Дело №2а-876/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
18 апреля 2018 года г. Белорецк
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Бондаренко С.В.,
при секретаре Султановой Е.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сатрутдиновой Л. Р. к Администрации муниципального района Белорецкий район РБ в лице отдела архитектуры и градостроительства о признании отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка незаконным и обязании выдать градостроительный план земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Сатрутдинова Л.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального района Белорецкий район РБ в лице отдела архитектуры и градостроительства о признании отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка незаконным и обязании выдать градостроительный план земельного участка.
В обоснование заявленных требований указала, что она арендует земельный участок .... Договор аренды земельного участка №..., заключенный между нею и Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ ..., был зарегистрирован в органах Росреестра ..., о чем в отношении данного земельного участка по настоящее время имеется зарегистрированное обременение в виде прав аренды на основании указанного договора.
Границы данного земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в границах участка находится часть нежилого здания, представляющее собой помещение компрессорной (помещение №...), расположенное по адресу: ..., которое находится в ее собственности.
Согласно условий вышеуказанного договора аренды право аренды указанного ею земельного участка установлено на срок с ... по ... задолженности по внесению арендных платежей не имеет.
... она через своего представителя обратилась в Администрацию Белорецкого района с заявлением о выдаче ей градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) в отношении указанного арендованного участка в целях проектирования реконструкции принадлежащего ей помещения, расположенного на нем.
... ответчик ответил на данное обращение немотивированным отказом, пояснив лишь отказ тем, что Министерством земельных и имущественных отношений РБ было подготовлено некое исковое заявление от ....
Она является собственником здания компрессорной, которая находится на территории арендуемого ею земельного участка, предназначенного для целей обслуживания данного объекта недвижимости, как собственник она вправе проводить реконструкцию данного объекта, при этом она планировала возведение складов для хранения компрессорного оборудования. Нормами ГрК РФ предусмотрено предоставление градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство или реконструкцию объекта капительного строительства.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляются по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью предоставления каких-либо документов, за исключением тех, которые необходимы для идентификации обратившегося лица, так как самим ГрК РФ не предусмотрен перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке ГПЗУ, а также основания для отказа в его выдаче. Тем самым, отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка является незаконным и нарушает ее права, поскольку такой отказ препятствует выдаче разрешения на строительство в порядке, предусмотренном ГрК РФ.
Просит признать незаконным отказ Администрации муниципального района Белорецкий район РБ в лице отдела архитектуры и градостроительства в выдаче ей градостроительного плана земельного участка в отношении участка с кадастровым номером №... и обязать административного ответчика в течение 20 рабочих дней с момента вынесения решения суда выдать ей градостроительный план земельного участка.
Административный истец Сатрутдинова Л.Р. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, в заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие при участии ее представителя по доверенности.
Представитель административного истца Чернышова А.А., действующая по доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске. Дополнила, что отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка не был мотивирован со ссылками на нормы действующего законодательства, подача какого-то вымышленного искового заявления с требованием об уменьшении площади земельного участка не является установленным законом основанием для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка. Оспаривает только отказ административного ответчика от ... №..., письмо отдела архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Белорецкий район РБ от ... №... предоставила только для сведения суда. На момент отказа в выдаче ГПЗУ исковое заявление в суд предъявлено не было. Выдача ГПЗУ является муниципальной услугой, которую административный ответчик отказывается предоставить Сатрутдиновой Л.Р. Считает доводы главного архитектора, допрошенного в качестве специалиста, о том, что в выдаче ГПЗУ отказано, т.к. невозможно определить границы земельного участка, не основанными на законе. Местоположение границ земельного участка определяется исходя из сведений в ЕГРП, у Администрации имелась вся информация о границах земельного участка. Просит при вынесении решения учесть решения Верховного Суда РФ, Обзор судебной практики за 2 квартал 2013 года, согласно которым какие-либо документы, кроме идентифицирующих личность заявителя, при обращении с заявлением о выдаче ГПЗУ предоставляться не должны, это не предусмотрено ни одним нормативно-правовым актом. Личность заявителя и границы земельного участка были установлены, наличие спора не является основанием для отказа в выдаче ГПЗУ. Сатрутдинова Л.Р. фактически заинтересована в выдаче ГПЗУ. Просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации муниципального района Белорецкий район РБ Семенова Н.Б., действующая по доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала, суду пояснила, что отказ в выдаче Сатрутдиновой Л.Р. ГПЗУ был обусловлен подачей Администрацией муниципального района Белорецкий район РБ искового заявления к Сатрудиновой Л.Р. об уменьшении площади земельного участка, предоставленного по договору аренды №... от ..., по которому имеется судебное решение не вступившее в законную силу, то есть иск не является вымышленным. Считает, что отказ в выдаче ГПЗУ был вынесен законно, поскольку границы земельного участка могли быть определены только после рассмотрения искового заявления. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Печеркин Е.В., допрошенный в судебном заседании ... в качестве специалиста, суду пояснил, что он является главным архитектором Администрации муниципального района Белорецкий район РБ, Сатрутдиновой Л.Р. было отказано в выдаче ГПЗУ, т.к. нельзя было определить границы земельного участка, было письмо о том, что с истцом хотят расторгнуть договор аренды. КУМС вышел с исковым заявлением об изъятии земельного участка. Считает, что отказ в выдаче ГПЗУ был правомерен, поскольку не установлены границы земельного участка.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч.26 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в соответствии с формой градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 мая 2011 года N 207 и Инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11 августа 2006 года N 93.
В силу предписаний Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (часть 1 статьи 7); стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия (пункт 6 статьи 14).
Согласно ч.1 ст.57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В соответствии с ч.2 ст.57.3 Градостроительного кодекса РФ источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно ч.5 ст.57.3 Градостроительного кодекса РФ в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр.
В соответствии с ч.6 ст.57.3 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В письме Минстроя России от 05.06.2015 года № 17433-ЮР/09 «О неправомерных требованиях о предоставлении различных документов для целей выдачи градостроительных планов земельных участков» со ссылкой на п.2 ст.2, ч.1 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», нормы Градостроительного кодекса РФ разъяснено, что Градостроительным кодексом РФ не предусмотрен перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке ГПЗУ, а также основания для отказа в выдаче ГПЗУ. Кроме того, неправомерность требования дополнительных документов при выдаче ГПЗУ обосновывается сложившейся судебной практикой, в соответствии с которой ГПЗУ не является документом, устанавливающим какие-либо права и ограничения в отношении земельного участка и объектов капитального строительства, расположенных на нем, а является исключительно информационным документом.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ... Сатрутдинова Л.Р. является собственником компрессорной, назначение: промышленное – ...
Согласно кадастрового паспорта земельного участка, расположенного по адресу: ..., также имеются особые отметки об изменении площади в связи с произведенной инвентаризацией и уточнением границ земельного участка с ... кв.м. на ... кв.м.
Из договора аренды земельного участка №... от ..., заключенного между Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Белорецкому району и г.Белорецку и Сатрутдиновой Л.Р., следует, что Сатрутдиновой Л.Р. предоставлен в аренду земельный участок ..., для использования в целях обслуживания и эксплуатации компрессорной, в границах, указанных в кадастровом паспорте (плане) участка, прилагаемого к договору и являющейся его неотъемлемой частью, срок действия договора установлен с ... по ....
... составлен акт приема-передачи указанного земельного участка арендатору Сатрутдиновой Л.Р.
Вышеуказанный договор аренды земельного участка от ... до настоящего времени не расторгнут, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании, следовательно, Сатрутдинова Л.Р. как правообладатель данного земельного участка вправе была обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.
... Сатрутдиновой Л.Р. подано заявление в Белорецкую межрайонную прокуратуру о проведении проверки по факту чинения третьими лицами препятствий в использовании арендуемого земельного участка путем возведения глухого забора со стороны ....
... Сатрутдиновой Л.Р. подано заявление в Прокуратуру РБ о проведении проверки по факту чинения третьими лицами препятствий в использовании арендуемого земельного участка путем возведения глухого забора со стороны улицы ... и обязании Администрации устранить несанкционированную свалку на смежном участке.
... за исх. №... отделом архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Белорецкий район РБ в адрес Сатрутдиновой Л.Р. был направлен ответ на ее обращение о том, что выдача ГПЗУ приостановлена в связи с подготовкой КУС МЗИЩ РБ по Белорецкому району и г.Белорецку об уменьшении площади арендованного земельного участка.
Как установлено в судебном заседании и не отрицалось сторонами ... Сатрутдинова Л.Р. обратилась в Администрацию муниципального района Белорецкий район РБ с заявлением о предоставлении градостроительного плана земельного участка на проектирование и реконструкцию нежилого здания под производство 92-х этажное шлакоблочное производственное здание) по адресу: ...
На указанное обращение Сатрутдиновой Л.Р. структурным подразделением административного ответчика - отделом архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Белорецкий район РБ дан ответ за исх. №... от ... о том, что в выдаче градостроительного плана земельного участка ей отказано по причине того, что в настоящее время КУС МЗИЩ РБ по Белорецкому району и г.Белорецку подготовил исковое заявление от ... за №... для обращения в суд по уменьшению площади арендованного земельного участка. На основании вышеизложенного невозможно определить границы земельного участка, которые будут предоставлены в процессе судебного разбирательства и соответственно правообладателя земельного участка.
Решением Белорецкого межрайонного суда от ... в удовлетворении исковых требований Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан к Сатрудиновой Л.Р. об уменьшении площади земельного участка, предоставленного по договору аренды №... от ..., обязании заключить дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка в части уменьшения площади земельного участка, отказано. Указанное решение на день рассмотрения настоящего административного дела в законную силу не вступило.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что отказ административного ответчика в выдаче истцу градостроительного плана земельного участка от ... был мотивирован только невозможностью определить границы земельного участка в связи с подачей искового заявления об уменьшении границ арендуемого истцом земельного участка. Иных оснований отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, в том числе со ссылкой на нормы действующего законодательства, в письме отдела архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Белорецкий район РБ исх. №... от ... об отказе Сатрутдиновой Л.Р. в выдаче ГПЗУ не указано.
Положения Градостроительного кодекса РФ не предоставляют уполномоченному муниципальному органу права отказывать собственнику, пользователю либо иному заинтересованному лицу в выдаче градостроительного плана.
Кроме того, нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность лица обосновать цель истребования градостроительного плана, а также предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица; сам по себе градостроительный план не является правоустанавливающим документом и носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка.
Администрация муниципального района Белорецкий район РБ вопреки требованиям ст.62 КАС РФ не представила доказательств невозможности выдачи градостроительного плана земельного участка по имеющимся границам земельного участка, зафиксированных в государственном кадастре недвижимости, сведений об изменении границ земельного участка в установленном законом порядке суду не предоставлено.
Подача искового заявления в суд об уменьшении площади арендованного земельного участка не является законным основанием для отказа в оказании соответствующей государственной услуги, в связи с чем, суд считает, что это не влечен за собой невозможность подготовки градостроительного плана земельного участка.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что у администрации не имелось предусмотренных законом оснований для отказа в выдаче Сатрутдиновой Л.Р. испрашиваемого градостроительного плана земельного участка.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Сатрутдиновой Л.Р. о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Административным истцом Сатрутдиновой Л.Р. заявлено производное от основного требование об обязании административного ответчика выдать градостроительный план земельного участка в течение 20 рабочих дней с момента вынесения решения суда.
По общему правилу, установленному ст.187 КАС РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом характера заявленных требований, принципа разумности и соблюдения баланса интересов сторон, суд полагает необходимым предоставить административному ответчику срок для выдачи градостроительного плана земельного участка продолжительностью 1 месяц со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Сатрутдиновой Л. Р. к Администрации муниципального района Белорецкий район РБ в лице отдела архитектуры и градостроительства о признании отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка незаконным и обязании выдать градостроительный план земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации муниципального района Белорецкий район РБ в выдаче Сатрутдиновой Л. Р. градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №....
Обязать Администрацию муниципального района Белорецкий район РБ выдать Сатрутдиновой Л. Р. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №... в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.
Решение в окончательной форме изготовлено ....
Председательствующий судья: С.В. Бондаренко