Решение по делу № 5-256/2024 от 26.03.2024

Постановление выдано Ленинским районным судом <адрес> края

(<адрес>),

дата выдачи ________________________

дата вступления в законную силу _________________________

Дело

25RS0030-01-2024-000316-71

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Владивосток                                                                                23 мая 2024 года

Судья Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края Елькина А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ПРИМРЕГИОНГАЗ», ИНН 2536314612, КПП 253601001, ОГРН 1182536045504, дата регистрации: 19.12.2018, место нахождения юридического лица: Приморский край, г.Владивосток, Океанский проспект, д. 24, офис 308,

установила:

19.02.2024 в 16 часов 00 минут в результате проведенной внеплановой выездной проверки Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Дальневосточное управление Ростехнадзора) общества с ограниченной ответственностью «ПРИМРЕГИОНГАЗ» (далее – ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ») выявлены грубые нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

При проведении мероприятия по контролю (надзору) на объекте: «установка резервуарная», регистрационный номер А74-02673-0001, IV класс опасности, расположенному по адресу: Приморский край, Хасанский район, пгт. Посьет, ул. Портовая, д. 60 (далее - установка резервуарная), принадлежащем ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ», выявлены грубые нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, выразившееся в нарушении требований статей 8, 9, подпункта 1 пункта 5 Приложения № 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 532 (далее – ФНП № 532), пунктов 215, 228, 232, 333, 335 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 (далее – ФНП № 536), подпункта «б» пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2008 № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» (далее – Постановление от 04.05.2008 № 333), приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128, пункта 10 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168 (далее – Правила № 2168).

21.02.2024 старшим государственным инспектором отдела по надзору за опасными производственными объектами по Приморскому краю Дальневосточного управления Ростехнадзора Юдиным П.К. за нарушение требований промышленной безопасности в отношении ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании старший государственный инспектор Юдин П.К. полагал, что материалами дела об административном правонарушении полно подтверждается вина юридического лица в совершении административного правонарушения, выявленные нарушения подтверждаются протоколом осмотра, проведенного с участием представителя ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ», актом проверки, документами, представленными предприятием в ходе проверки. Согласно проектной документации, паспорту объекта, эксплуатируемая ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» резервуарная установка (сосуд, работающий под давлением), является объектом, который по своим характеристикам относится к III классу опасности (давление до 1,6 МПа включительно), вместе с тем, предприятием указанный объект отнесен к IV классу опасности, объект эксплуатируется без получения необходимых разрешительных документов (лицензии). Выявленные в ходе проведения проверки нарушения относятся к грубым, поскольку могут привести к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

Защитник ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» Фролов М.В. в судебном заседании полагал, что производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 5 статьи 4.1 КоАП РФ, полагая, что настоящее дело об административном правонарушении свидетельствует о повторном привлечении лица к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения. Кроме того, пояснил, что резервуарная установка не является объектом недвижимости, не отвечает требованиям, предъявляемым к объектам капитального строительства, что подтверждается заключением специалиста от 13.12.2023 № 63-Э/2023, а также выводами акта проверки от 25.03.2024, составленным помощником прокурора Хасанского района, в связи с чем, оснований для вменения предприятию нарушений, указанных в пунктах 1 - 3 протокола об административном правонарушении не имелось. Пояснил, что предоставить оригинал заключения специалиста от 13.12.2023 № 63-Э/2023 не имеется возможности, в связи с его нахождением в другом деле об административном правонарушении, с заявлением об истребовании оригинала документа из дела об административном правонарушении ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» не обращалось, дубликат заключения не представилось возможным получить у специалиста в связи с выездом специалиста из города Владивостока. Оригиналы актов, приложенных к ходатайству о прекращении производства по делу, о проведении испытаний и освидетельствования скрытых работ у защитника не имеется. Поддержал доводы о незаконности вменения нарушений обязательных норм и правил, изложенные в ходатайстве о прекращении производства по делу.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пункту 1 Примечания к указанной статье под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ), промышленной безопасностью опасных производственных объектов признается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ определено, что требованиями промышленной безопасности являются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В силу положений частей 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.

Отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в документацию на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Частью 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ установлено, что соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ).

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных абзацем первым пункта 2 статьи 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

В силу требований части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта.

В соответствии с пунктом 5 ФНП № 532 первичная подача газа на объекты, использующие сжиженные углеводородные газы (СУГ), после их строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта осуществляется при наличии на данных объектах: проектной документации и отчетов по инженерным изысканиям (после строительства, реконструкции), документации на техническое перевооружение, консервацию (после технического перевооружения, расконсервации), документации на капитальный ремонт (после капитального ремонта); исполнительной документации; положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию или заключения экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение; технико-эксплуатационной документации изготовителей технических устройств (паспорта, инструкции по эксплуатации и монтажу); паспортов на объекты, использующие СУГ, и их элементы; протоколов проверки сварных стыков газопроводов физическими методами контроля, протоколы механических испытаний сварных стыков газопроводов; акта приемки установок электрохимической защиты (для подземных газопроводов и резервуаров СУГ); актов приемки скрытых работ; актов приемки технических устройств для проведения комплексного опробования; журналов проведения работ генподрядной и субподрядных организаций; акта проведения индивидуального опробования технологической системы; акта проведения комплексного опробования технологической системы объекта; копии приказа о назначении лица, ответственного за безопасную эксплуатацию объекта, использующего СУГ; положения о газовой службе (при наличии) или договора с организацией, имеющей опыт проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и технических устройств; протоколов заседания аттестационной комиссии, а также протоколов центральной аттестационной комиссии аттестации работников; производственных инструкций и технологических схем; акта проверки молниезащиты; акта проверки срабатывания сигнализаторов загазованности, блокировок и автоматики безопасности; плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, использующих СУГ.

В соответствии с пунктом 215 ФНП № 536 при проведении проверки готовности оборудования к пуску в работу должно контролироваться его фактическое состояние и соответствие представленной проектной и технической документации.

Согласно пункту 228 ФНП № 536 организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном (работоспособном) состоянии и безопасные условия его эксплуатации.

Согласно пункту 333 ФНП № 536 эксплуатация сосудов под давлением должна осуществляться в соответствии с разработанной и утвержденной эксплуатирующей организацией производственной инструкцией по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов, в которой, в частности, должны быть регламентированы сосуды, на которые распространяется инструкция, их назначение с описанием устройства сосудов и схемы их включения.

Описание устройства и схемы включения сосуда, порядка пуска и остановки (в том числе аварийной) сосуда и иных работ, при выполнении которых осуществляются воздействие на арматуру, приборы и другие устройства (переключение (открытие, закрытие), проверка исправности, регулирование параметров среды), установка заглушек и иные технологические операции, в производственной инструкции должно содержать последовательность выполнения определенных действий с указанием порядковых номеров (согласно схемы включения) или наименований (обеспечивающих идентификацию) вышеперечисленных устройств, в отношении которых производятся указанные действия. Разработка отдельной инструкции в отношении сосуда (сосудов), работающих в составе технологической установки или иной системы взаимосвязанного комплекса машин и оборудования, не требуется если все необходимые для обеспечения его безопасной работы и обслуживания требования установлены в производственной инструкции по их эксплуатации.

В соответствии с пунктом 335 ФНП № 536 в эксплуатирующей организации должна быть утверждена схема включения сосуда (сосудов) с указанием: источника давления; параметров; рабочей среды; арматуры, контрольно-измерительных приборов, средств автоматического управления (при наличии), предохранительных и блокирующих устройств, в том числе место их установки (расположения) (штуцер сосуда, трубопровод) и порядковый номер (по нумерации эксплуатирующей организации). Схемы включения сосудов должны быть на рабочих местах персонала.

Согласно пункту 232 ФНП № 536 ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением должен иметь техническое образование, соответствующее возложенным на него распорядительными документами организации обязанностям. Ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования не может совмещать обязанности ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением.

Согласно пункту 2 Приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии).

В соответствии с пунктом 5 Приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности:

1) III класс опасности - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более;

2) IV класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Согласно пункту 10 Приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ в случае, если для опасного производственного объекта по указанным в пунктах 1 - 9 настоящего приложения критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2008 № 333 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору участвует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в организации мониторинга состояния антитеррористической защищенности критически важных опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела, в результате внеплановой выездной проверки, проведенной с 15.02.2024 с 9 часов 00 минут по 19.02.2024 16 часов 00 минут по адресу: Приморский край, Хасанский район, пгт. Посьет, ул. Портовая, д. 60 на основании решения заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора от 26.01.2024 № 371-43-рш, выявлены грубые нарушения обязательных норм и правил промышленной безопасности опасных производственных объектов в деятельности ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» при эксплуатации опасного производственного объекта - установка резервуарная, а именно:

в нарушение требований статей 8, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, пункта 5 ФНП 532 не разработаны должным образом текстовые и графические материалы проектной документации на бумажном носителе с подтверждением факта соответствия комплектов рабочей документации требованиям действующих нормативных документов и утвержденной проектной документации путем визирования ответственного лица застройщика (технического заказчика) (специалиста по организации строительства) и простановки штампа «В производство работ» с датой на каждом листе комплектов рабочей документации или подписанием указанной документации электронной подписью специалиста по организации строительства (при согласовании рабочей документации в форме электронных документов или в составе информационной модели). Не представлены инженерные изыскания. Застройщиком не утверждены все изменения, допущенные при строительстве опасного производственного объекта, не представлено подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, специалистом по организации архитектурно - строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности с подтверждением соответствия внесенных в проектную документацию изменений путем оценки соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, требованиям технических регламентов, требованиям промышленной безопасности, заданию застройщика на проектирование, в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти;

в нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 (применявшегося до 08.10.2023, т.е. в период начала эксплуатации опасного производственного объекта) не должным образом составлена исполнительная документация (акты освидетельствования работ) при строительстве опасного производственного объекта, невозможно определить фактическое положение опасного производственного объекта, документация оформлена с нарушениями требований, предъявляемым к актам освидетельствования работ по сооружению конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, а именно в актах освидетельствования работ отсутствуют подписи представителя проектной организации;

в нарушение требований статей 8, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, пункта 5 ФНП 532 опасный производственный объект построен в отсутствии положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы проектной документации на строительство;

в нарушение требований статей 8,9, подпункта 1 пункта 5 приложения 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ в отсутствие положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы на представленную проектную документацию неверно идентифицирован класс опасности опасного производственного объекта газонаполнительной станции в п. Посьет. Указанное в паспорте рабочее давления 1,56 МПа однозначно не свидетельствует, что фактически организация не будет допускать достижения давления до 1,6 МПа (включительно); рабочее давление сосудов-автоцистерн для транспортировки сжиженных углеводородных газов не может быть менее максимального значения давления насыщенных паров сжиженных углеводородных газов (СУГ), установленного ГОСТ Р 52087-2003, то есть 1,6 МПа (включительно) с учетом технической характеристики максимальной рабочей температуры спорного сосуда +45 °C;

в нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, пункта 228 ФНП 536 эксплуатирующей организацией не обеспечено наличие и исправность необходимого комплекта переносных средств измерений для контроля параметров, влияющих на безопасность осуществляемых на ОПО технологических процессов и безопасность работы оборудования под давлением, а также точность их показаний в соответствии с положениями Федерального закона от 26 июня 2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» требованиями ФНП, проектной, технической и эксплуатационной документацией;

в нарушение требований статей 8,9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, пункта 215 ФНП 536 отсутствуют сведения о разработке проектной документации, определяющей решения по законности установке (размещению) и обвязке оборудования под давлением, сооружению газопроводов, технических устройств выполненной с соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, и ФНП 536;

в нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, пунктов 333, 335 ФНП 536 на оборудовании и сооружениях отсутствуют порядковые номера (отсутствует утвержденная руководителем схема включения ОПО) или наименования устройств (обеспечивающих идентификацию) с указанием на технологической схеме расположения резервуара, газопроводов, насосно-компрессорного помещения, запорной и предохранительной арматуры;

в нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, пункта 10 Правил № 2168 в ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» не должным образом организован производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности: в соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 года № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» ответственность за организацию производственного контроля несет руководитель эксплуатирующей организации;

в нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, пункта 39, подпунктов «б, в» пунктов 228, 232 ФНП 536 ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования не может совмещать обязанности ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;

в нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, подпункта «б» пункта 7 Постановления от 04.05.2008 № 333 не представлена информация антитеррористической защищенности опасного производственного объекта;

в нарушение статей 8, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ отсутствуют документы и (или) информация, подтверждающие соблюдение или отклонения от порядка расположения зон безопасности объектов и безопасных расстояний до других объектов.

Указанные нарушения, являясь грубыми нарушениями требований промышленной безопасности, послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ», вынесения предписания от 19.02.2024 об устранении нарушений требований № П-371-43-рш-02П-02, составления протокола об административном правонарушении от 21.02.2024 № 02П02-0005 за совершение          ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 21.02.2024 № 02П02-0005; решением о проведении внеплановой проверки от 26.01.2024 № 371-43-РШ; актом внеплановой выездной проверки от 19.02.2024 № А-375-43-02П-02; протоколами осмотров территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов от 15.02.2024; предписанием об устранении нарушений требований от 19.02.2024 №П-371-43-рш-02П-02, копией паспорта сосуда 18-1,56-1600-Н1-СУГ, работающего под давлением, копией договора аренды недвижимого имущества от 02.12.2019, копией свидетельства о регистрации опасного производственного объекта № А74-02673, а также другими материалами дела.

Место совершения административного правонарушения: Приморский край, Хасанский район, пгт. Посьет, ул. Портовая, д. 60. Дата совершения правонарушения – 19.02.2024.

Выявленные нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности опасных производственных объектов могут привести к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, в связи с чем относятся к грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Объективных обстоятельств, препятствующих соблюдению ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» требований промышленной безопасности, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено.

Возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, у юридического лица имелась, вместе с тем, им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что позволяет сделать вывод о виновности ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» в совершении административного правонарушения.

ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ», являющийся организацией, эксплуатирующий опасный производственный объект, обязан не допускать при осуществлении такой деятельности нарушений обязательных норм и правил промышленной безопасности опасных производственных объектов и иных требований законодательства Российской Федерации.

Доказательств принятия достаточных и необходимых к мер к недопущению нарушений обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, мер, направленных на осуществлении деятельности с соблюдением соответствующих требований, равно как и доказательств принятия действительных мер к устранению выявленных нарушений после их выявления территориальным органом Ростехнадзора, ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» не предоставлено.

Доводы защитника о том, что резервуарная установка не относится к III классу опасности противоречат требованиям пункта 2 Приложения 1 и подпункта 1 пункта 5 Приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ.

Опасный производственный объект: установка резервуарная - сосуд 18-1,56-1600-Н1-СУГ, заводской номер 0558/01, предназначенный для хранения опасного вещества - сжиженных углеводородов. Оборудование работает под избыточным давлением свыше 0,07 МПа, объем 18 куб.м, рабочее давление составляет 1,56 МПа, расчетное давление составляет 1,6 МПа (согласно паспорту сосуда).

В соответствии с проектной документацией на газонаполнительную станцию, выполненной ООО «ДПК», предоставленной ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» в Дальневосточное управление Ростехнадзора (заверенная копия представлена государственным инспектором в судебном заседании в материалы дела), в состав которой входит резервуар для хранения СУГ 18-1,56-1600-Н1-СУГ, по своим признакам (объем газа 184 т, давление 16 МПа), объект относится к III классу опасности (пункт 10 проектной документации, согласно таблице 2, пункту 2 пункта 5 Приложения 2 к Федеральному закону).

Защитником ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» представлена указанная проектная документация с внесенными в мае 2023 года в пункт 10 изменениями: указано, что по своим признакам объект относится к IV классу опасности, объем газа 9 т, с расчетным давлением 1,6 МПа (от 1 и более но менее 20 т по таблице 2 Приложения 2 к Федеральному закону).

Вместе с тем в силу прямого указания пункта 5 Приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, для опасных производственных объектов на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более, устанавливается III класс опасности.

Указанное расчетное давление подтверждено паспортом объекта.

Указанное в паспорте рабочее давление 1,56 МПа однозначно не свидетельствует, что организация не может допускать достижения давления до 1,6 МПа (включительно); рабочее давление сосудов-автоцистерн для транспортировки сжиженных углеводородных газов не может быть менее максимального значения давления насыщенных паров сжиженных углеводородных газов (СУГ), установленного ГОСТ Р 52087-2003, то есть 1,6 МПа (включительно) с учетом технической характеристики максимальной рабочей температуры спорного сосуда +45 °C.

Доказательств того, что указанная проектная документация и внесенные в нее изменения прошли экспертизу проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, в материалы дела не представлено.

Представленная защитником в обоснование довода о том, что установка резервуарная не является объектом капитального строительства, копия заключения специалиста от 13.12.2023 № 63-Э/2023 не может быть принята судом в качестве допустимого доказательства, оригинал заключения, надлежащим образом заверенная копия либо дубликат заключения суду не представлены.

К выводам акта проверки от 25.03.2024, составленного помощником прокурора Хасанского района, о том, что газонаполнительная станция (в состав которой входит резервуар для хранения СУГ 18-1,56-1600-Н1-СУГ), эксплуатируемая ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ», не отвечает понятию капитального строения, является временным сооружением, в связи с чем разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию не требуется, суд относится критически, поскольку должностное лицо прокуратуры не является специалистом в области строительства и эксплуатации опасных производственных объектов.

Кроме того, указанные доводы безусловно не свидетельствуют об отсутствии в действиях ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» нарушений требований статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, устанавливающей требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта, в частности, исполнения юридическим лицом требования части 4 указанной статьи, о том, что ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Иные представленные защитником ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» документы также не свидетельствуют об отсутствии в деятельности предприятия установленных в ходе проведения контролирующим органом проверки нарушений требований промышленной безопасности. Представленные копии актов освидетельствования скрытых работ не содержат подписей лица, осуществляющего подготовку проектной документации. Документов, подтверждающих необоснованность выводов надзорного органа о допущенных нарушениях, отраженных в акте проверки и заключении по результатам проверки от 15.02.2024, в том числе в части соблюдения юридическим лицом пункта 10 Правил № 2168 по организации производственного контроля, юридическим лицом не представлено.

Из пояснений защитника, данных при рассмотрении дела, а также представленных письменных возражений, содержащихся в ходатайстве о прекращении производства по делу, следует, что ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» не оспаривает обоснованность вменения нарушений, указанных в пунктах 9 и 10 протокола об административном правонарушении, к устранению указанных нарушений предприятием приняты меры.

Оснований для удовлетворения ходатайства ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» о прекращении производства в соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ не имеется.

Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Постановлением судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 24 апреля 2024 года ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа.

Согласно указанному постановлению основанием для привлечения ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» к административной ответственности послужило выявление при проведении проверки в период с 02.11.2023 по 27.11.2023 прокуратурой Хасанского района Приморского края с привлечением специалистов Дальневосточного управления Ростехнадзора, ОНД и ПР по Хасанскому району ГУ МЧС России по Приморскому краю, Управления Росреестра по Приморскому краю, на объекте - установка резервуарная, регистрационный номер А74-02673-0001, дата регистрации: 02.09.2021, класс опасности IV (ОПО низкой опасности), расположенном по адресу: Приморский край, Хасанский район, пгт. Посьет, ул. Портовая, д. 60, принадлежащем (находящимся в эксплуатации) ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ», грубых нарушений обязательных норм и правил в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В силу положений пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Вместе с тем, основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении послужило выявление грубых нарушений обязательных норм и правил в области промышленной безопасности опасных производственных объектов при эксплуатации ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» указанной резервуарной установки в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной Дальневосточным управлением Ростехнадзора с 15.02.2024 по 19.02.2024. Таким образом выявленные нарушения образуют объективную сторону правонарушения, совершенного 19.02.2024.

Выявление органами прокурорского надзора и федеральным органом федеральным органом исполнительной власти, являющимся органом государственного регулирования промышленной безопасности, государственного энергетического и строительного надзора в ходе проведенных проверочных мероприятий аналогичных нарушений в деятельности юридического лица, свидетельствует о пренебрежительном отношении ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» к установленной обязанности по соблюдению требований промышленной безопасности, поскольку несмотря на ранее выявленные нарушения юридическим лицом продолжается эксплуатация опасного производственного объекта, меры к устранению нарушений в целом не принимаются.

При этом доказательств объективной невозможности устранения выявленных нарушений, либо доказательств добровольного прекращения деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта в связи с невозможностью осуществлять такую деятельность при строгом соблюдении юридическим лицом требований промышленной безопасности суду не представлено.

Обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ, не установлено.

При разрешении вопроса о виде и размере административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, влекущего угрозу жизни и здоровья людей, обстоятельства совершенного ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, отсутствие принятия со стороны ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ» мер к устранению выявленных нарушений, в связи с чем приходит к выводу о необходимости назначения наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 9.1 КоАП РФ.

В отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, учитывая, что уполномоченным органом в ходе производства по делу не применялись меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности установки резервуарной, судья не усматривает оснований для применения более строгого наказания в виде приостановления деятельности ООО «ПРИМРЕГИОНГАЗ».

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Учитывая характер совершенного правонарушения, сопряженного с угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей вследствие несоблюдения установленных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, совокупность оснований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 3.4, статьей 4.1.1 КоАП РФ для назначения наказания в виде предупреждения, отсутствуют.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к ответственности лица, позволяющих применить при назначении наказания в виде административного штрафа положения части 3.2. статьи 4.1 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

признать общество с ограниченной ответственностью «ПРИМРЕГИОНГАЗ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.

Оплату штрафа произвести в течение 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Приморскому краю (Дальневосточное управление Ростехнадзора л/с 04221А20000);

ИНН 2721168170;    КПП 272101001;

Банк получателя - Дальневосточное ГУ Банка России//УФК по Приморскому краю г. Владивосток;

Казначейский счет: № 03100643000000012000;

Единый казначейский счет: № 40102810545370000012;

КБК: 49811601091010001140 Административный штраф;

ОКТМО 05701000; БИК: 010507002;

УИН: 49827212402020200053.

Квитанцию об оплате штрафа представить не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу в Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края.

Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                                         А.В. Елькина

5-256/2024

Категория:
Административные
Ответчики
ООО " Примрегионгаз"
Суд
Ленинский районный суд г. Владивосток
Судья
Елькина Анна Владимировна
Статьи

9.1

Дело на странице суда
leninsky.prm.sudrf.ru
26.03.2024Передача дела судье
29.03.2024Подготовка дела к рассмотрению
16.04.2024Рассмотрение дела по существу
03.05.2024Рассмотрение дела по существу
23.05.2024Рассмотрение дела по существу
23.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее