Дело №а-5801/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2018 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой А.Г.
при секретаре Солдатове Д.А.
с участием административного истца Гизатуллиной Л.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Гизатуллиной Л.Х. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре об оспаривании решения органа власти,
установил:
Гизатуллина Л.Х. обратилась в Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре об оспаривании решения органа власти, в обоснование иска указав, что решением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 10.05.2017 г. № отказано во включении в реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на основании п.п.4 п.14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 г. № 403 «Об утверждении критериев для отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», поскольку денежные средства заявителя привлечены в нарушение требований, установленных ч.2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ. Указанный отказ является незаконным. 14.09.2013 г. между Саларовым Р.М. и Гизатуллиной Л.Х. заключен предварительный договор, согласно которого должник Саларов Р.М. взял на себя обязательство по передаче участнику строительства двухкомнатной квартиры №, общей проектной площадью 56,6 кв.м, расположенной на 8-м этаже 12-этажного жилого дома <адрес> (строительный адрес). Стоимость квартиры составляет 1 770 000 рублей. Гизатуллиной Л.Х. обязанность по уплате цены договора исполнена. Застройщик обязательства по передаче квартиры не исполнил.
Административный истец просит признать незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 10.05.2017 г. № об отказе Гизатуллиной Л.Х. во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, включить Гизатуллину Л.Х. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, восстановить срок подачи административного искового заявления.
В судебном заседании административный истец Гизатуллина Л.Х. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре на судебное заседание не явился, неявка суду неизвестна, извещены судом надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания.
Заинтересованное лицо Саларов Р.М. извещен судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения административного искового заявления, конверт возвращен с надписью «истек срок хранения».
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав административного истца, изучив материалы административного дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанности по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению либо препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также установление гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В силу ч.7 ст.23 ФЗ от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
На момент вынесения оспариваемого решения действовал приказ Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 года № 403 (далее Приказ № 403) (приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 12.08.2016 г. № 560/пр., вступившего в силу 30 июня 2017 года), которым утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (Приложение № 1) и Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (Приложение № 2).
Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, определяли, в том числе, содержание реестра, порядок включения граждан в реестр, основания для отказа во включении в реестр, порядок предоставления сведений из реестра.
Так, реестр формировался и велся уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (пункт 3 Правил); включение в реестр осуществлялось на основании заявления по установленной форме с приобщением необходимых надлежаще оформленных документов из установленного перечня (пункты 9 и 10 Правил); основаниями для отказа во включении заявителя в реестр являлись: несоответствие его установленным критериям, непредставление всех необходимых документов, введение в эксплуатацию многоквартирного жилого дома и выполнение застройщиком своей обязанности перед заявителем, привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ, а также привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей (пункт 14 Правил).
В соответствии пунктом 4 Правил включению в реестр подлежали граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Приложения № 1 к Приказу № 403.
Согласно Критериям основанием для отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являлись следующие обстоятельства: просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены); признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов; ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации (подпункты 3, 6, 9 пункта 2 Критериев).
Из материалов дела следует и установлено судом, что 14 сентября 2013 года между Саларовым Р.М. и Гизатуллиной Л.Х. заключен договор займа № б/н, согласно которому займодавец передает в собственность заемщику беспроцентный заем в сумме 1 770 000 рублей для покупки двухкомнатной квартиры № (условный номер) в строящемся жилом доме <адрес> (строительный адрес), этаж 8, общей проектной площадью 56,6 кв.м Передача суммы займа 1 770 000 рублей подтверждается подписанием настоящего договора.
Между тем, договор долевого участия не заключен, никаких действий к заключению договора, возврату денег должником не принималось. Постановлением следователя СУ Управления МВД России по г. Стерлитамаку от 23 января 2018 года Гизатуллина Л.Х. признана потерпевшей по уголовному делу.
Таким образом, Гизатуллина Л.Х. отвечает требованиям пункта 2 Критериев (Приложение № 1 к Приказу № 403).
Гизатуллина Л.Х. обратилась в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
10 мая 2017 года решением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре № Гизатуллиной Л.Х. отказано во включении в указанный реестр в соответствии с пп.1 п. 14 Правил ввиду несоответствия заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших.
Пунктом 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении граждан в реестр.
Так, подпунктом 4 названного пункта Правил основанием для отказа во включении в реестр является привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 года № 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Между тем согласно Обзору практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2013 года, при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного федерального закона.
Поскольку установлено нарушение прав Гизатуллиной Л.Х. неисполнением перед ней обязательства по передаче квартиры по сделке, прикрывающей договор участия в долевом строительстве, то оспариваемое решение административного ответчика от 10 мая 2017 года № не может быть признано законным и подлежит отмене.
Каких-либо иных предусмотренных пунктом 14 Правил оснований для отказа во включении заявителя в реестр по данному делу не установлено.
Таким образом, Гизатуллина Л.Х. подлежит включению в реестр пострадавших граждан, так как приказ Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 года №403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены" признан не подлежащим применению, в настоящее время данные правоотношения регулируются вступившим в силу 30 июня 2017 года. Приказом Минстроя России от 12.08.2016 г. № 560/пр. "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан".
В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска срока подачи административного искового заявления и о его восстановлении.
Руководствуясь ст.ст.175-180, ст. 218, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Гизатуллиной Л.Х. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре об оспаривании решения органа власти – удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 10 мая 2017 года № об отказе во включении Гизатуллиной Л.Х. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре включить Гизатуллину Л.Х. в реестр пострадавших граждан.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Судья Фархутдинова А.Г.