Судья Ветрова С.В. | Дело № 33-1668/2023УИД 44RS0001-01-2023-000434-84 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«26» июля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Коровкиной Ю.В., Ворониной М.В.,
при секретаре Патемкиной Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя департамента здравоохранения Костромской области Пановой Ю.В. на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 21 марта 2023 года, которым исковые требования прокурора Островского района Костромской области удовлетворены. На департамент здравоохранения Костромской области возложена обязанность организовать обеспечение Шаровой И.С, тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови по медицинским показаниям в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Ворониной М.В., выслушав объяснения представителя департамента здравоохранения Костромской области Пекишева П.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Островского района Костромской области, действуя в интересах Шаровой И.С., обратился в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивировал тем, что прокуратурой Островского района проведена проверка по факту обращения Шаровой И.С. по вопросу надлежащего обеспечения льготными средствами диагностики – тест-полосками для определения сахара в крови. При этом в ходе проверки установлено, что Шарова И.С. состоит на диспансерном учете <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты> и ей рекомендован контроль глюкозы в крови ежедневно. С учетом данного заболевания Шаровой И.С. необходимо 90 тест-полосок ДД.ММ.ГГГГ. Однако Шарова И.С. тест-полосками для проведения диагностики caxара в крови не обеспечивается, тест-полоски приобретаются ей за счет личных денежных средств. В этой связи просил суд обязать ответчика организовать обеспечение Шаровой И.С. средствами диагностики - тест-полосками для определения сахара в крови по медицинским показаниям в полном объеме.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель департамента здравоохранения Костромской области Панова Ю.В. просит решение суда отменить, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указала на то, что исходя из перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, при заболевании <данные изъяты> пациенту выдаются бесплатно в том числе средства диагностики. Однако тест-полоски не является средством диагностики, а относится к расходным материалам, что следует из п. 3.21 ГОСТ Р 58451-2019, ГОСТ Р 8.891-2015, приказов Росстата от 30 июля 2021 № 458 и от 29 июля 2022 № 534. Указала и на то, что ни стандартом медицинской помощи взрослым при <данные изъяты>, утвержденным приказом Минздрава России от 01 октября 2020 № 1053н, ни клиническими рекомендациями «<данные изъяты>» не предусмотрено льготное обеспечение тест-полосками. Кроме того, указала и на то, что в материалах дела отсутствует решение врачебной комиссии о назначении Шаровой И.С. тест-полосок.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Островского района Краснов А.В. решение просил оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель департамента здравоохранения Костромской области Пекишев П.В. поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям.
Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шарова И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете у <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты> (л.д. 8).
В этой связи ей рекомендован контроль уровня глюкозы в крови <данные изъяты>
ОГБУЗ «<данные изъяты>» в адрес департамента здравоохранения Костромской области направлена заявка на тест-полоски к глюкометру <данные изъяты> для обеспечения льготных категорий граждан в 2023 году (л.д. 22 об.).
Однако Шарова И.С. не обеспечена тест-полосками для определения содержания сахара в крови, в связи с чем вынуждена приобретать тест-полоски за счет собственных средств, что и послужило основанием для обращения в суд с иском.
Разрешая возникший спор, суд, проанализировав положения Конституции Российской Федерации, ФЗ от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2021 год и на плановый 2022 и 2023 года, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 29 декабря 2020 № 648-а, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по организации обеспечения Шаровой И.С. тест-полосками для определения содержания сахара в крови по медицинским показаниям в полном объеме.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу ст. 4 названного закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 715 утверждён перечень социально значимых заболеваний, включающий, в том числе, сахарный диабет.
Данное заболевание поименовано и в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2018 г. № 3053-р, включены: иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы к инсулиновой помпе (набор для введения инсулина амбулаторный); резервуары к инсулиновой помпе (резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы).
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. № 2497 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (далее - Программа).
Разделом V Программы определено, что за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
В соответствии с разделом VIII Программы территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Аналогичные положения содержались в «Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2021 года № 2505.
На основании вышеприведенных правовых норм, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о праве Шаровой И.С. на бесплатное обеспечение тест-полосками для определения содержания сахара в крови.
Ссылка в жалобе на то, что тест-полоски к глюкометру не входят в перечень для обеспечения пациентов по программе льготного лекарственного обеспечения, противоречит положениям вышеприведенного распоряжения Правительства РФ от 31 декабря 2018 г. № 3053-р, которым утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
В этот Перечень включены тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.
Доводы ответчика о том, что в силу приведенных в жалобе требований ГОСТ тест-полоски не являются средствами диагностики, а являются расходным материалом к ним, в силу чего иск удовлетворен быть не мог, подлежат отклонению, поскольку требования приведенного в жалобе «ГОСТ Р 58451-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения» применяются для проведения технического обслуживания (ТО) медицинских изделий (МИ) и никакого отношения к рассматриваемому спору не имеет.
Не имеет отношение в спору и указанный в жалобе «ГОСТ Р 8.891-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Измерительные и индикаторные биохимические тест-системы. Технические и метрологические требования. Основные положения», поскольку он устанавливает технические и метрологические требования к биохимическим тест-системам, применяемым при биохимическом анализе содержания компонентов в растворах или в биологических жидкостях и тканях, и предназначен для применения разработчиками и пользователями измерительных и индикаторных тест-систем.
Приведенная департаментом ссылка на приказы Росстата от 30 июля 2021 года № 458 и от 29 июля 2022 года № 534 также не могут повлечь отмену решения, поскольку указанные приказы устанавливают формы федерального статистического наблюдения в области внутренней и внешней торговли.
Ссылка ответчика в подтверждение своих доводов на Стандарты медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа, а также на клинические рекомендации «Сахарный диабет 1 типа» также несостоятельна, поскольку указанные стандарт и рекомендации применимы при диабете 1 типа, тогда как истцу диагностирован диабет 2 типа.
При этом Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 декабря 2007 года № 748 определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру при диабете любой стадии.
Несостоятельны и доводы жалобы о невозможности обеспечения Шаровой И.С. тест-полосками ввиду отсутствия соответствующего заключения врачебной комиссии, поскольку в силу вышеуказанного постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 обеспечение средствами диагностики лиц, страдающих <данные изъяты>, осуществляется на бесплатной основе на основании рецепта врача, в связи с чем заключение врачебной комиссии для этого не требуется.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 21 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя департамента здравоохранения Костромской области Пановой Ю.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трёх месяцев с момента вынесения во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение в окончательном виде изготовлено 31 июля 2023 года.