Судья Гришанина Н.В. 24RS0025-01-2013-000315-91
Дело № 33-1732/2020
А-209г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 февраля 2020 года г. Красноярск
Судья судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда Тихонова Ю.Б.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чикун О.С.
рассмотрев единолично в открытом судебном заседании заявление и.о. Главы Большеуринского сельсовета Канского района Рахмановой Е.А. о прекращении исполнительного производства по гражданскому делу по иску Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Большеуринского сельсовета Канского района Красноярского края об обязании ликвидировать свалку бытовых отходов и организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в д.Малая Уря
по частной жалобе представителя Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края – Тимофеевой К.В.
на определение Канского районного суда Красноярского края от 25 ноября 2019 года, которым постановлено:
«Прекратить исполнительное производство №5939/15/24065-ИП, возбужденное в отношении администрации Большеуринского сельсовета Канского района на основании решения Канского районного суда Красноярского края №2-421/2013»,
УСТАНОВИЛА:
И.о. Главы Большеуринского сельсовета Канского района Рахманова Е.А. обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства №5939/15/24065-ИП в отношении администрации Большеуринского сельсовета Канского района в части предмета исполнения: ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора в д. Малая Уря Канского района Красноярского края с географическими координатами 56° 07" 28" с,ш. 95° 25" 16" в.д., расположенную на расстоянии 0,5 км по Елисеевскому тракту в сторону деревни Елисеевка в 10 метрах от тракта на восток на территории Канского района, организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории д. Малая Уря Канского района Красноярского края, мотивируя требования тем, что действующее законодательство указывает лишь на участие органов местного самоуправления в области обращения с отходами и не содержат прямого указания о возложении на сельские поселения обязанности по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов. С региональным оператором ООО «Планета Сервис» заключено соглашение, по которому региональный оператор обязуется осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Канской технологической зоны Красноярского края, куда входит и Большеуринский сельсовет. При этом согласно акту выноса точек на местность (в натуру) от 30.09.2019 года Канского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» несанкционированная свалка с указанными в решении суда от 05.11.2013 года координатами отсутствует.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше определение.
В частной жалобе представитель Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края – Тимофеева К.В. просит определение суда отменить, указывая, что должником не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории с д. Малая Уря. При этом заявитель жалобы согласна с необходимостью прекращения исполнительного производства в части возложения обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, в связи с тем, что в ходе обследования территории несанкционированное размещение отходов не установлено. Считает, что изменение полномочий органов местного самоуправления в области организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов не является основанием для прекращения исполнительного производства по мотивам невозможности исполнения решения суда. Указывает, что согласно действующему законодательству органы местного самоуправления должны принимать меры, направленные на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с подведомственной территории, в связи с чем оснований для прекращения исполнительного производства в указанной части не имелось. Кроме того, судом не учтено, что решением Третьего Арбитражного апелляционного суда оставлено без изменения решение Арбитражного суда, которым конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Канской технологической зоны, признан недействительным.
Согласно ч. 3, ч. 4 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, судьей единолично.
Проверив материалы дела, определение суда, доводы частной жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 439 ГПК РФ исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Пунктом 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
По смыслу указанной статьи, прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Таким образом, для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Канского районного суда от 05.11.2013 года на администрацию Большеуринского сельсовета Канского района возложена обязанность организовать в соответствии с действующим природоохранным законодательством и санитарно-эпидемиологическими требованиями на территории Большеуринского сельсовета площадку для временного сбора и хранения твердых бытовых отходов согласно п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03. До обустройства площадки для временного сбора и хранения твердых бытовых отходов согласно указанным выше требованиям администрации Большеуринского сельского совета Канского района запрещено осуществлять деятельность по несанкционированному размещению отходов на территории д. Малая Уря Канского района Красноярского края. На администрацию Большеуринского сельского совета возложена обязанность в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора в д. Малая Уря Канского района Красноярского края с географическими координатами 56° 07" 28" с,ш. 95° 25" 16" в.д., расположенную на расстоянии 0,5 км по Елисеевскому тракту в сторону деревни Елисеевка в 10 метрах от тракта на восток на территории Канского района. На администрацию Большеуринского сельского совета возложена обязанность в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории д. Малая Уря Канского района Красноярского края.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Канскому району от 23.01.2014 года на основании исполнительного листа №042269946 от 09.12.2013 года, выданного Канским районным судом по делу №2-421/2013, возбуждено исполнительное производство №546/14/84/24 в отношении администрации Большеуринского сельсовета Канского района. В 2015 году исполнительному производству присвоен номер №5939/15/24065-ИП.
Определением Канского районного суда от 23.08.2019 года прекращено исполнительное производство №5939/15/24065-ИП в части предмета исполнения – оборудовать площадку для временного сбора и хранения твердых бытовых отходов на территории Большеуринского сельсовета Канского района.
Удовлетворяя заявление и.о. Главы Большеуринского сельсовета Канского района Рахмановой Е.А. и прекращая исполнительное производство в оставшейся части, суд исходил из отсутствия возможности его исполнения должником.
С указанными выводами суда первой инстанции не могу согласиться по следующим основаниям.
Положениями ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах, производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами и на территории сельских поселений, если иное не установлено законом, субъекта Российской Федерации.
На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах, производства и потребления» предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности.
Абзацем 16 ст. 6 Федерального закона «Об отходах, производства и потребления» регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся; организация мероприятии по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления.
Аналогичные положения закреплены в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
На основании ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.
Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2014 года N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» изложена в новой редакции и к полномочиям субъекта РФ в области обращения с отходами отнесены, в том числе организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Федеральным законом от 27.05.2014 года N 136-ФЗ в ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельского поселения, если данный вопрос закреплен за сельским поселением законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений. В ином случае указанный вопрос является вопросом местного значения муниципальных районов.
В силу п. «л» ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 года N 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края, муниципальными районами закреплены вопросы местного значения, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Данные изменения вступили в силу с 01.01.2016 года. Федеральным законом от 28.12.2016 года N 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 29.12.2016 года, устанавливается переходный период новой системы регулирования в области обращения с ТКО до 01.01.2019 года.
Следовательно, реализация изменений, внесенных в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отсрочена до 01.01.2019 года, соответственно действуют нормы закона, действовавшие до 01.01.2016 года, в частности обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления.
Таким образом, изменение законодательства, примененного судом при рассмотрении конкретного дела, после вступления в законную силу вынесенного по этому делу судебного постановления не может являться основанием для прекращения соответствующего исполнительного производства по мотивам невозможности исполнения судебного решения, поскольку такое изменение не отменяет свойство исполнимости указанного судебного постановления, которому корреспондирует обязанность судебного пристава-исполнителя обеспечить правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, в соответствии с положениями, в частности, ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», устанавливающими общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
При этом ранее должнику неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения указанного решения, которая позволяла устранить нарушения прав неопределенного круга лиц в испрашиваемый должником срок, не принявшим надлежащих мер к исполнению решения суда.
Статьей 7 Федерального закона от 29.12.2015 года N 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 года N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Таким образом, Федеральным законом N 404-ФЗ от 29.12.2015 года установлен переходный период до наделения юридических лиц статусом региональных операторов. Для функционирования института региональных операторов, Правительство Российской Федерации должно разработать и утвердить Правила обращения с ТКО, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации определить регионального оператора на основании конкурса, а для этого необходимо утвердить Правила конкурсного отбора и т.д.
В связи с изложенным, организация работы по обращению с ТКО до 01.01.2019 года должны осуществляться в ранее установленном порядке до наделения соответствующих юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с ТКО.
При таком положении, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих объективные и неустранимые препятствия, делающие невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа должником администрацией Большеуринского сельсовета Канского района, нахожу обжалуемое определение суда подлежащим отмене, а заявление и.о. Главы Большеуринского сельсовета Канского района Рахмановой Е.А. о прекращении исполнительного производства – не подлежащим удовлетворению.
Доводы представителя Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края – Тимофеевой К.В. о согласии с определением суда о прекращении исполнительного производства в части возложения обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, подлежат отклонению, поскольку в силу п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона N 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, при этом в рассматриваемом случае основания для прекращения исполнительного производства в судебном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Канского районного суда Красноярского края от 25 ноября 2019 года отменить.
Разрешить вопрос по существу.
В удовлетворении заявления и.о. Главы Большеуринского сельсовета Канского района Рахмановой Е.А. о прекращении исполнительного производства № 5939/15/24065-ИП по гражданскому делу № 2-421/2013 по иску Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Большеуринского сельсовета Канского района Красноярского края об обязании ликвидировать свалку бытовых отходов и организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в д. Малая Уря, отказать.
Судья Тихонова Ю.Б.