Решение по делу № 33-5652/2015 от 10.11.2015

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Герасимова Е.В. Дело № 33 – 5652/2015 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 ноября 2015 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе

председательствующего Крамаренко О.А.

судей Поникаровской Н.В., Алферовой Г.П.

при секретаре Лакман Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФСИН РФ на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 01 сентября 2015 года, которым решение Федеральной службы исполнения наказаний РФ от 26 февраля 2015 года об отказе в постановке Коровина В.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты признано незаконным и Федеральная служба исполнения наказаний РФ обязана поставить Коровина В.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 15 ноября 2013 года.

Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., объяснения представителя ФСИН РФ Бычковой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Коровина В.А., просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Коровин В.А. обратился в суд с заявлением, в котором оспаривал отказ ФСИН Российской Федерации в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты.

В обоснование заявленных требований указывал, что с февраля 1998 года является сотрудником ФСИН России, общая продолжительность службы составляет 19 лет.

15 ноября 2013 года он подал в комиссию УФСИН России по Калининградской области заявление о постановке на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 1 человек и его документы были направлены в комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

26 февраля 2015 года решением комиссии ФСИН России ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в виду непредставления им выписки из ЕГРП на сына.

Полагает такой отказ необоснованным, поскольку его сын является совершеннолетним, проживает со своей матерью – бывшей супругой истца, брак с которой расторгнут, и членом его семьи не является, в связи с чем имеющееся у него (сына) жилое помещение учету при определении его права на получение социальной выплаты не подлежит.

Просил признать незаконным решение ФСИН России от 26 февраля 2015 года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязать ФСИН России поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления с 15 ноября 2013 года.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФСИН Российской Федерации, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить как незаконное.

Проверив законность и обоснованность принятого судом решения, судебная коллегия находит его подлежащим отмене.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условиях указанных в п. 3 указанной статьи, в том числе, если сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Коровин В.А. является сотрудником ФСИН России с 1998 года, с 19 марта 1998 года состоит в очереди на получение жилья.

С ДД.ММ.ГГГГ Коровин В.А. зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>, предоставленной по ордеру на основании договора социального найма брату заявителя Д., и имеющей статус служебного жилья. Помимо Коровина В.А. и его брата Д. в служебном жилье зарегистрирована мать В. и дочь нанимателя Е.

Материалами дела действительно подтверждено, что Коровин В.А. жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности или по договору социального найма не имеет, ранее единовременной выплаты на приобретение, строительство жилья не получал.

Между тем установлено и подтверждено материалами дела, что Коровин В.А. с 02 августа 1996 года состоял в браке с Б. и имеется сына Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

В 2005 году, то есть в период брака с Коровиным В.А., Б. и несовершеннолетним в том время Г. в собственность по 1/2 доле была приобретена двухкомнатная квартира, площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: г<адрес>. Б. и Г. были зарегистрированы по указанному адресу по месту жительства до сентября 2014 года. В настоящее время Б. и Г. зарегистрированы в квартире дома по <адрес>.

Несмотря на то, что заявитель Коровин В.А. был зарегистрирован по месту жительства в ином жилом помещении – служебной квартире, предоставленной его брату, супруга Б. и сын Г. были учтены в качестве совместно проживающих членов семьи сотрудника уголовно-исполнительной системы Коровина В.А. состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении, поскольку в заявлении от 13 марта 1998 года названные лица были указаны самим Коровиным В.А. в качестве совместно проживающих с ним членов семьи.

Решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Калининградской области от 05 апреля 2011 года член семьи Коровина В.А. - сын Г., достигший 18 лет, был исключен из списка граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении.

09 июля 2013 года, то есть непосредственно перед подачей Коровиным В.А. заявления о постановке на учет для получения социальной выплаты, комиссией УФСИН России по Калининградской области рассмотрено и удовлетворено заявление Коровина В.А. об исключении из списка лиц, нуждающихся в жилом помещении и члена его семьи, супруги Солдатенко С.В., брак с которой расторгнут 08 июля 2013 года.

В заявлении о постановке его на учет для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, поданном 15 июля 2013 года, Коровин В.А. указывает состав семьи – 1 человек.

Принимая оспариваемое решение и удовлетворяя заявление Коровина В.А., суд первой инстанции исходил из того, что сын заявителя Коровин А.В., достигший совершеннолетний и проживающий отдельно, по смыслу закона не является членом семьи заявителя и наличие у него (сына) прав на какое-либо жилое помещение не имеет правового значения для решения вопроса о постановке на учет Коровина В.А.

В этой связи, как указал суд, отсутствие документов, подтверждающих наличие или отсутствие таких жилых помещений у бывшего члена семьи сотрудника, не может повлечь отказ в постановке на учет.

Судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью таких суждений, поскольку они сделаны без учета всех обстоятельств дела и основаны на неправильном толковании закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 652.

Согласно пункту 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются следующие документы: копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; копия послужного списка сотрудника; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); и ряд других документов, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления, либо заменяющие их документы.

В соответствии с пунктом 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

Устанавливая перечень документов, которые представляются в комиссию, пункт 5 Правил предусматривает, что в заявлении сотрудника указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, что соответствует положениям жилищного законодательства. Данная норма Правил содержит отсылочные положения к правилам регулирования отношений, возникающих между собственником жилого помещения или нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членами его семьи или бывшими членами его семьи, в том числе ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии с ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с отчуждением жилых помещений или их частей, а также с совершением иных действий, в результате которых лицо приобрело право состоять на учете в качестве имеющего право на получение социальной выплаты.

В силу п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2012 N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

В силу п. п. 2, 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По смыслу приведенных выше положений Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а также требований жилищного законодательства в их взаимосвязи при решении вопроса о праве сотрудника на получение социальной выплаты и исключения фактов, свидетельствующих о намеренном ухудшении сотрудником и членами его семьи жилищных условий, проверке подлежит обеспеченность сотрудника и членов его семьи жилым помещением (по договору социального найма или на праве собственности) не только на момент подачи заявления о постановке на учет, но и за последние 5 лет, предшествующих такому обращению.

При таком положении, учитывая, что в пределах пятилетнего срока до дня подачи Коровиным В.А. заявления о предоставлении ему социальной выплаты супруга Б. и сын Г., несмотря на регистрацию по иному месту жительства, были учтены в качестве членов семьи истца, совместно с ним проживающих, имели приобретенную в период брака квартиру и были обеспечены жилым помещением по установленной норме, жилищные условия указанных лиц, в том числе и сына заявителя Г., ставшего собственником этой квартиры в несовершеннолетнем возрасте, подлежали проверке и оценке комиссией ФСИН при решении вопроса о праве истца на предоставление социальной выплаты.

С учетом изложенного сам по себе тот факт, что собственники квартиры – бывшая супруга Коровина В.А. и его сын были исключены из числа членов его семьи, не свидетельствует об отсутствии необходимости проверки их жилищных условий за последние пять лет.

При таком положении, учитывая отсутствие в распоряжении комиссии данных о правах сына заявителя Коровина А.В. на жилые помещения, право Коровина В.А. состоять на учете для предоставления социальной выплаты не могло быть оценено и признано. В этой связи отказ в постановке Коровина В.А. на соответствующий учет является правильным, а его требования - не подлежащими удовлетворению.

Поскольку изложенные выше обстоятельства дела не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора, нормы материально права истолкованы и применены неверно, принятое решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 01 сентября 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым требования Коровина В.А. оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-5652/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Коровин В.А.
Ответчики
УФСИН по Калининградской области
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Поникаровская Наталья Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
25.11.2015Судебное заседание
30.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2015Передано в экспедицию
25.11.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее