Решение по делу № 8Г-2653/2019 [88-1596/2020 - (88-3389/2019)] от 19.11.2019

    № 88-1596/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск                                                        30 января 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего        Давыдовой Т.И.

судей                        Козиной Н.М., Зеленовой Е.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело             № 2-2150/2019 по иску Церовска Татьяны Анатольевны, действующей в интересах Шахматова Алексея Анатольевича, к Управлению социальной защиты населения администрации города Тюмени и Тюменского района о признании незаконными действий по прекращению предоставления мер социальной поддержки,

по кассационной жалобе Церовска Татьяны Анатольевны, действующей в интересах Шахматова Алексея Анатольевича, на решение Центрального районного суда города Тюмени от 19 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 10 июня 2019 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы,

судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Церовска Т.А., действующая в интересах Шахматова А.А., обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района (далее - УСЗН) о признании незаконным решения о приостановлении и прекращении предоставления <данные изъяты> мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг с 01 июля 2018 года, возложении обязанности возобновить выплату субсидии <данные изъяты> с 01 июля 2018 года, выдать расшифровку выплат указанной компенсации, начиная с 03 апреля 2016 года, и в последующем представлять истцу в развернутом виде.

Требования мотивировала тем, что её брату <данные изъяты> инвалиду детства, как собственнику жилого помещения УСЗН предоставляло меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг. С 01 июля 2018 года в связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг выплата компенсации была приостановлена. Считает решение о приостановлении предоставления мер социальной поддержки незаконным, поскольку она и ее брат находятся в трудной жизненной ситуации, в связи с чем образовалась задолженность по коммунальным услугам.

Решением Центрального районного суда города Тюмени от                   19 февраля 2019 года в удовлетворении требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 10 июня 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Церовска Т.А. просит отменить судебные постановления, в связи с их незаконностью.

В судебное заседание суда кассационной инстанции истец                   Церовска Т.А., представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации города Тюмени и Тюменского района не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия считает доводы кассационной жалобы Церовска Т.А. обоснованными, поскольку при рассмотрении настоящего дела судами неправильно применены нормы материального права, допущены нарушения норм процессуального права, в связи с чем имеются основания для отмены в кассационном порядке апелляционного определения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Церовска Т.А. является опекуном недееспособного <данные изъяты> года рождения, инвалида второй группы.

Из объяснений истца следует, что с 01 июля 2018 года ответчик прекратил предоставление <данные изъяты> мер государственной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50% в связи с наличием задолженности по оплате текущих платежей за жилое помещение за период более 6 месяцев.

Из объяснений представителя ответчика следует, что <данные изъяты> имеет задолженность по уплате коммунальных услуг в сумме 194 000 рублей.

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что у <данные изъяты> имеется задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги более 6 месяцев, при этом никаких мер по погашению задолженности истец не предпринимает, соглашение о порядке погашения задолженности с управляющей компанией им не заключено и пришел к выводу о законности действий ответчика по приостановлению предоставления мер государственной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.

С такими выводами суда согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно указав на то, что истец не представила доказательств тяжёлого материального положения <данные изъяты>

Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям и сделаны с нарушением норм процессуального права.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 66 Правил).

Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).

Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг также установлен перечень оснований для приостановления и прекращения предоставления субсидий.

Как предусмотрено пунктом 57 Правил, уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, но не более чем на один месяц.

Пунктом 58 Правил установлено, что при наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.

Согласно пункту 59 Правил при отсутствии уважительных причин неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев, невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности).

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) (подпункт «г» пункта 60 Правил).

Постановлением администрации Тюменской области от 20 декабря 2004 года № 202-пк утверждено Положение о возмещении расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.

Из приведенных нормативных положений следует, что право определенных категорий граждан на получение меры социальной поддержки в форме субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации. Порядок и условия предоставления субсидии, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены постановлением Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной связи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в том числе собственников жилых помещений, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Решение уполномоченного органа о приостановлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг допускается только в случае, если им будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или невыполнения гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении субсидии. Перечень уважительных причин, приведенный в пункте 58 Правил не является исчерпывающим.

Решение о приостановлении предоставления субсидии или о прекращении предоставления субсидии доводится до сведения получателя субсидии в письменной форме в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения с указанием оснований его принятия. Копия решения помещается в персональное дело (пункт 62 Правил).

В пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что ненадлежащее исполнение нанимателями (собственниками) и членами их семьи обязанности по оплате коммунальной услуги может служить основанием для приостановления или ограничения предоставления этой коммунальной услуги.

Предоставление коммунальной услуги может быть приостановлено или ограничено только после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника, в сроки и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Следует учитывать, что само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги. Действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.

В пункте 47 указанного постановления Пленума разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).

Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Исходя из приведенных нормативных положений, а также из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22, наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Однако, суды подлежащие применению нормативные правовые акты в их системной взаимосвязи не применили, в связи с чем выводы о наличии у ответчика оснований для приостановления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являются неправомерными.

Кроме того, судебные инстанции, рассмотрели вопрос о законности решения Управления социальной защиты населения о приостановлении в предоставлении Шахматову А.А. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о наличии задолженности по коммунальным услугам, пришли к выводу об отсутствии уважительных причин возникновения задолженности.

Между тем, материалы дела не содержат решения уполномоченного органа о приостановлении субсидии, доказательств, свидетельствующих о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, о сроках и размерах задолженности по оплате коммунальных услуг, не истребованы правоустанавливающие документы на жилое помещение, в котором проживает <данные изъяты>., сведения о составе членов его семьи, расчет размера субсидий, не выяснен порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий.

Тем самым, судебные инстанции подошли формально к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешается спор, связанный с реализацией инвалида права на меры социальной поддержки. Судами не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В нарушение этих норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не определены действительные правоотношения сторон исходя из заявленных Церовска Т.А. исковых требований, и подлежащих применению норм материального права, не установлены юридически значимые обстоятельства по делу: период, за который у <данные изъяты> образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг; размер этой задолженности; устанавливал ли уполномоченный орган причины ее возникновения (уважительные или неуважительные); предлагалось ли опекуну <данные изъяты> уполномоченным органом погасить задолженность и в какие сроки; материальное положение <данные изъяты>

С учетом изложенного судебные акты нельзя признать законными, поскольку они приняты при неправильном применении судами норм материального права и с нарушениями норм процессуального права.

Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, судебная коллегия полагает, что следует отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 10 июня 2019 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Тюменский областной суд.

Председательствующий

Судьи

8Г-2653/2019 [88-1596/2020 - (88-3389/2019)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Церовска Татьяна Анатольевна
Шахматов Алексей Анатольевич
Ответчики
УСЗН г. Тюмени
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Козина Наталья Михайловна
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
30.01.2020Судебное заседание
30.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее