Дело № 88-6110/2023 - (88-43726/2022)
№ дела суда 1-й инстанции 2-88-503/2022
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 января 2023 года г. Краснодар
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Комбаровой И.В., рассмотрев единолично, в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, материал гражданского дела по исковому заявлению Государственного унитарного учреждения Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» г. Феодосии к Звягиным Нине Федосеевне и Елене Анатольевне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по содержанию и обогреву мест общего пользования, третьи лица: Муниципальное унитарное предприятие «ЖЭК №4», Администрация города Феодосии,
по кассационной жалобе представителя ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» г. Феодосии по доверенности ФИО4 на решение мирового судьи судебного участка №88 Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым от 12 мая 2022 года и апелляционное определение Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 сентября 2022 года,
установил:
ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в г. Феодосии обратилось в суд с иском к Звягиной Н.Ф. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по содержанию и обогреву мест общего пользования жилого дома по <адрес>, сложившуюся за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> и судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является производителем, транспортировщиком и централизованным поставщиком тепловой энергии на нужды населения и осуществляет поставку тепловой энергии по адресу: <адрес>. Ответчикам, которым на праве собственности принадлежит, расположенная в этом доме <адрес>, предоставляется услуга по содержанию и обогреву мест общего пользования многоквартирного <адрес>. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны производить оплату тепловой энергии, поступающей не только непосредственно в жилое помещение, но и общие помещения многоквартирного дома. Переход отдельных помещений многоквартирном доме с централизованного отопления на индивидуальное не означает прекращение потребление тепловой энергии на обгорев помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами и в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, поскольку одним из источников теплоснабжения таких помещений является отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 1708 «О внесении изменений в правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в МКД» расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Начисление платы за потребленную тепловую целях содержания общего имущества распределяется, в том числе и не жилых и нежилых помещений, отключенных от централизованное пропорционально их доле в правее общей долевой собственности, отсутствие приборов отопления (радиаторов) не влияет на расчет отоплению помещений, входящих в состав общего имущества дома, поскольку коммунальный ресурс подлежит оплате всеми собственниками как жилых, так и встроенных нежилых помещений МКД. Начисление платы производится на основании п.42.1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Согласно приказу Государственного комитета по ценам и тарифам республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № тариф на тепловую энергию от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>/Гкал. Ответчик пользуется услугами по содержанию и обогреву мест общего пользования многоквартирного жилого дома, однако в течении длительного времени не выполняет обязательств по оплате.
Определением судьи, занесенным в протокол судебного заседания 12 апреля 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены МУП«ЖЭК №4», Администрация города Феодосии Республики Крым, в качестве соответчика Звягина Е.А.
Решением мирового судьи судебного участка № 88 Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым от 12 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» отказано.
Апелляционным определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 сентября 2022 года решение мирового судьи судебного участка №88 Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым от 12 мая 2022 года по иску ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в г. Феодосия к Звягиной Н.Ф., Звягиной Е.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по содержанию и обогреву мест общего пользования - оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в г. Феодосия - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» по доверенности ФИО4 просит отменить решение мирового судьи судебного участка №88 Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым от 12 мая 2022 г. и апелляционное определение Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 сентября 2022г. Заявитель полагает, что при вынесении апелляционного определения судом были нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному мнению, при применении компенсаторного механизма, поскольку МКД по <адрес> прибором учета тепловой энергии не оснащен, начисления производятся по формулам 2, 2(4, 2(6) приложения №2 Правил 354. Вышеуказанные формулы не признаны не конституционными. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1708 от 28 декабря 2018 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме» (принятом в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 20.12.2018 № 46-П), был изменен порядок расчета платы за отопление с 01.01.2019. Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ, с целью приведения расчетов платы в соответствие с действующим законодательством проводятся перерасчеты платы с 01.01.2019, после получения необходимых сведений с управляющих компаний.
В соответствии с ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В силу ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, мировой судья исходил из того, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, подключен к системе централизованного отопления, поставку тепловой энергии в помещения МКД осуществляет истец.
Звягина Н.Ф. и Звягина Е.А. являются собственниками <адрес> в <адрес>, о чём свидетельствует выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № №
Квартира ответчика снабжена автономным отоплением. Часть квартир в данном МКД отапливается от централизованного теплоснабжения, поставляемого «Крымтеплокоммунэнерго».
Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. комиссией по рассмотрению заявлений потребителей коммунальных услуг по отоплению о наличии (отсутствии) приборов отопления в местах МКД, расположенных на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, подтверждено, что в МКД, расположенном по адресу: <адрес> приборы отопления в подъезде № в неисправном состоянии, в подъезде № ранее демонтированы.
Принято решение рекомендовать управляющей компании восстановить приборы отопления в местах общего пользования.
Как следует из выписки протокола межведомственной комиссии №/П от ДД.ММ.ГГГГ принято решение включить данный многоквартирный дом в реестр МКД, не имеющих приборов отопления в местах общего пользования и определять размер платы за коммунальные услуги по отоплению с учетом отсутствия отопительных приборов и иных тепло потребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления во всех помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений данного МКД.
Расчёт задолженности произведён ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» на основании пункта 42.1 Правил 354.
Иной методики действовавшим на период начисления платы за коммунальный ресурс нормативным регулированием не предусматривалось.
Данный расчёт произведен по формуле 2(4) приложения N 2 к Правилам №354, является арифметически верным при условии, что в местах общего пользования имеются отопительные приборы.
Суд кассационной инстанции находит, что данные выводы не соответствуют нормам процессуального права, а именно, в нарушение требований части 1 ст. 55 и частей 1 и 3 ст. 67 ГПК РФ, не основаны на объективном, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, которым в связи с этим не дано надлежащей оценки, как по отдельности, так и в совокупности и взаимосвязи.
Начисление платы производится на основании п. 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в соответствии с порядком расчета, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации № 1708 от 28 декабря 2018г. «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме».
При определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир МКД и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам.
Техническим паспортом МКД по <адрес>, предусмотрены места общего пользования, их площадь составляет 144,5 кв.м., следовательно места общего пользования имеются и их площадь не может составлять 0.
Согласно пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов, по общему правилу, не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года№ 170).
Подача тепловых ресурсов и отопление мест общего пользования достигается, за счет предоставления собственникам и пользователям указанных помещений коммунальной услуги по отоплению в виде подачи по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии (подпункт «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения № 1 к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Многоквартирные дома - в зависимости от особенностей их конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения - могут обогреваться различными способами (в том числе не предполагающими оказания собственникам и пользователям расположенных в них помещений коммунальной услуги по отоплению), подавляющее большинство этих домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную (общедомовую) систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные жилые и нежилые помещения, так и помещения общего пользования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, что достигается, как правило, за счет присоединения каждого из этих помещений к внутридомовой системе отопления, которая включается в состав общего имущества многоквартирного дома и состоит из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Таким образом, даже отсутствие в местах общего пользования дома обогревательных (отопительных) приборов, стояков отопления и изоляция разводки магистральных трубопроводов по подвалу дома не исключает возможность теплоотдачи, для теплоснабжения общего имущества многоквартирного дома.
Сам переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этих помещениях отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по - прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии в внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т.д.).
Конституционный принцип равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), предполагающий равный подход ко всем собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений многоквартирного дома при распределении расходов на общедомовые нужды, предопределяет, в числе прочего, и необходимость учета при установлении порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме факта несения такого рода расходов собственниками и пользователями не только помещений, подключенных к внутридомовой системе отопления и отапливаемых централизованно, но и помещений, переведенных на автономное отопление.
При рассмотрении настоящего дела указанные выше доводы представителя истца и представленные в их обоснование доказательства оценки не получили, и, по существу, были проигнорированы судами первой и апелляционной инстанции, мотивы по которым они отвергнуты судом в решении не приведены, что не соответствует требованиям процессуального закона.
Указанные нарушения, допущенные судом первой инстанции, судом апелляционной инстанции при проверке решения нижестоящего суда не исправлены.
С учетом изложенного кассационный суд полагает допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права существенными, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, поэтому в целях соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ) апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 сентября 2022 года на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить порядок расчета за отопление с ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), имеются основания для направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 сентября 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Судья И.В. Комбарова