Решение по делу № 2-1235/2024 от 08.02.2024

дело № 2-1235/2024

УИД - 26RS0003-01-2024-000820-62

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2024 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Шандер Н. В.,

при секретаре судебного заседания Левине Р. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда города Ставрополя гражданское дело по исковому заявлению Гончарова Николая Александровича к администрации города Ставрополя о признании права собственности на земельный участок,

установил:

Гончаров Н.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Ставрополя о признании права собственности на земельный участок в СНТ «Оптрон-2», площадью 560 кв.м, с кадастровым номером .

В обоснование заявленных требований истец указал, что согласно выписке из протокола общего собрания членов СНТ «Оптрон-2» от ДД.ММ.ГГГГ.21 за ним закреплен земельный участок . Он, истец, является членом товарищества, в котором ему принадлежит спорный земельный участок, находящийся в его фактическом пользовании, владении, в связи с чем, им регулярно уплачиваются членские взносы и иные платежи.

Садоводческому товариществу «Оптрон-2» на основании постановления главы администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ был выделен земельный участок для закрепления под садовый участок площадью 38 га. На основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было организовано садоводческое товарищество «Оптрон-2».

Постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ утверждены уточненные границы территории дачного некоммерческого товарищества «Оптрон-2» <адрес>, площадь 382102 кв.м, предоставлен в собственность товариществу земельный участок с кадастровым номером площадью 38826 кв.м, относящийся к имуществу общего пользования ДНТ «Оптрон-2» в <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов. Дороги общего пользования поставлены на кадастровый учет.

В октябре 2023 года истец обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением и документами, необходимыми для предоставления в собственность бесплатно земельного участка в СНТ «Оптрон-2» площадью 560 кв.м, с кадастровым номером .

Уведомлением комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка, в связи с наличием в ЕГРН сведений о правах на данный земельный участок администрации города Ставрополя.

Истец полагает данный отказ незаконным, ссылаясь на то, что спорный земельный участок соответствует условиям, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Кроме того, спорный земельный участок согласно схеме организации и застройки СНТ «Оптрон-2» входит в территорию товарищества.

В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Ставропольскому краю, комитет по управлению муниципальным имущество города Ставрополя.

Истец Гончаров Н.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, реализовав свое право на ведение дела через представителя.

Представитель истца Гончарова Н.А. по доверенности Гончарова Ю.Ю. просила суд рассмотреть дело в отсутствие истца и его представителя.

Представитель ответчика – администрации города Ставрополя, также надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщал, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. Согласно отчету АО «Почта России» об отслеживании отправления с почтовым идентификатором судебное извещение получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

Представители третьих лиц – комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и СНТ «Оптрон-2», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание также не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представив суду письменный отзыв на исковое заявление Гончарова Н.А., согласно которому ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация права собственности муниципального образования – город Ставрополя на спорный земельный участок.

Руководствуясь статьями 167, 233, 234 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующим в деле, в порядке заочного производства, в связи с отсутствием ходатайств об отложении судебного заседания, о чем вынесено определение без удаления в совещательную комнату в порядке части 2 статьи 224 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что занесено в протокол судебного заседания.

Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Таким образом, судебной защите подлежат только нарушенные права.

Способы защиты гражданских прав установлены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, перечень которых не является исчерпывающим. Однако согласно указанной норме, защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом. То есть способ защиты гражданских прав должен быть предусмотрен в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации или в ином законе.

Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации; земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 1 марта 2031 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.

В случае, если указанные в абзацах втором и пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, в аренду или аренду с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. При этом размер арендной платы определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка (ч. 2.7).

В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К этому заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.

В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя); сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (ч. 2.8).

Таким образом, существенное правовое значение для передачи земельного участка в собственность члена садоводческого товарищества бесплатно, с учетом приведенной правовой нормы, имеет установление трех необходимых обстоятельств:

- испрашиваемый гражданином земельный участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

- земельный участок должен быть предоставлен для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014№ 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- гражданин, испрашивающий земельный участок должен являться членом данного некоммерческого объединения и пользоваться этим участком на законных основаниях. При этом гражданин имеет право на приобретение земельного участка независимо от даты вступления в члены указанного объединения.

До вышеуказанных изменений в земельное законодательство особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их объединениям регулировалось статьей 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и данных некоммерческих объединениях граждан», в соответствии с которой в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Существенное правовое значение для передачи земельного участка в собственность члена садоводческого товарищества бесплатно, с учетом приведенной правовой нормы, имеет установление трех необходимых обстоятельств: испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014№ 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» постановлением главы администрации города Ставрополя №1599 от 07.10.1992 поручено городскому комитету по земельной реформы и земельным ресурсам выдать документы на право пользования землей всем предприятиям, организациям, учреждениям, садоводческим товариществам.

Согласно представленной суду архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации садоводческих товариществ на отведенных району землях <адрес>» организовано товарищество «Оптрон-2» с освоением земли площадью 38 га в районе объездной дороги «Северный обход».

Постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ утверждены уточненные границы территории дачного некоммерческого товарищества «Оптрон-2» в Октябрьском районе города Ставрополя площадью 382102 кв.м, товариществу в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером , площадью 38826 кв.м.

Постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ утверждена документация по планировке территории в границах СНТ «Оптрон-2» в кадастровом квартале .

Решением общего собрания членов СНТ «Оптрон-2» от ДД.ММ.ГГГГ Гончарову Н.А. выделен в собственность земельный участок (кадастровый ) площадью 560 кв.м в пределах территории товарищества, что подтверждается выпиской из соответствующего протокола общего собрания членов СНТ «Оптрон-2» от ДД.ММ.ГГГГ.

С момента выделения спорного земельного участка истец использует его по назначению, обрабатывает, оплачивает членские взносы и целевые взносы, участвует в общих собраниях СНТ «Оптрон-2», что стороной ответчика не опровергнуто и что подтверждается справкой СНТ «Оптрон-2», представленной в материалы дела.

Истец Гончаров Н.А. для оформления права собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обратился в администрацию города Ставрополя за предоставлением соответствующей муниципальной услуги.

Согласно решению комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок невозможно предоставить в собственность истца бесплатно, в связи с наличием в ЕГРН сведений о правах на данный земельный участок администрации города Ставрополя.

Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.

На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе: признания права.

Согласно п. 1 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 данного Кодекса.

Как указано выше, во исполнение п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации; земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 годы, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014, для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.

Доказательств тому, что испрашиваемый земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в его предоставленииГончарову Н.А., ответчиком не представлено.

Каких-либо данных о том, что испрашиваемый земельный участок не выделялся истцу, суду не представлено, оснований сомневаться в представленных суду выписке их протокола общего собрания членов СНТ «Оптрон-2» от 10.05.2021, а также справке председателя товарищества у суда не имеется.

Согласно представленной суду выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ- правообладателем земельного участка с кадастровым номером , расположенного в с/т «Оптрон-2», действительно является администрация города Ставрополя.

Вместе с тем, как указано выше, в силу п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до ДД.ММ.ГГГГ члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует совокупности установленных условий.

Учитывая тот факт, что данная совокупность условий в ходе судебного разбирательства установлена, само по себе наличие в ЕГРН сведений о муниципальной собственности не может являться основанием для отказа в его передаче в собственность бесплатно истцу.

При таких обстоятельствах, исходя из фактических обстоятельств дела и приведенных норм закона, суд полагает, что исковые требования Гончарова Н.А. подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса Российской Федерации признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании решения суда осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ч. 1 ст. 58).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 235 Гражданского-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Гончарова Николая Александровича к администрации города Ставрополя (ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901) о признании права собственности на земельный участок - удовлетворить.

Признать за Гончаровым Николаем Александровичем (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделом внутренних дел <адрес>, код подразделения ) право собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 560 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : под сад, расположенный по адресу : местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира : край Ставропольский, <адрес>, <адрес> <адрес>

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений о праве собственности Гончарова Николая Александровича на вышеуказанный объект недвижимого имущества – земельный участок с кадастровым номером .

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение суда составлено 04 апреля 2024 года.

Судья Н. В. Шандер

дело № 2-1235/2024

УИД - 26RS0003-01-2024-000820-62

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2024 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Шандер Н. В.,

при секретаре судебного заседания Левине Р. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда города Ставрополя гражданское дело по исковому заявлению Гончарова Николая Александровича к администрации города Ставрополя о признании права собственности на земельный участок,

установил:

Гончаров Н.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Ставрополя о признании права собственности на земельный участок в СНТ «Оптрон-2», площадью 560 кв.м, с кадастровым номером .

В обоснование заявленных требований истец указал, что согласно выписке из протокола общего собрания членов СНТ «Оптрон-2» от ДД.ММ.ГГГГ.21 за ним закреплен земельный участок . Он, истец, является членом товарищества, в котором ему принадлежит спорный земельный участок, находящийся в его фактическом пользовании, владении, в связи с чем, им регулярно уплачиваются членские взносы и иные платежи.

Садоводческому товариществу «Оптрон-2» на основании постановления главы администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ был выделен земельный участок для закрепления под садовый участок площадью 38 га. На основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было организовано садоводческое товарищество «Оптрон-2».

Постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ утверждены уточненные границы территории дачного некоммерческого товарищества «Оптрон-2» <адрес>, площадь 382102 кв.м, предоставлен в собственность товариществу земельный участок с кадастровым номером площадью 38826 кв.м, относящийся к имуществу общего пользования ДНТ «Оптрон-2» в <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов. Дороги общего пользования поставлены на кадастровый учет.

В октябре 2023 года истец обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением и документами, необходимыми для предоставления в собственность бесплатно земельного участка в СНТ «Оптрон-2» площадью 560 кв.м, с кадастровым номером .

Уведомлением комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка, в связи с наличием в ЕГРН сведений о правах на данный земельный участок администрации города Ставрополя.

Истец полагает данный отказ незаконным, ссылаясь на то, что спорный земельный участок соответствует условиям, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Кроме того, спорный земельный участок согласно схеме организации и застройки СНТ «Оптрон-2» входит в территорию товарищества.

В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Ставропольскому краю, комитет по управлению муниципальным имущество города Ставрополя.

Истец Гончаров Н.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, реализовав свое право на ведение дела через представителя.

Представитель истца Гончарова Н.А. по доверенности Гончарова Ю.Ю. просила суд рассмотреть дело в отсутствие истца и его представителя.

Представитель ответчика – администрации города Ставрополя, также надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщал, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. Согласно отчету АО «Почта России» об отслеживании отправления с почтовым идентификатором судебное извещение получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

Представители третьих лиц – комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и СНТ «Оптрон-2», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание также не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представив суду письменный отзыв на исковое заявление Гончарова Н.А., согласно которому ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация права собственности муниципального образования – город Ставрополя на спорный земельный участок.

Руководствуясь статьями 167, 233, 234 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующим в деле, в порядке заочного производства, в связи с отсутствием ходатайств об отложении судебного заседания, о чем вынесено определение без удаления в совещательную комнату в порядке части 2 статьи 224 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что занесено в протокол судебного заседания.

Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Таким образом, судебной защите подлежат только нарушенные права.

Способы защиты гражданских прав установлены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, перечень которых не является исчерпывающим. Однако согласно указанной норме, защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом. То есть способ защиты гражданских прав должен быть предусмотрен в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации или в ином законе.

Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации; земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 1 марта 2031 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.

В случае, если указанные в абзацах втором и пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, в аренду или аренду с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. При этом размер арендной платы определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка (ч. 2.7).

В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К этому заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.

В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя); сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (ч. 2.8).

Таким образом, существенное правовое значение для передачи земельного участка в собственность члена садоводческого товарищества бесплатно, с учетом приведенной правовой нормы, имеет установление трех необходимых обстоятельств:

- испрашиваемый гражданином земельный участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

- земельный участок должен быть предоставлен для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014№ 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- гражданин, испрашивающий земельный участок должен являться членом данного некоммерческого объединения и пользоваться этим участком на законных основаниях. При этом гражданин имеет право на приобретение земельного участка независимо от даты вступления в члены указанного объединения.

До вышеуказанных изменений в земельное законодательство особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их объединениям регулировалось статьей 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и данных некоммерческих объединениях граждан», в соответствии с которой в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Существенное правовое значение для передачи земельного участка в собственность члена садоводческого товарищества бесплатно, с учетом приведенной правовой нормы, имеет установление трех необходимых обстоятельств: испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014№ 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» постановлением главы администрации города Ставрополя №1599 от 07.10.1992 поручено городскому комитету по земельной реформы и земельным ресурсам выдать документы на право пользования землей всем предприятиям, организациям, учреждениям, садоводческим товариществам.

Согласно представленной суду архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации садоводческих товариществ на отведенных району землях <адрес>» организовано товарищество «Оптрон-2» с освоением земли площадью 38 га в районе объездной дороги «Северный обход».

Постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ утверждены уточненные границы территории дачного некоммерческого товарищества «Оптрон-2» в Октябрьском районе города Ставрополя площадью 382102 кв.м, товариществу в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером , площадью 38826 кв.м.

Постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ утверждена документация по планировке территории в границах СНТ «Оптрон-2» в кадастровом квартале .

Решением общего собрания членов СНТ «Оптрон-2» от ДД.ММ.ГГГГ Гончарову Н.А. выделен в собственность земельный участок (кадастровый ) площадью 560 кв.м в пределах территории товарищества, что подтверждается выпиской из соответствующего протокола общего собрания членов СНТ «Оптрон-2» от ДД.ММ.ГГГГ.

С момента выделения спорного земельного участка истец использует его по назначению, обрабатывает, оплачивает членские взносы и целевые взносы, участвует в общих собраниях СНТ «Оптрон-2», что стороной ответчика не опровергнуто и что подтверждается справкой СНТ «Оптрон-2», представленной в материалы дела.

Истец Гончаров Н.А. для оформления права собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обратился в администрацию города Ставрополя за предоставлением соответствующей муниципальной услуги.

Согласно решению комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок невозможно предоставить в собственность истца бесплатно, в связи с наличием в ЕГРН сведений о правах на данный земельный участок администрации города Ставрополя.

Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.

На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе: признания права.

Согласно п. 1 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 данного Кодекса.

Как указано выше, во исполнение п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации; земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 годы, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014, для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.

Доказательств тому, что испрашиваемый земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в его предоставленииГончарову Н.А., ответчиком не представлено.

Каких-либо данных о том, что испрашиваемый земельный участок не выделялся истцу, суду не представлено, оснований сомневаться в представленных суду выписке их протокола общего собрания членов СНТ «Оптрон-2» от 10.05.2021, а также справке председателя товарищества у суда не имеется.

Согласно представленной суду выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ- правообладателем земельного участка с кадастровым номером , расположенного в с/т «Оптрон-2», действительно является администрация города Ставрополя.

Вместе с тем, как указано выше, в силу п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до ДД.ММ.ГГГГ члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует совокупности установленных условий.

Учитывая тот факт, что данная совокупность условий в ходе судебного разбирательства установлена, само по себе наличие в ЕГРН сведений о муниципальной собственности не может являться основанием для отказа в его передаче в собственность бесплатно истцу.

При таких обстоятельствах, исходя из фактических обстоятельств дела и приведенных норм закона, суд полагает, что исковые требования Гончарова Н.А. подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса Российской Федерации признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании решения суда осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ч. 1 ст. 58).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 235 Гражданского-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Гончарова Николая Александровича к администрации города Ставрополя (ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901) о признании права собственности на земельный участок - удовлетворить.

Признать за Гончаровым Николаем Александровичем (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделом внутренних дел <адрес>, код подразделения ) право собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 560 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : под сад, расположенный по адресу : местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира : край Ставропольский, <адрес>, <адрес> <адрес>

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений о праве собственности Гончарова Николая Александровича на вышеуказанный объект недвижимого имущества – земельный участок с кадастровым номером .

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение суда составлено 04 апреля 2024 года.

Судья Н. В. Шандер

2-1235/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Гончаров Николай Александрович
Ответчики
Администрация г. Ставрополя
Другие
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя
Управление Росреестра по Ставропольскому краю
Гончарова Юлия Юрьевна
СНТ "Оптрон-2"
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Судья
Шандер Наталья Викторовна
Дело на странице суда
oktyabrsky.stv.sudrf.ru
08.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2024Передача материалов судье
09.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.03.2024Предварительное судебное заседание
12.03.2024Предварительное судебное заседание
28.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
24.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее