Решение по делу № 33-2318/2019 от 15.01.2019

Судья Миронова Т.В. Дело <данные изъяты>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,

судей Гулиной Е.М., Цуркан Л.С.,

при секретаре Вишнякове С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 января 2019 года апелляционную жалобу Государственного учреждения – Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 2 по г. Москве и Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 30 октября 2018 года по делу по иску Ступишина А. Г. к Государственному учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 2 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,

заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

объяснения истца,

УСТАНОВИЛА:

Ступишин А.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 2 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии, обязании включить в специальный стаж периоды работы: в должности начальника участка ССУОМ с 02.10.1989 года по 31.01.1991 года, в должности прораба-начальника участка ССУОМ с 01.02.1991 года по 15.03.1992 года, с 17.06.1992 года по 31.03.1998 года и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 17.05.2018 года.

Считает, что ответчик неправильно исчислил специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда и неправомерно отказал в ее назначении.

Представитель ответчика просил в иске отказать.

Решением Одинцовского городского суда Московской области от 30 октября 2018 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе, ответчик просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Истец в судебном заседании апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменений.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Указанным требованиям решение суда не соответствует.

В соответствии с пп.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не применяемого, в том числе в указанной части, с 01.01.2015 года.

Пункт 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ предусматривает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что истец 17 мая 2018 года Ступишин А.Г. обратился к ответчику за назначением досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 17.07.2018 года № 498 в назначении пенсии Ступишину А.Г. было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа.

При этом в специальный стаж не включены периоды работы: с 02.10.1989 года по 31.01.1991 года в должности начальника участка ССУОМ (цех № 59); с 01.02.1991 года по 15.03.1992 года в должности прораба-начальника участка ССУОМ; с 17.06.1992 года по 31.03.1998 года в должности прораба-начальника участка ССУОМ; с 01.04.1998 года по 03.08.2001 год в должности начальника участка ССУОМ, так как должности «начальник участка» и «прораб-начальник» Списками от 22.08.1956г. и от 26.01.1991г. не предусмотрены.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о включении спорных периодов работы в специальный стаж истца, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в дело доказательствами подтверждается обоснованность требований Ступишина А.Г. о включении в его специальный стаж вышеуказанных спорных периодов его работы с тяжелыми условиями труда, поскольку он выполнял обязанности на должностях, предусмотренных Списком № 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР N 1173 от 22.08.1956 г., Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991 года в течение полного рабочего времени.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.

Согласно Постановлению Правительства РФ N 537 от 18.07.2002 года при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессии, должностей и показателей, с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991 г.

В Списке N 2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991 года, в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», в подразделе б) «Руководители и специалисты», под кодом 2290000б-23419 поименованы мастера строительных и монтажных работ, а под кодом 2290000б-24441 производители работ.

В силу Постановления Правительства РФ N 239 от 24.04.2003 года «О внесении изменений в пункт 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года N 537», время выполнявшихся до 01.01.1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173 (с последующими изменениями), засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными вышеуказанным Списком.

В Списке N 2, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР N 1173 от 22.08.1956 года, в разделе XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций», в подразделе б «Инженерно-технические работники» поименованы мастера, (десятники) и прорабы.

Согласно п. 4 правил №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом, соответствии с п. 5 Разъяснения Минтруда России от 22.05.1996г. №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготную пенсию» под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени.

Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 года N 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в п. 5 которого предусмотрено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.

В соответствии с п. 3 раздела I Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 258н от 31.03.2011 года, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями.

В соответствии с п. 4 раздела II указанного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Льготная справка, уточняющая характер и условия труда в спорный период, в пенсионный орган при обращении с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцом не представлялась и не представлена такая справка в суд при рассмотрении дела.

В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Аналогичное положение закреплено в п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года N 555.

Из представленной выписки из «наблюдательных» дел ОАО «Тверское КПД», ОАО «Тверской ДСК» от 19.06.2018 года усматривается, что неоднократно проводились документальные проверки на возможность учета периодов «мастеров» и «прорабов» в структурных подразделениях выше названных организаций в специальный стаж. При проведении таких проверок, как правило, документально подтверждается, что в структурных подразделениях организаций также проводились отделочные (облицовочные, штукатурные, окрасочные и др.) работы по новь построенных жилых домах и объектах соцкультбыта. В штатных расписаниях и первичных документах организации до 1998 года значатся должности «прораб» и «мастер», далее – «производитель работ» и «мастер строительных и монтажных работ».

Согласно справке № 2532-2533 от 17.05.2018 года по документам ТЦДНИ установлено, что Ступишин А.Г., 1961 года рождения, был принят в Калининское проектно-строительное объединение крупнопанельного домостроения - /с 01.01.1991 г./ Тверское арендное проектно- строительное объединение крупнопанельного домостроения (Договор с ТСО «Тверьстрой» от 27.12.1990 г.) - /с 02.06.1992 г./ Акционерное общество открытого типа «Тверское крупнопанельное домостроение» (АООТ «Тверское КПД») (Постановление № 139 от 02.06.1992 г. Администрации Заволжского района г. Твери) - /с 04.06.1997 г./ Открытое акционерное общество «Тверское крупнопанельное домостроение» (ОАО «ТКПД») (Решение общего собрания акционеров от 04.06.1997 г.), Строительно-монтажное управление № 27 (СМУ-27), мастером (таб. 9515)с 20.01.1988 г. (Приказ № 26/ок от 29.01.1988 г.).

С 02.10.1989 года Ступишин А.Г. переведен на Самостоятельный специализированный участок отделочных материалов (ССУОМ) (цех № 59) начальником участка (Приказ № 292-ок от 10.10.1989 г.).

С 01.02.1991 года Ступишин А.Г. переведен на должность прораба-начальника участка ССУОМ (Приказ № 28/ок от 04.02.1991 г.).

С 16.03.1992 года по 16.06.1992 года Ступишин А.Г. командирован для стажировки в г. Оснабрюк (Приказ № 128 от 19.03.1992 г.).

С 01.04.1998 года Ступишин А.Г. переведен на должность начальника участка ССУОМ (Приказ № 53 от 12.03.1998 г.).

Выводы суда первой инстанции о тождественности должностей «прораб – начальник участка», «начальник участка» с должностью «прораб» судебная коллегия находит необоснованными, поскольку такого тождества, исходя из представленных в материалы дела документов, судом установлено не было, более того, указанные должности, поскольку согласно ЕТКС прораб и начальник участка это разные должности со своими квалификационными требованиями и должностными обязанностями.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о невозможности включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, периода работы истца в должности начальника участка ССУОМ с 02.10.1989 года по 31.01.1991 года, в должности прораба-начальника участка ССУОМ с 01.02.1991 года по 15.03.1992 года, с 17.06.1992 года по 31.03.1998 года, поскольку справка, подтверждающая льготный характер труда, с учетом занятости на выполняемых работах, со ссылкой на Список, раздел и подраздел вида производства, а также на профессию работника в этом производстве истцом не представлена, следовательно, спорные периоды работы Ступишина А.Г. не могут быть включены в подсчет стажа истца.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований в части включения в страховой стаж Ступишина А.Г. периодов работы в должности начальника участка ССУОМ с 02.10.1989 года по 31.01.1991 год, в должности прораба-начальника участка ССУОМ с 01.02.1991 года по 15.03.1992 год, с 17.06.1992 года по 31.03.1998 год и назначении страховой пенсии по старости, в связи с чем, постановленное решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Одинцовского городского суда Московской области от 30 октября 2018 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Ступишина А. Г. к Государственному учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 2 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решение об отказе во включении в специальный стаж периодов работы в должности начальника участка ССУОМ с 02.10.1989 года по 31.01.1991 год, в должности прораба-начальника участка ССУОМ с 01.02.1991 года по 15.03.1992 год, с 17.06.1992 года по 31.03.1998 год, назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в специальный стаж периоды работы с 02.10.1989 года по 31.01.1991 год, с 01.02.1991 года по 15.03.1992 год, с 17.06.1992 года по 31.03.1998 год, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 17.05.2018 года отказать.

Апелляционную жалобу Государственного учреждения – Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 2 по г. Москве и Московской области удовлетворить.

Председательствующий

Судьи

33-2318/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Ступишин А.Г.
Ответчики
ГУ-ГУ ПФР № 2 по г. Москва и Московской области
Суд
Московский областной суд
Судья
Цуркан Л.С.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
21.01.2019Судебное заседание
15.01.2019[Гр.] Судебное заседание
21.02.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2019[Гр.] Передано в экспедицию
21.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее