Решение по делу № 2а-1020/2022 (2а-7380/2021;) от 29.12.2021

Дело №2а-1020/2022

УИД 75RS0001-02-2021-011531-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2022 года                                                                     г. Чита

Центральный районный суд г Чита в составе

председательствующего судьи                         Еремеевой Ю.В.,

при секретаре                                                Голятиной Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства финансов Забайкальского края к судебному приставу - исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю Ермоленко Т.С., Межрайонному отделению судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора, заинтересованное лицо – Ковалева Т.Н.,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство финансов Забайкальского края обратилось в суд с вышеназванным административным иском, указав то, что постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ с Министерства взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением в установленный срок решения Нерчинского районного суда Забайкальского края по делу . Ссылаясь на отсутствие объективной возможности исполнить указанное решение суда по причине отсутствия заявки Министерства здравоохранения Забайкальского края о выделении денежных средств, просит освободить его от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

В порядке подготовки к участию в деле в качестве соответчика привлечено Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, в качестве заинтересованного лица – Ковалева Т.Н..

В настоящее судебное заседание стороны и заинтересованное лицо представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 150 КАС РФ в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 16 КАС РФ ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения, регламентированы федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 2, 4 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одними из принципов исполнительного производства являются: законность; своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 указанной нормы в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Одной из мер ответственности за несвоевременное исполнение решения суда является взыскание исполнительского сбора.

Согласно ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 №225-ФЗ).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного закона).

Часть 6 статьи 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом частью 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.

                Из материалов дела следует, что на основании исполнительного документа, выданного по решению Нерчинского районного суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу о возложении на Министерство финансов Забайкальского края обязанности профинансировать Министерство здравоохранения Забайкальского края на выплату районного коэффициента, начисленного на стимулирующие выплаты по Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и компенсации за нарушение сроков выплаты Ковалевой Т.Н. постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП, должнику предложено в течение 5 суток со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе.

В связи с неисполнением Министерством требований исполнительного документа в добровольном порядке, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем межрайонного отдела по исполнению особо важных ИП УФССП России по Забайкальскому краю было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Как усматривается из содержания указанного постановления, его принятие было вызвано тем, что должником требования исполнительного документа не были исполнены в срок, установленный для добровольного исполнения.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ , Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в области: бюджетных правоотношений, в том числе государственного финансового контроля; налогов и сборов; закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Министерство является финансовым органом Забайкальского края.

Постановлением    Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «О перераспределении бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий, связанных с предотвращением и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, в 2021 году» Правительством Забайкальского края принято решение о перераспределении бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2021 год Министерству финансов Забайкальского края на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов в сумме 44 162 000 руб., Министерству здравоохранения Забайкальского края на реализацию мероприятий, связанных с предотвращением и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, в том числе на реализацию мероприятий Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно указанному постановлению Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ Министерством финансов Забайкальского края бюджетные ассигнования предоставлены Министерству здравоохранения Забайкальского края на мероприятия, связанные с предотвращением и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции в части выплаты районного коэффициента.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на основании заявок Министерства здравоохранения Забайкальского края расходы профинансированы Министерством финансов Забайкальского края на сумму 44 156 211,96 руб. (99,99 процентов), на остаток суммы 5 788,04 руб. заявок не поступало, следовательно, Министерством финансов Забайкальского края исполнительный документ в части финансирования Министерства здравоохранения Забайкальского края на выплаты районного коэффициента, начисленного на стимулирующие выплаты по постановлению Правительства РФ , исполнен в полном объеме.

В целях обеспечения компенсационных выплат за несвоевременную выплату заработной платы (региональной доли районного коэффициента на выплаты) на основании Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗЗК «О внесении изменений в Закон Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» Министерству здравоохранения Забайкальского края увеличены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на сумму 9 391 246,74 рубля. Финансирование данных расходов осуществляется по заявкам Министерства здравоохранения Забайкальского края в установленном порядке. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заявок Министерства здравоохранения Забайкальского края на данные расходы не предоставлено, по мере поступления заявок расходы будут профинансированы Министерством финансов Забайкальского края в полном объеме в плановом текущем порядке до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, Министерством финансов Забайкальского края исполнительный документ в части финансирования Министерства здравоохранения Забайкальского края на компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы исполнен в полном объеме.

В соответствии с действующим бюджетным законодательством, заявки на финансирование Министерства здравоохранения Забайкальского края, направляемые им в Министерство финансов Забайкальского края, имеют установленную унифицированную форму, содержат только заявленную к финансированию сумму с указанием кода бюджетной классификации, который соответствует коду, предусмотренному в законе о краевом бюджете для Министерства здравоохранения Забайкальского края.

Таким образом, исполнение Министерством финансов Забайкальского края исполнительного документа в части непосредственного предоставления выплат конкретному физическому лицу напрямую связано с действиями исполнительного органа государственной власти Забайкальского края (Министерства здравоохранения Забайкальского края), который формирует и определяет потребность в финансировании, осуществляет подачу заявки на финансирование для тех или иных целей, организует выплаты физическим лицам посредством направления средств в подведомственные учреждения, поэтому исполнение исполнительного документа не стоит в прямой зависимости от действий Министерства финансов Забайкальского края.

Возможность финансирования конкретного физического лица, равно как выделение средств краевого бюджета для конкретного лица действующим законодательством не предусмотрена. Контролем по распределению бюджетных ассигнований главным распорядителем бюджетных средств (Министерством здравоохранения Забайкальского края) финансовый орган не наделен.

Доказательств, подтверждающих наличие у административного истца возможности исполнить решение суда в установленный срок, а также того, что должник умышленно или вследствие халатности, небрежности, не должной осмотрительности, необходимые действия для исполнения решения суда не совершил, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у должника отсутствовала объективная невозможность исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в установленный срок, в связи с чем не усматривает его вины в таком неисполнении.

В связи с изложенным суд считает возможным заявленные требования удовлетворить, освободить истца от уплаты исполнительского сбора.

Руководствуясь ст. ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Освободить Министерство финансов Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                             Ю.В. Еремеева

2а-1020/2022 (2а-7380/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство финансов Забайкальского края
Ответчики
МРО по ИОВИП УФССП судебный пристав Ермоленко Т.С.
УФССП России по Забайкальскому краю
Суд
Центральный районный суд г. Чита
Судья
Еремеева Юлия Викторовна
Дело на сайте суда
centr.cht.sudrf.ru
29.12.2021Регистрация административного искового заявления
29.12.2021Передача материалов судье
30.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2022Судебное заседание
25.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2022Дело оформлено
04.03.2022Дело передано в архив
25.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее