Решение по делу № 2-476/2018 от 28.08.2018

Дело № 2-476/2018

29RS0003-01-2018-000665-65    

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 октября 2018 года с. Ильинско - Подомское

Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Якимова В.Н.,    

при секретаре Пузыревой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Ильинско-Подомское гражданское дело по иску Аникиева А. В. к администрации муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» о признании отсутствующей записи об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду и о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

Аникиев А.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования (далее - МО) «Вилегодский муниципальный район» о признании отсутствующей записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРП) об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду и о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование иска указал, что постановлением главы МО «Ильинское» от 03 сентября 2012 года Аникиеву А.В. была предоставлена <адрес> в <адрес> в качестве служебного жилья. 14 сентября 2012 года между истцом и администрацией МО «Ильинское» был заключен договор найма специализированного (служебного) жилого помещения. На момент предоставления жилого помещения по договору от 14 сентября 2012 года квартира не была отнесена к специализированному жилищному фонду, поскольку отсутствовало решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Такое решение было принято 20 апреля 2018 года и тогда же внесена соответствующая запись в ЕГРП. Считает, что такое отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду противоречит закону, а именно положению о специализированном жилищном фонде МО «Ильиское», так как на момент принятия решения спорная квартира не соответствовала критериям вышеуказанного положения. В связи с чем запись в ЕГРП о наличии у квартиры статуса специализированного жилищного фонда подлежит признанию отсутствующей. Поэтому спорная квартира не является служебной и не могла быть предоставлена в качестве таковой, а между истцом и ответчиком фактически сложились отношения, вытекающие из договора социального найма. 23 марта 2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о переоформлении договора найма жилого помещения, либо получения разрешения на приватизацию жилого помещения, однако в приватизации жилья или переоформлении договора найма ему было отказано. Просит признать отсутствующей запись в ЕГРП о статусе спорного жилого помещения в качестве служебного жилья и признать за истцом право собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации.

Определением суда от 09 октября 2018 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по предмету спора (далее - третье лицо) была привлечена администрация МО «Ильинское».

Истец Аникиев А.В., в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям и просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что спорное служебное жилое помещение было предоставлено ему как участковому уполномоченному полиции, проработавшему в сельской местности не менее 6 месяцев. Постановление администрации МО «Ильинское» о предоставлении ему служебного жилого помещения он не оспаривал.

Представитель ответчика администрации МО «Вилегодский муниципальный район» Шевелева И.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласилась и просила в их в удовлетворении отказать, считая, что спорное жилое помещение в установленном законом порядке было включено в специализированный жилищный фонд муниципального образования «Ильинское». Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательством не предусмотрено. Истец не стоит в списке граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма и не относится к категории лиц, которым в соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляется жилое помещение по договору социального найма. Решений о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма с истцом ни администрацией МО «Ильинское» ни администрацией МО «Вилегодский муниципальный район» не принималось. Спорное жилое помещение было предоставлено истцу во временное пользование как служебное на период трудовых отношений и поэтому оно (жилье) могло быть предоставлено только по договору найма служебного жилого помещения. Обстоятельства того, что запись о внесении спорного жилого помещения в ЕГРП была произведена 20 апреля 2018 года, не свидетельствует, что данное жилое помещение не имело статус служебного. Также считает, что решение вопроса о приватизации служебной квартиры является исключительным правом собственника данного жилого помещения и не допускается его понуждение в судебном порядке к принудительному предоставлению жилого помещения в собственность жильца в порядке приватизации.

Третье лицо - администрация МО «Ильинское», извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по делу, в судебное заседание своего представителя не направила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала, своего отношения по иску не выразила.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) по определению суда, которое внесено в протокол судебного заседания, дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив их в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.

Порядок предоставления указанного жилого помещения сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, регламентирован в ст. 9 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 9 указанного Закона территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставляет сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, и совместно проживающим с ним членам его семьи жилое помещение специализированного жилищного фонда в течение шести месяцев со дня вступления в указанную должность.

В силу ч. 2 указанной статьи в случае отсутствия на территории муниципального образования жилого помещения, указанного в части 1 настоящей статьи, сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающим с ним членам его семьи орган местного самоуправления предоставляет жилое помещение муниципального жилищного фонда.

Согласно положениям ч. 1 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов; специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (ч. 3 ст. 19 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст.104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде, в том числе, отдельной квартиры. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июня 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 года N 42.

Названные Правила также предусматривают, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда (пункт 15).

Согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Решением Совета депутатов Второго созыва МО «Ильинское» от 16 апреля 2010 года № 21 утверждено Положения о специализированном жилищном фонде МО «Ильинское» (далее по тексту - Положение).

Согласно п. 1.4 Положения в специализированный жилищный фонд МО «Ильинское» могут быть включены: жилые помещения, специально построенные (реконструированные) для этих целей за счет средств местного бюджета; жилые помещения (квартиры) во вновь вводимых в эксплуатацию многоквартирных домах, построенных (реконструированных) за счет бюджетных средств; жилые помещения (квартиры) муниципального жилищного фонда МО «Ильинское», освобождаемые в связи с выбытием граждан или перешедшие в собственность МО «Ильинское» в установленном законодательством порядке; иные жилые помещения, пригодные для указанных целей.

Пунктом 1.5 Положения установлено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда МО «Ильинское» относятся:

- служебные жилые помещения;

- жилые помещения маневренного фонда;

- жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения.

Согласно п. «в» п. 4.3 Положения гражданам проходящим службу в должности участковых уполномоченных ОВД по Вилегодскому району предоставляются служебные жилые помещения специализированного жилищного фонда.

В соответствии с постановлением главы МО «Ильинское» от 03 сентября 2012 года № 150 «О предоставлении служебного жилого помещения» Аникиеву А.В. участковому уполномоченному полиции отделения УУП и ПДН отделения полиции по Вилегодскому району Межмуниципального отдела МВД России «Котласский», предоставлено служебное жилое помещение, включенное в специализированный жилищный фонд муниципального образования «Ильинское», расположенное по адресу: <адрес> А, <адрес>.

14 сентября 2012 года между обществом с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное управление», действовавшее от имени собственника жилого помещения МО «Ильинское» и Аникиевым А.В. был заключен договор найма специализированного (служебного) жилого помещения № 03/12.

Согласно п. 1.3 указанного договора в соответствии с п. 3.5. решения Совета депутатов второго созыва МО «Ильинское» от 16 апреля 2010 года № 21 «Об утверждении Положения о специализированном жилищном фонде МО «Ильинское» жилые помещения специализированного жилищного фонда не подлежат приватизации, отчуждению, передаче в аренду, обмену, сдаче в поднаем.

В соответствии с п. 1.4 условия договора распространяются на период трудовых отношений Аникиева А.В.

Решение о предоставлении истцу спорного жилого помещения в качестве служебного на период трудовых отношений с ним принято собственником жилого помещения при наличии оснований для этого, оформлено постановлением главы органа местного самоуправления, с истцом заключен договор найма служебного жилого помещения в соответствии с требованиями Правил.

В соответствии с абз. 3 п. 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. № 42, решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Направление решения об отнесении спорного помещения к специализированному в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, носит уведомительный характер и не является юридически значимым обстоятельством для целей придания или не придания жилому помещению статуса служебного.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости <адрес> находящаяся по адресу: <адрес> А отнесена к служебному жилому помещению.

Анализируя обстоятельства дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что спорная квартира была предоставлена Аникиеву А.В. и членам его семьи для проживания на период службы истца в должности участкового уполномоченного ОВД по Вилегодскому району на основании ст. 99 Жилищного кодекса РФ и распоряжения собственника жилого помещения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных жилых помещений уполномоченным органом не принималось.

Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Между тем, решение о предоставлении Аникиеву А.В. спорной квартиры на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось и таких доказательств истцом не представлено. Напротив, установлено и подтверждается материалами дела, что указанная квартира предоставлена ему как сотруднику полиции во временное пользование на период прохождения службы в определенной должности на основании договора найма служебного помещения.

Письменным ответом от 26 апреля 2018 года администрацией МО «Вилегодский муниципальный район» было отказано Аникиеву А.В. в расторжении договора найма специализированного (служебного) жилого помещения № 03/12 от 14 сентября 2012 года и предоставлении спорного жилого помещения на условиях договора социального найма с дальнейшей его приватизацией.

Положения части второй статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», регулирующие вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, в системе действующего правового регулирования не предполагают установления ни законами субъектов Российской Федерации, ни муниципальными правовыми актами обязанности муниципального образования отчуждать в порядке приватизации в пользу нанимателей служебные жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду, и вместе с тем (при отсутствии потребности в конкретном служебном жилом помещении) не лишает его как собственника муниципального имущества права распоряжаться им по своему усмотрению. При этом общее правило, в силу которого служебные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду и внаем (пункт 1 части 1 и часть 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), применительно к муниципальному жилищному фонду соответствует конституционной природе местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной на выполнение в пределах предоставленных ей полномочий задач, стоящих перед Российской Федерацией как социальным государством, в котором создание условий для достойной жизни человека может обеспечиваться различными средствами и потому не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность, а следовательно, необходимость в регулировании муниципальными правовыми актами прав нанимателей служебных жилых помещений отсутствует (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2012 года № 9-П).

Следовательно, в силу действующего законодательства вопросы передачи в собственность нанимателей служебного жилого помещения в порядке приватизации отнесены исключительно к компетенции собственника, который свободен в реализации принадлежащих ему прав.

Таким образом, из анализа представленных документов, судом установлено, что спорное жилое помещение, отнесенное к специализированному жилищному фонду, предоставлено Аникиеву А.В. в качестве служебного, основания для изменения правового статуса спорного жилого помещения отсутствуют, как отсутствуют и правовые основания для обязания ответчика передать квартиру в собственность в порядке приватизации, в связи с чем суд приходит к выводу, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Аникиеву А. В. к администрации муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» о признании отсутствующей записи об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду и о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Вилегодский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 02 ноября 2018 года.

Председательствующий - подпись.

По состоянию на 06 ноября 2018 года решение не вступило в законную силу.

Судья В.Н. Якимов

Секретарь Н.В. Пузырева

2-476/2018

Категория:
Гражданские
Другие
администрация МО "Ильинское"
Стрежнева Л.Р.
Администрация МО "Вилегодский муниципальный район"
Аникиев А.В.
Суд
Вилегодский районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
vilegsud.arh.sudrf.ru
28.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.08.2018Передача материалов судье
28.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.09.2018Предварительное судебное заседание
09.10.2018Судебное заседание
29.10.2018Судебное заседание
02.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2018Дело оформлено
04.12.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее