Решение по делу № 2-1411/2018 от 03.10.2018

Дело № 2-1411/2018

УИД: 24RS0059-01-2018-001576-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 октября 2018 года п. Шушенское

Шушенский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Кононова С.С.

с участием помощника прокурора Шушенского района Епифанова С.С.

при секретаре Черемных Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шушенского района в интересах Юшкова Н.М. к Районному муниципальному казенному учреждению «Технологический центр учреждений культуры» (далее – РМКУ «Технологический центр учреждений культуры») о взыскании недоначисленной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шушенского района Красноярского края в интересах Юшковой Н.М. обратился в суд с иском к РМКУ «Технологический центр учреждений культуры» о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01 сентября 2017 года по 31 августа 2018 года в размере 21639,27 рублей.

Требования мотивированы тем, что Юшкова Н.М. работает в РМКУ «Технологический центр учреждений культуры» в должности уборщицы. Полагает, что в спорный период заработная плата Юшковой Н.М. начислялась с нарушением норм действующего законодательства, поскольку районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях включались работодателем в величину МРОТ, установленного Региональным соглашением от 23.12.2016 г., а с января 2018г. в размер минимальной заработной платы.

В судебном заседании помощник прокурора Шушенского района Епифанов С.С. поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

Материальный истец Юшкова Н.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без её участия. +-

Представитель ответчика РМКУ «Технологический центр учреждений культуры» в лице Автушко Н.В. ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзыве на заявление указали, что в исковых требованиях прокурора к РМКУ«Технологический центр учреждений культуры» надлежит отказать частично, обосновывая тем, что размер выплачиваемой заявителю работодателем ежемесячной заработной платы до 07.12.2017 года отвечал требованиям ч. 3 ст. 133, ч. 1, 4 ст. 133.1 ТК РФ, в связи с чем, взысканию подлежит сумма, исчисляемая с 08.12.2017 года по 31.07.2018 года в размере 18582,51 руб.

С учетом изложенного, и положений ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, дав правовую оценку установленным по делу юридически значимым обстоятельства в их взаимосвязи с нормами закона, регулирующих спорные правоотношения, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.

Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.

При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. №1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. №1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. №162-О-О и от 25 февраля 2013 г. №327-О).

Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

С момента провозглашения вышеуказанного Постановления КС РФ статья 129 и часть третья статьи 133 Трудового кодекса РФ действуют в том конституционно-правовом смысле, который выявлен КС РФ.

В силу п. 12 ст. 75 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса и применительно к конкретным правоотношениям может быть определен порядок его вступления в силу, а также порядок, сроки и особенности исполнения.

В случае, когда в решении Конституционного Суда РФ порядок вступления в силу, сроки и особенности его исполнения специально не оговорены, действует общий порядок, предусмотренный названным Федеральным конституционным законом.

Конституционный Суд РФ специально не оговаривал порядок вступления в силу и сроки исполнения Постановления от 7 декабря 2017 г. № 38-П, а потому в соответствии с частью первой статьи 79 названного Федерального конституционного закона, оно вступило в силу с момента провозглашения. Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте РФ) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В то же время, если по состоянию на 7 декабря 2017 года в производстве судов общей юрисдикции находились дела по требованиям лиц, не являвшихся заявителями в деле о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса РФ, об исчислении заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентных надбавок и решения судов первой инстанции по ним не были вынесены или не вступили в силу на эту дату, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения Постановления Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017г. №38-П в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом Постановлении, недопустим в силу правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2012 г. № 25-П, а соответствующие судебные решения подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий (Определение Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2018 г. № 252-О-Р).

Таким образом, выявленный в Постановлении Конституционного Суда РФ 07 декабря 2017 г. № 38-П конституционно-правовой смысл вышеуказанных положений трудового законодательства является обязательным и при рассмотрении трудовых споров применительно к периодам до 07.12.2017 года.

Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 г. № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере 1,30.

На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.

Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере 1,30 применяется и на территории Шушенского района, относящегося к южным районам Красноярского края.

Разрешая возникший трудовой спор, суд исходит из того, что районный коэффициент и процентная надбавка за особые климатические условия должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования установлен с 01.07.2016 года в размере 7500 рублей (ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ), с 01.07.2017 года в размере 7800 рублей (ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 460-ФЗ), с 01.01.2018 года в размере 9489 рублей (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 N 421-ФЗ); с 01.05.2018 года в размере 11163 рубля (ст.1 Федерального закона от 07.03.2018 №41-ФЗ).

В судебном заседании установлено, чтоЮшкова Н.М. работает по внешнему совместительству в РМКУ «Технологический центр учреждений культуры» в должности уборщицы на 0,5 ставки.

С учётом районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях минимальная заработная плата работникам, занятых трудом на территории Шушенского района Красноярского края, гарантированная государством, при полной отработке нормы рабочего времени, должна быть начислена в сумме не менее 12 000 рублей в месяц с 01.03.2017 года по 30.06.2017 года (7500 х 1,6), не менее 12 480 рублей в месяц с 01.07.2017 года по 31.12.2017 года, (7800 х 1,6), не менее 15 182,40 рублей с 01.01.2018 года (9489 х 1,6 не менее 17860,80 рублей с 01.05.2018 года (11163х1,6), по каждой занимаемой должности, исходя из полной тарифной ставки,

Из представленных документов видно, что заработная плата материальному истцу за спорный период начислена и выплачена не в полном объеме, работодателем при начислении заработной платы допущено нарушение трудовых прав истца на получение заработной платы в соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства.

Согласно представленному в суд расчету размер недоначисленной РМКУ «Технологический центр учреждений культуры» заработной платы Юшковой Н.М. с учетом отработанного работником времени, тарифной ставки, за период с 01 сентября 2017 года по 31 августа 2018 года составляет 21639,27 рублей.

Данные, содержащиеся в расчете, подтверждаются сведениями из расчетных листков работника за 2017-2018 годы, в котором указаны количество отработанного времени, начисление заработной платы работнику с разбивкой на составные части, и произведенные из неё удержания.

Доводы представителя ответчиков о необходимости применения норм трудового законодательства в конституционно-правовом смысле, выявленном в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, с даты его принятия – то есть с 08.12.2017 года, отклоняются судом, как основанные на ошибочном толковании закона, поскольку статьи 129, 133 ТК РФ каких-либо изменений после принятия указанного Постановления не претерпели, а их применение в ином смысле, расходящемся с приведенным толкованием Конституционного Суда РФ, исключается.

Таким образом, с РМКУ «Технологический центр учреждений культуры» подлежит взысканию в пользу работника недоначисленная заработная плата за период с 01 сентября 2017 года по 31 августа 2018 года в размере 21639,27 рублей.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты государственной пошлины. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

С учетом изложенного, с РМКУ «Технологический центр учреждений культуры» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 849,20 рублей,

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Шушенского района удовлетворить.

Взыскать с Районного муниципального казенного учреждения «Технологический центр учреждений культуры» в пользу Юшкова Н.М. сумму недоначисленной заработной платы за период с 01 сентября 2017 года по 31 августа 2018 года в размере 21639,27 рублей, и в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 849,20 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месячного срока со дня изготовления мотивированного решения суда, через Шушенский районный суд Красноярского края.

Председательствующий С.С. Кононов

Решение в окончательной форме изготовлено 24 октября 2018 года.

Решение на 25.10.2018 не вступило в законную силу.

2-1411/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Шушенского района
Юшкова Н.М.
Юшкова Наталья Михайловна
Ответчики
РМКУ "Технологический центр учреждения культуры"
Суд
Шушенский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
shush.krk.sudrf.ru
03.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.10.2018Передача материалов судье
05.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2018Подготовка дела (собеседование)
08.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2018Судебное заседание
24.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2020Передача материалов судье
12.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2020Дело оформлено
12.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее