УИД №34RS0013-01-2023-000365-02 Дело № 2-68/2024
Решение
Именем Российской Федерации
р.п. Новониколаевский 14 мая 2024 года
Новониколаевский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего федерального судьи - Королева М.А.
при секретаре – Зениной В.О.
с участием:
истца - Страховой Ольги Алексеевны
третьего лица – Лебедевой Елены Александровны
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Страховой Ольги Алексеевны к Страхову Сергею Александровичу о лишении права на выплату единовременного пособия и страховой суммы,
Установил:
Страхова Ольга Алексеевна обратилась в Даниловский районный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Страхову Сергею Александровичу о лишении права на выплату единовременного пособия и страховой суммы и просит лишить Страхова Сергея Александровича права на выплату единовременного пособия и страховой суммы, в связи со смертью в ходе специальной военной операции его сына Страхова Дениса Сергеевича.
Определением Даниловского районного суда Волгоградской области от 12 декабря 2023 года гражданское дело передано по подсудности в Новониколаевский районный суд Волгоградской области.
Определением Новониколаевского районного суда Волгоградской области от 25.01.2024 года и 15.02.2024 года, вынесенным без удаления суда в совещательную комнату АО СОГАЗ», <данные изъяты>, Комитет социальной защиты населения Волгоградской области, Министерство социальной политики Нижегородской области привлечены к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещались судом своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах неявки в суд не сообщили.
Ответчику Страхову С.А., судебное извещение не вручено и возвращено в связи с истечением срока хранения.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, ч. 2 ст. 117 ГПК РФ возвращение корреспонденции с отметкой «возврат по истечении срока хранения» признаётся надлежащим извещением стороны о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, учитывая сложившиеся обстоятельства, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, так как в их отсутствие возможно выяснение всех обстоятельств дела.
По доводам искового заявления Страховой О.А., 4 августа 2018 года она вступила в брак со ФИО14, от брака у них родился ребёнок. 11 сентября 2023 года супруг истца ФИО15. <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В судебном заседании истец Страхова О.А. и третье лицо ФИО48. просят исковое заявление удовлетворить по изложенным в нём основаниям.
Изучив доводы искового заявления, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд делает следующие выводы.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется иными способами, предусмотренными законом.
В силу ч.ч.1,2 ст.3 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учётом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Согласно ч.8 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), гибели (смерти) гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - добровольческие формирования), наступившей при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, до истечения одного года со дня прекращения контракта о пребывании в добровольческом формировании, членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, или гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей.
Кроме того, в ч.9 ст.3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» предусмотрено, что в случае гибели (смерти) военнослужащего, или гражданина, призванного на военные сборы, или гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путём деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
В п.п.1-3 ч.11 ст.3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» членами семьи военнослужащего, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются: супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, в зарегистрированном браке с ним; родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании; дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
В ч.3 ст.2, ч.1 ст.4 Федерального закона от 28.03.1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» предусмотрено, что страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица: супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители (усыновители) застрахованного лица; несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях.
Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 года №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей предусмотрена единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях.
Кроме того, в Указе Президента Российской Федерации от 31.12.2022 года №996 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим и лицам, имеющим специальные звания полиции, проходящим военную службу (службу) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» предусмотрено, что в случае гибели (смерти) военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания полиции, проходивших военную службу (службу) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, при выполнении задач по оказанию содействия органам федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации на участках, примыкающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с 24 февраля 2022 г., при выполнении задач по оказанию содействия органам федеральной службы безопасности на участках, примыкающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины с 30 сентября 2022 г. (далее - задачи), либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при выполнении задач, членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 23 марта 2007 года №86 утверждён «Порядок предоставления единовременной материальной помощи семьям лиц, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) либо умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученным ими при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), в ходе проведения специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины.
В указанном Порядке предусмотрено, что к лицам, имеющим право на предоставления единовременной материальной помощи относятся члены семьи (родственники) погибшего: супруга (супруг), родители и дети погибшего (умершего), при условии наличия у погибшего (умершего) места жительства на территории Нижегородской области.
В соответствии со свидетельством о рождении серии №, выданным 23 мая 1994 года администрацией Березовского сельсовета Даниловского района Волгоградской области, ФИО16 родился ДД.ММ.ГГГГ года, в графе родители записано: отец – ФИО17, мать – ФИО18 (л.д.17).
Согласно справке о расторжении брака №№ от 19 сентября 2023 года в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния имеется запись акта о расторжении брака №10 от 30 августа 1995 года между ФИО19 и ФИО47 (л.д.20).
В соответствии с информацией судебного пристава-исполнителя Даниловского районного отдела судебных приставов от 10 марта 2006 года на исполнении находился исполнительный лист о взыскании со ФИО20. в пользу ФИО21. алиментов, задолженность по состоянию на 10 марта 2006 года составляла 81 481 рубль 72 копейки (л.д.21).
По свидетельству о заключении брака серии №, выданному 4 августа 2018 года, ФИО22 и ФИО23 вступили в брак 4 августа 2018 года, после заключения брака супруге присвоена фамилия: Страхова (л.д.16).
Согласно извещению военного комиссара городского округа города <данные изъяты> от 22 сентября 2023 года на имя Страховой О.А., ФИО24 погиб ДД.ММ.ГГГГ года при <данные изъяты> (л.д.19).
В соответствии со свидетельством о смерти серии №, выданным 19 сентября 2023 года отделом ЗАГС Володарского района главного управления ЗАГС Нижегородской области, ФИО25 умер ДД.ММ.ГГГГ года, место смерти: <данные изъяты> (л.д.18).
Приказом командира <данные изъяты>.
В учётной карточке к военному билету <данные изъяты>
В соответствии с характеристикой МКОУ «Бородинская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования Киреевский район ФИО26 обучался в указанном учреждении с первого по девятый класс. Воспитанием ФИО27 занимались мама ФИО28. и отчим, ФИО29., они посещали родительские собрания, приходили в школу на личные беседы. За всего годы обучения ФИО30 его отец учёбой сына не интересовался, не принимал участия в жизни и воспитании ребёнка.
Анализируя в совокупности доводы искового заявления, содержание исследованных в судебном заседании материалов дела, суд считает необходимым исковое заявление ФИО31 о лишении права на выплату единовременного пособия и страховой суммы удовлетворить частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что ответчик ФИО32. является отцом ФИО33, погибшего ДД.ММ.ГГГГ года в ходе <данные изъяты> <данные изъяты>
После смерти ФИО34 члены его семьи, в том числе родители имеют право на получение выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, перечисленных в исковом заявлении.
Истец Страхова О.А. являясь супругой ФИО35 обратилась в суд с исковым заявлением, так как полагает, что Страхов С.А. должен быть лишён права на получение предусмотренных нормативными правовыми актами, перечисленными в настоящем решении, страховой суммы и пособий, поскольку при жизни сына ФИО36., до его совершеннолетия ответчик не занимался его воспитанием, материально не содержал, своих обязанностей родителя не осуществлял, алименты не выплачивал.
Удовлетворяя частично исковое заявление Страховой О.А., суд исходит из того, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жёсткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряжённых со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П, от 20 октября 2010 г. N 18-П, от 17 мая 2011 г. N 8-П, от 19 мая 2014 г. N 15-П, от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причинённого членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учёта при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Статьёй 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех её членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребёнка, имеет право на общение с ребёнком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребёнком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребёнка, имеет право на получение информации о своем ребёнке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребёнка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 года №44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребёнка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребёнка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62, пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребёнка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статья 69, статья 73 Семейного кодекса Российской Федерации) (абзацы первый, второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. №44).
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребёнка.
Из приведённых положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребёнка, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ей членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребёнком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учётом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребёнка.
Положения приведённых норм материального права в их системной взаимосвязи с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о целях правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, подлежат применению при разрешении настоящего спора.
В ходе рассмотрения настоящего дела суд установил, что на момент расторжения брака между родителями ФИО37., его возраст составлял один год, после чего его мать вступила в брак с ФИО38 в связи с чем, фактически обязанности родителя для ФИО39. со стороны отца исполнял его отчим ФИО40
Из показаний свидетелей и объяснений лиц, участвующих в деле следует, что ФИО41 полностью принял на себя роль родителя ФИО42. как в малолетнем возрасте, так и при достижении ФИО43. совершеннолетия.
В деле имеются сведения о том, что ответчик Страхов С.А. уклонялся от исполнения своих родительских обязанностей, что выражалось в отсутствии материального содержания своего сына, принудительного взыскания такого содержания в судебном порядке, наличием задолженности по алиментам.
Показаниями свидетелей в суде доказано, что отец погибшего ФИО44. – Страхов С.А. не интересовался судьбой своего сына, не принимал мер по его физическому, духовному и нравственному развитию, не использовал своё право на общение с ребёнком, не видел его ни в несовершеннолетнем, ни во взрослом возрасте, не принял участие в его похоронах, тогда как ему было известно о смерти ФИО45. и дате похорон. Кроме того, Страхов С.А. не принял участия в расходах, связанных с погребением ФИО46., но по объяснениям истца Страховой О.А. ответчик Страхов С.А. не намерен отказываться от получения соответствующих пособий и страховой суммы, предусмотренных законодательством, злоупотребляя своими правами биологического родителя.
Учитывая длительность неправомерного поведения ответчика Страхова С.А. по исполнению своих родительских обязанностей, в его действиях, было возможно усмотреть основания для лишения его родительских прав.
Таким образом, удовлетворение исковых требований о лишении Страхова С.А. права на меры социальной поддержки как родителя погибшего при исполнении обязанностей военной службы Страхова Д.С. будет отвечать требованиям законодательства.
Удовлетворяя исковое заявление Страховой О.А. частично, суд принимает во внимание положения статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о том, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Лишение Страхова С.А. права на получение государственной пенсии, а также удостоверения члена семьи погибшего военнослужащего, не связано с защитой или восстановлением прав и законных интересов истца, в связи с чем, оснований для удовлетворения искового заявления в этой части, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Решил:
Исковое заявление Страховой Ольги Алексеевны к Страхову Сергею Александровичу удовлетворить частично и лишить Страхова Сергея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты> права на:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В удовлетворении искового заявления Страховой Ольги Алексеевны к Страхову Сергею Александровичу о лишении права <данные изъяты> отказать.
Мотивированное решение суда составлено 21 мая 2024 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Новониколаевский районный суд.
Судья: