Решение по делу № 33-2317/2023 от 05.09.2023

Судья Рамазанова И.И.                                                     К делу № 33-2317/2023

(№ дела в суде I инстанции 2-2713/2023)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 октября 2023 года                                                               г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего Боджокова Н.К.,

судей Козырь Е.Н. и Аутлева Ш.В.,

при секретаре судебного заседания Цеевой Д.К.,

с участием прокурора Пшипий Ф.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации МО «Город Майкоп» на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 18 июля 2023 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора города Майкопа в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования «Город Майкоп», комитету по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп», Министерству строительства транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о возложении обязанности по обеспечению благоустроенным жилым помещением, удовлетворить.

Обязать Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея выделить органу местного самоуправления - администрации муниципального образования «Город Майкоп» дополнительные финансовые средства на осуществление государственных полномочий в рамках закона Республики Адыгея от 08 апреля 2008 года № 163 по обеспечению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» и комитет по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея, после поступления дополнительного финансирования обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм.

Заслушав доклад судьи Боджокова Н.К., объяснения представителя ответчиков Раенко М.Н. и Жирновой П.Р., прокурора Пшипий Ф.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Майкопа обратился с исковым заявление к администрации муниципального образования «Город Майкоп», Министерству строительства транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства муниципального образования «Город Майкоп» о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением.

В обоснование иска указано, что прокуратурой города Майкопа по обращению ФИО8, представляющей интересы ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства, направленного на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам которой установлено, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда МО «Город Майкоп», числится в списке № 51. При этом до настоящего времени не обеспечена жилым помещением из специализированного жилищного фонда, в связи с чем обратилась к прокурору с целью защиты жилищных прав. Не обеспечение ФИО1 жилым помещением противоречит основным задачам и целям Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», грубо нарушает ее право на жилище.

В виду чего, просил с учетом уточненных исковых требований обязать Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея выделить органу местного самоуправления - администрации муниципального образования «Город Майкоп» дополнительные финансовые средства на осуществление государственных полномочий в рамках закона Республики Адыгея от 08 апреля 2008 года № 163 по обеспечению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» и комитет по управлению имуществом МО «Город Майкоп» в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея, после поступления дополнительного финансирования обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм.

Помощник прокурора г. Майкопа Марчук Е.В. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила удовлетворить.

Лицо, в защиту интересов которого подано исковое заявление ФИО1 в судебное заседание не явилась, надлежаще уведомлена о времени и месте проведения судебного заседания.

Представитель ответчика - администрации МО «Город Майкоп» ФИО6, возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать, так как в этом году денежные средства были выделены на 26 человек, а ФИО1 стоит в очереди под номером 51, в виду чего очередность будет нарушена.

Представитель ответчика - комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп» и третьего лица Министерства образования и науки Республики Адыгея в судебное заседание не явились, надлежаще уведомлены о времени и месте проведения судебного заседания.

Представитель ответчика - Министерства строительства транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства муниципального образования Республики Адыгея Чернышев И.В. возражал против удовлетворения исковых требований, просил отказать, полагает, что Министерство является не надлежащим ответчиком по данному спору.

Суд постановил обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Администрации МО «Город Майкоп» выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Исследовав обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п/п. 1 – 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказом Министерства образования и науки от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения была включена в Список в качестве подлежащей обеспечению жилым помещением.

На основании Постановления от 06 мая 2016 года № 344 Главы Администрации МО «Город Майкоп» было установлено предварительное попечительство, ФИО11 назначена попечителем.

Постановлением от 28 ноября 2016 года № 1045, было установлено попечительство ФИО11 на безвозмездной основе в отношении ФИО1

Вступившим в законную силу решением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 60) были удовлетворены исковые требования ФИО11 к ФИО12 о лишении родительских прав в отношении ФИО1

Как следует из материалов учетного дела (л.д. 42-74) ФИО1, проживает с опекуном ФИО11 по адресу: <адрес>. ФИО1 обучалась в Адыгейском республиканском колледже искусств им. У.Тхабисимова по специальности актерское искусство.

Согласно Уведомления от 25 сентября 2018 года (л.д. 73) в Едином государственном реестре недвижимости информация о наличии недвижимого имущества у Корольковой Е.А. отсутствует.

Как следует из материалов проверки проведенной прокуратурой города Майкопа (л.д. 13) ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда, при этом до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, чем нарушены ее жилищные права, гарантированные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии с абзацами 2 и 3 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а также лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Согласно абзацу 4 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно ст.ст. 99, 109.1 Жилищного кодекса РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 марта 2013 года № 58 «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Адыгея по формированию специализированного жилищного фонда и предоставлению жилых помещений детям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея по формированию специализированного жилищного фонда и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещении.

В соответствии частью 1 статьи 3 Закона Республики Адыгея от 08 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения (далее - Закона РА № 163) финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, производится за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам.

В силу статьи 5 Закона РА № 163 органы государственной власти Республики Адыгея при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны, в том числе, обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми средствами в пределах лимитов, утвержденных в республиканском бюджете Республики Адыгея на очередной финансовый год и на плановый период на осуществление государственных полномочий.

Согласно подпункту 1 и подпункту 2 пункта 2 Порядка расходования субвенций, предоставленных местным бюджетам за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных им государственных полномочий Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), утвержденного постановлением Кабинета Министров республики Адыгея от 02 октября 2014 года № 242 Министерство строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея:

является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея в части передачи субвенций местным бюджетам;

осуществляет предоставление субвенций местным бюджетам в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству на указанные цели в республиканском бюджете Республики Адыгея на очередной финансовый год и плановый период, и в соответствии с соглашением между Министерством и органами местного самоуправления.

Согласно пункту 4 и пункту 6 указанного Порядка уполномоченные органы местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) являются администраторами доходов от предоставления субвенции и ежегодно, до 15 декабря года, предшествующего году финансирования, представляют в Министерство бюджетную заявку на предоставление местным бюджетам субвенций по форме, утвержденной Министерством.

Средства республиканского бюджета Республики Адыгея, поступившие в форме субвенций, расходуются уполномоченными органами в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 постановления администрации МО «Город Майкоп» Республики Адыгея от 23 октября 2014 года № 731 Комитет по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» определен органом, уполномоченным осуществлять приобретение жилых помещений с целью создания специализированного жилищного фонда, в рамках реализации переданных государственных полномочий Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из требований ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 18 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации МО «Город Майкоп» без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                   Н.К. Боджоков

Судьи                                                                                                 Е.Н. Козырь

                                                                                                           Ш.В. Аутлев

33-2317/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Майкопа в интересах Корольковой Е.А.
Ответчики
Комитет по управлению имуществом МО "Город Майкоп"
Министерство строительства , транспорта , жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РА
АМО "Город Майкоп"
Другие
Министерство образования и науки РА
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Боджоков Назырбий Касимович
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
07.09.2023Передача дела судье
20.10.2023Судебное заседание
21.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2023Передано в экспедицию
20.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее