Решение по делу № 12-84/2022 от 04.04.2022

Дело № 12-84/2022

Судья: Владимиров А.Н.

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

12 мая 2022 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Игнатьевой К.И. на постановление судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 3 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в отношении Игнатьевой К.И.,

установил:

постановлением судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 3 декабря 2021 года Игнатьева К.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Игнатьева К.И. просит отменить постановление судьи, ссылаясь на его незаконность, одновременно заявив ходатайство о восстановлении срока обжалования. В обоснование жалобы указывает, что анкету и результаты исследования загрузила в установленные законом сроки; о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении извещена не была.

Рассмотрев заявленное Игнатьевой К.И. ходатайство о восстановлении срока обжалования, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, дело об административном правонарушении в отношении Игнатьевой К.И. рассмотрено в ее отсутствие. Копия постановления направлена по адресу: <адрес>, однако получена не была, конверт вернулся в суд с отметкой «истек срок хранения» (л.д. 33). При этом на конверте не имеется отметки о дате его поступления в суд.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 11 декабря 2021 года имела место неудачная попытка вручения, 17 декабря 2021 года осуществлен возврат отправителю по иным обстоятельствам, 17 декабря 2021 года отправление покинуло место возврата/досылки, 20 декабря 2021 года вручение адресату (которым является Игнатьева К.И.) почтальоном.

В связи с имеющимися противоречиями в основаниях возврата почтового отправления, а также указания о возврате отправления адресату, а не отправителю, срок на подачу жалобы на постановление судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 3 декабря 2021 года подлежит восстановлению.

В судебном заседании Игнатьева К.И. жалобу поддержала.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, нахожу постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Частью 2 данной статьи предусмотрена административная ответственность за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъектах РФ введен режим повышенной готовности (на территории Чувашской Республики с 18 марта 2020 г. до особого распоряжения, распоряжение Главы Чувашской Республики от 18 марта 2020 г. № 113-рг ).

Согласно п. 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку): обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию» (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс).

В течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1). До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания), (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 9 апреля 2021 года № 12).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 13 от 16 апреля 2021 года в постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 7 от 18 марта 2020 года внесены изменения в п. 2, постановление дополнено п. 2.5, согласно которому прибывающим после 1 мая 2021 года из зарубежных стран на территорию Российской Федерации в дополнение к требованиям, изложенным в подпункте 2.2 настоящего пункта, необходимо пройти повторное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР в срок до 5 календарных дней со дня въезда на территорию Российской Федерации с предоставлением сведений о результатах лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).». Интервал между первым и повторным лабораторным исследованием на COVID-19 методом ПЦР должен составлять не менее суток».

Как следует из протокола об административном правонарушении от 10 ноября 2021 года, Игнатьева К.И., прибыв ДД.ММ.ГГГГ из <данные изъяты>, на территорию Российской Федерации, в течение трех календарных дней (до 26 июня 2021 года) со дня прибытия на территорию Российской Федерации не прошла лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и не разместила информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР на Едином портале государственных услуг путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https:www.gosuslugi.ru/400705/1). Также не размещена информация о результатах повторного лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, выполненного в срок до 5 календарных дней со дня въезда на территорию РФ, на Едином портале государственных услуг. Отсутствуют сведения о прохождении Игнатьевой К.И. лабораторных исследований методом ПЦР, выполненных в течение 3 и 5 календарных дней со дня прибытия на территорию РФ.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении Игнатьевой К.И. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Судья районного суда по результатам рассмотрения дела пришел к выводу о доказанности совершения Игнатьевой К.И. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Вместе с тем состоявшийся по настоящему делу судебный акт законным признать нельзя.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 10 ноября 2021 года в отсутствие лица, в отношении которого было возбуждено производство по делу об административном правонарушении Игнатьевой К.И. (л.д. 1). В протоколе об административном правонарушении указано, что извещение о составлении протокола направлено Игнатьевой К.И. по месту ее жительства. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором заказное письмо на 30 октября 2021 года возвращено отправителю по иным обстоятельствам (л.д. 2).

Согласно Отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором , 30 сентября 2021 года отправление прибыло в место вручения; 9 октября 2021 года имела место неудачная попытка вручения; 30 октября 2021 года осуществлен возврат отправителю по иным обстоятельствам; 5 ноября 2021 года передано на временное хранение.

Согласно разъяснению, приведенному в абзаце втором пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года № 343.

В силу пункта 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 года № 234, почтовые отправления разряда «административное» при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.

Согласно пункту 35 названных Правил, почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу: а) по заявлению отправителя; б) при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения; в) при отсутствии адресата по указанному адресу; г) при невозможности прочтения адреса адресата; д) при обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе отсутствия указанного на отправлении адреса адресата.

Таким образом, применительно к пункту 35 Правил оказания услуг почтовой связи и вышеназванному разъяснению, изложенному в абзаце 2 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, возврат отправителю почтового отправления по «иным обстоятельствам», не считается полученным адресатом.

Иных сведений об извещении Игнатьевой К.И. о дате и времени составления протокола об административном правонарушении в материалах дела не имеется.

В судебном заседании Игнатьева К.И. пояснила, что уведомлений с почты не получала, в почтовом ящике уведомление сотрудники почты не оставляли.

В связи с отсутствием почтового конверта, формы № 22 в материалах дела указанный довод Игнатьевой К.И. проверить не представляется возможным.

Указанные обстоятельства судьей районного суда не исследовались, в целях установления причин возврата корреспонденции конверт либо форма № 22 не запрашивались, должностное лицо по указанным фактам не опрашивалось. Дело об административном правонарушении рассмотрено судьей Цивильского районного суда Чувашской Республики в отсутствие Игнатьевой К.И.

В жалобе Игнатьева К.И. приводит довод о неизвещении о рассмотрении дела.

Из материалов дела усматривается, что из отчета отслеживания отправления с почтовым идентификатором видно, что почтовое отправление 27 ноября 2021 года возвращено отправителю (которым является Цивильский районный суд) по иным обстоятельствам, а 02 декабря 2021 года указано о вручении адресату, которым является Игнатьева К.И.

Из конверта с почтовым идентификатором видно, что почтовое отправление возвращено в суд (входящий отсутствует на конверте) по истечении срока хранения (л.д. 26).

Указанные противоречия не позволяют сделать вывод, что Игнатьева К.И. была надлежащим образом извещена о рассмотрении дела об административном правонарушении.

Допущенные судьей районного суда нарушения требований статей 24.1, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах постановление судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 3 декабря 2021 года подлежит отмене, дело направлению на новое рассмотрение в Цивильский районного суда Чувашской Республики.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 3 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Игнатьевой К.И. отменить.

Дело об административном правонарушении направить в Цивильский районный суд Чувашской Республики на новое рассмотрение.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова

Дело № 12-84/2022

Судья: Владимиров А.Н.

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

12 мая 2022 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Игнатьевой К.И. на постановление судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 3 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в отношении Игнатьевой К.И.,

установил:

постановлением судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 3 декабря 2021 года Игнатьева К.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Игнатьева К.И. просит отменить постановление судьи, ссылаясь на его незаконность, одновременно заявив ходатайство о восстановлении срока обжалования. В обоснование жалобы указывает, что анкету и результаты исследования загрузила в установленные законом сроки; о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении извещена не была.

Рассмотрев заявленное Игнатьевой К.И. ходатайство о восстановлении срока обжалования, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, дело об административном правонарушении в отношении Игнатьевой К.И. рассмотрено в ее отсутствие. Копия постановления направлена по адресу: <адрес>, однако получена не была, конверт вернулся в суд с отметкой «истек срок хранения» (л.д. 33). При этом на конверте не имеется отметки о дате его поступления в суд.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 11 декабря 2021 года имела место неудачная попытка вручения, 17 декабря 2021 года осуществлен возврат отправителю по иным обстоятельствам, 17 декабря 2021 года отправление покинуло место возврата/досылки, 20 декабря 2021 года вручение адресату (которым является Игнатьева К.И.) почтальоном.

В связи с имеющимися противоречиями в основаниях возврата почтового отправления, а также указания о возврате отправления адресату, а не отправителю, срок на подачу жалобы на постановление судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 3 декабря 2021 года подлежит восстановлению.

В судебном заседании Игнатьева К.И. жалобу поддержала.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, нахожу постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Частью 2 данной статьи предусмотрена административная ответственность за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъектах РФ введен режим повышенной готовности (на территории Чувашской Республики с 18 марта 2020 г. до особого распоряжения, распоряжение Главы Чувашской Республики от 18 марта 2020 г. № 113-рг ).

Согласно п. 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку): обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию» (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс).

В течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1). До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания), (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 9 апреля 2021 года № 12).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 13 от 16 апреля 2021 года в постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 7 от 18 марта 2020 года внесены изменения в п. 2, постановление дополнено п. 2.5, согласно которому прибывающим после 1 мая 2021 года из зарубежных стран на территорию Российской Федерации в дополнение к требованиям, изложенным в подпункте 2.2 настоящего пункта, необходимо пройти повторное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР в срок до 5 календарных дней со дня въезда на территорию Российской Федерации с предоставлением сведений о результатах лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).». Интервал между первым и повторным лабораторным исследованием на COVID-19 методом ПЦР должен составлять не менее суток».

Как следует из протокола об административном правонарушении от 10 ноября 2021 года, Игнатьева К.И., прибыв ДД.ММ.ГГГГ из <данные изъяты>, на территорию Российской Федерации, в течение трех календарных дней (до 26 июня 2021 года) со дня прибытия на территорию Российской Федерации не прошла лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и не разместила информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР на Едином портале государственных услуг путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https:www.gosuslugi.ru/400705/1). Также не размещена информация о результатах повторного лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, выполненного в срок до 5 календарных дней со дня въезда на территорию РФ, на Едином портале государственных услуг. Отсутствуют сведения о прохождении Игнатьевой К.И. лабораторных исследований методом ПЦР, выполненных в течение 3 и 5 календарных дней со дня прибытия на территорию РФ.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении Игнатьевой К.И. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Судья районного суда по результатам рассмотрения дела пришел к выводу о доказанности совершения Игнатьевой К.И. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Вместе с тем состоявшийся по настоящему делу судебный акт законным признать нельзя.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 10 ноября 2021 года в отсутствие лица, в отношении которого было возбуждено производство по делу об административном правонарушении Игнатьевой К.И. (л.д. 1). В протоколе об административном правонарушении указано, что извещение о составлении протокола направлено Игнатьевой К.И. по месту ее жительства. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором заказное письмо на 30 октября 2021 года возвращено отправителю по иным обстоятельствам (л.д. 2).

Согласно Отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором , 30 сентября 2021 года отправление прибыло в место вручения; 9 октября 2021 года имела место неудачная попытка вручения; 30 октября 2021 года осуществлен возврат отправителю по иным обстоятельствам; 5 ноября 2021 года передано на временное хранение.

Согласно разъяснению, приведенному в абзаце втором пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года № 343.

В силу пункта 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 года № 234, почтовые отправления разряда «административное» при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.

Согласно пункту 35 названных Правил, почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу: а) по заявлению отправителя; б) при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения; в) при отсутствии адресата по указанному адресу; г) при невозможности прочтения адреса адресата; д) при обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе отсутствия указанного на отправлении адреса адресата.

Таким образом, применительно к пункту 35 Правил оказания услуг почтовой связи и вышеназванному разъяснению, изложенному в абзаце 2 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, возврат отправителю почтового отправления по «иным обстоятельствам», не считается полученным адресатом.

Иных сведений об извещении Игнатьевой К.И. о дате и времени составления протокола об административном правонарушении в материалах дела не имеется.

В судебном заседании Игнатьева К.И. пояснила, что уведомлений с почты не получала, в почтовом ящике уведомление сотрудники почты не оставляли.

В связи с отсутствием почтового конверта, формы № 22 в материалах дела указанный довод Игнатьевой К.И. проверить не представляется возможным.

Указанные обстоятельства судьей районного суда не исследовались, в целях установления причин возврата корреспонденции конверт либо форма № 22 не запрашивались, должностное лицо по указанным фактам не опрашивалось. Дело об административном правонарушении рассмотрено судьей Цивильского районного суда Чувашской Республики в отсутствие Игнатьевой К.И.

В жалобе Игнатьева К.И. приводит довод о неизвещении о рассмотрении дела.

Из материалов дела усматривается, что из отчета отслеживания отправления с почтовым идентификатором видно, что почтовое отправление 27 ноября 2021 года возвращено отправителю (которым является Цивильский районный суд) по иным обстоятельствам, а 02 декабря 2021 года указано о вручении адресату, которым является Игнатьева К.И.

Из конверта с почтовым идентификатором видно, что почтовое отправление возвращено в суд (входящий отсутствует на конверте) по истечении срока хранения (л.д. 26).

Указанные противоречия не позволяют сделать вывод, что Игнатьева К.И. была надлежащим образом извещена о рассмотрении дела об административном правонарушении.

Допущенные судьей районного суда нарушения требований статей 24.1, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах постановление судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 3 декабря 2021 года подлежит отмене, дело направлению на новое рассмотрение в Цивильский районного суда Чувашской Республики.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 3 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Игнатьевой К.И. отменить.

Дело об административном правонарушении направить в Цивильский районный суд Чувашской Республики на новое рассмотрение.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова

12-84/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Игнатьева Ксения Иннокентьевна
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Максимова И.А.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
04.04.2022Материалы переданы в производство судье
12.05.2022Судебное заседание
16.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2022Дело оформлено
12.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее