № 511-ПП, право на компенсацию имеют многодетные семьи в соответствии с Законом города Севастополя от 26.12.2014 № 98-ЗС «О социальной поддержке многодетных семей в городе Севастополе», среднедушевой доход которых ниже или равен двум величинам прожиточного минимума, установленного в городе Севастополе для основных социально-демографических групп населения, действующего на момент обращения. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законный представитель) многодетной семьи, ребенок (дети) которого является (являются) учащимся (учащимися) общеобразовательной организации города Севастополя, а также ребенок (дети) которого обучается в специализированной общеобразовательной организации за пределами города Севастополя по медицинским показаниям. Предоставление компенсации носит заявительный характер. Для назначения компенсации одному из родителей (законному представителю) многодетной семьи необходимо обратиться в период с 15 августа до 1 ноября текущего года в управление труда и социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) в городе Севастополе, представив заявление на выплату компенсации по установленной форме согласно приложению к настоящему Порядку с приложением соответствующих документов.

    Также судебная коллегия учитывает, что в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» одними из принципов социального обслуживания являются: равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям; адресность предоставления социальных услуг; приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг.

    Согласно статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся в числе прочего обеспечение бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети «Интернет».

    В силу положений статьи 9 того же закона получатели социальных услуг имеют право на получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления.

    В свете изложенного органы социальной защиты населения должны разъяснить гражданину, как он может реализовать право на льготу, а не ограничиваться только лишь изложением мотивов отказа в предоставлении социальной помощи.

    Принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, то, что семья Ш., имеющая трех детей, признанная в установленном законом порядке многодетной в Республике Крым, при этом постоянно проживает в городе Севастополе, соответствующая льгота для многодетных семей предусмотрена как в Республике Крым, так и в городе Севастополе, дети Ш. С.С., Ш. А.С. обучаются по очной форме в образовательном учреждении города Севастополя, право на компенсацию затрат на приобретение школьной формы в Республике Крым не реализовано, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что обязанность компенсировать приобретение школьной формы детям в период их обучения в городе Севастополе следует возложить на главного распорядителя бюджетных средств по оказанию компенсации - Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя.

    Принимая такое решение, судебная коллегия исходит из интересов детей, которые в случае отказа не будут обеспечены школьной формой на текущий учебный год.

    Мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, подробно приведены в обжалуемом судебном постановлении и в дополнительной аргументации не нуждаются.

    Доводов, ставящих под сомнение законность состоявшегося по делу судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

    Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу решения, по материалам дела и доводам жалобы не установлено.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

            ОПРЕДЕЛИЛА:

    апелляционную жалобу ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя оставить без удовлетворения, решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 1 июня 2023 года – без изменения.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

        Председательствующий                                                                И.А. Анашкина

        Судьи                                                                                               Ж.В. Григорова

                                                                                                         Е.В. Козуб

        Апелляционное определение составлено в окончательной форме 20.09.2023

33-3039/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Ленинского района города Севастополя
Шаран Валентина Валерьевна в интересах Шаран Снежаны Сергеевны, Шаран Артема Сергеевич
Ответчики
Департамент труда и социкальной защиты населения города Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Анашкина Ирина Александровна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
15.08.2023Передача дела судье
18.09.2023Судебное заседание
03.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2023Передано в экспедицию
18.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее