Решение по делу № 2-616/2024 от 22.03.2024

Дело № 2-616/2024, УИД 54RS0012-01-2024-000580-90

Поступило в суд 22.03.2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«05» июля 2024 г.                             г. Барабинск, Новосибирской области

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе судьи Е.В.Сафоновой,

при секретаре судебного заседания Власовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кондаковой Татьяны Валерьевны к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства г.Барабинска Новосибирской области о возложении обязанности по замене входной двери в подъезде многоквартирного жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Кондакова Т.В., являющаяся долевым сособственником квартиры и председателем общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ. собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (далее по тексту – МУП ЖКХ <адрес>, управляющая компания, ответчик), в котором просила возложить на ответчика обязанность произвести замену входной двери в подъезде указанного многоквартирного жилого дома на металлическую дверь.

В обоснование заявленных требований истец, не явившаяся в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ., в исковом заявлении (л.д.7-8) указала и участвуя в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что она является сособственником квартиры в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, управление которым осуществляет ответчик.

Решением внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена установка металлической двери в подъезде за счет денежных средств на текущий ремонт, однако, ответчик, управляющий многоквартирным жилым домом, обязанность по содержанию и ремонту общего имущества не исполняет, замену аварийной входной двери подъезда на металлическую не производит, чем нарушает права собственников жилых помещений, которые относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей компанией, за защитой которого в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» обратилась истец.

Представитель ответчика, просившая о рассмотрении дела в ее отсутствии и настаивавшая на рассмотрении дела по существу, ранее участвуя при рассмотрении дела, не оспаривая разрушения входной деревянной двери в подъезде многоквартирного жилого дома, требования иска не признала; просила в его удовлетворении отказать, так как в силу Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, а также положений Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» замена входной двери на металлическую относится к капитальному ремонту, что не входит в обязанности ответчика.

Суд, изучив основания и требования иска, письменные возражения ответчика и материалы дела, приходит к следующему:

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Одним из предусмотренных ч. 2 ст. 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.

Правительство Российской Федерации во исполнение полномочий, возложенных на него частью 3 статьи 39 и частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ, постановлением от 13 августа 2006 года № 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491), регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Пунктами 16 и 17 Правил № 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт (подпункт "з" пункта 11 Правил № 491).

В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее по тексту Закон о защите прав потребителей) данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Исходя из положений указанного выше закона, граждане, являющиеся собственниками или нанимателями помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых организацией при управлении многоквартирным домом, в связи с чем, на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", статья 1098 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что истцу на праве общей долевой собственности в размере <данные изъяты> доли принадлежит квартира , расположенная в многоквартирном жилом кирпичном доме, ДД.ММ.ГГГГ завершенного строительством, по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ при проведении внеочередного общего собрания собственников в многоквартирном доме, расположенном по вышеуказанному адресу, истец Кондакова Т.В. была избрана председателем общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (л.д.12-13).

На основании договора от 25 августа 2015 г. указанный многоквартирный дом до настоящего времени находится в управлении МУП ЖКХ г. Барабинска, по условиям которого на ответчика в течение действия договора возложены обязанности по заданию собственника в течение согласованного срока за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам (нанимателям) помещений, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.

ДД.ММ.ГГГГ собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенным по адресу: <адрес>, принято решение об установке металлической входной двери в подъезде (вопрос № 4) за счет денежных средств по текущему ремонту (вопрос № 5) (л.д.12-13), что зафиксировано в протоколе общего собрания, который был доведен до сведения управляющей компании, в ответ на который управляющая компания неоднократно предлагала установку новой деревянной двери (л.д.21,22,25), от установки которой собственники отказывались, что подтвердила истец, участвуя в судебном заседании.

Государственная жилищная инспекция Новосибирской области в ответ на обращение Кондаковой Т.В. о замене деревянной двери в подъезде на металлическую дверь, указала, что требованиями жилищного законодательства, устанавливающими обязанности исполнителя услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в таком доме, работы по замене входных дверей в подъездах, не предусмотрены (л.д.19-20).

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Однако перечисленные в ст. 162 ЖК РФ работы и услуги относятся к работам и услугам, оказываемым управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.

Согласно ст. 158 ЖК РФ, п. п. 28, 31 Правил содержания, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.

Требования и порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее по тексту - Правила № 170), которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

Согласно п. 4.7.7 Правил № 170 заполнения оконных и дверных проемов, подвергшиеся значительному износу (вследствие гниения, коробления, разрушения в узлах и т.п.), должны заменяться новыми, проантисептированными аналогичной конструкции и формы с однотипными приборами. Все поверхности, соприкасающиеся с каменными стенами, должны быть изолированы.

В п. 5 приложения № 7 к Правилам № 170 указан перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в том числе в отношении оконных и дверных заполнений - смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений.

Кроме того, в силу ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ состав минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее по тексту - Минимальный перечень № 290), а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее по тексту - Правила № 290).

Пунктом 13 Минимального перечня № 290 предусмотрено, что в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, выполняются следующие работы: проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

Таким образом, управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Следовательно, ответчик, являясь лицом, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт указанного жилого дома, приняло на себя соответствующие обязательства и именно ответчик, как обслуживающая организация, отвечает за содержание и ремонт многоквартирного дома и обязан исполнять требования Правил № 170, проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.

Из доказательств, представленных истцом, следует, что входная деревянная дверь в подъезде № 1 многоквартирного дома не пригодна для использования, так имеет механические повреждения, деформации, плотно не закрывается (л.д. 16).

Из фотографий представленных истцом, также следует, что краска на двери практически отсутствует, с внутренней стороны двери отсутствует ручка (исключена возможность потянуть ее на себя изнутри), в двери имеются сквозные отверстия, что исключает защиту от атмосферных осадков и ветра.

Ответчик, возражений относительно наличия дефектов входной двери не заявил, доказательств, опровергающих утверждения истца о ее не пригодности в использовании, не представил.

Учитывая, что в настоящее время управление многоквартирным домом осуществляется МУП ЖКХ <адрес>, именно на него возлагается обязанность устранить нарушения в части содержания входной двери в подъезде многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно пунктам 1 и 4.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с положениями части 1 статьи 189 указанного кодекса проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 190 ЖК РФ финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, обеспечивает региональный оператор.

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой, краткосрочным планом ее реализации (часть 1 статьи 182 ЖК РФ), то есть является исполнителем региональной программы капитального ремонта, сформированной органами местного самоуправления.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что проведение капитального ремонта обеспечивается не управляющей компанией, а региональным оператором, при этом, срок проведения капитального ремонта спорного многоквартирного дома определен: для канализации, крыши, отопления – ДД.ММ.ГГГГ., для фасада здания и электроснабжения – ДД.ММ.ГГГГ., вопрос об изменении сроков проведения капитального ремонта фасада здания спорного многоквартирного дома собственниками жилых помещений на общем собрании не инициировался и не принимался, суд считает, что на ответчика не может быть возложена обязанность по замене входной деревянной двери в подъезде многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, на металлическую дверь.

Вместе с тем, суд, учитывая, что входная дверь подъезда обладает явными дефектами, не выполняет надлежащим образом функции защиты от воздуха, влаги, а ответчик, как управляющая организация, обязан соблюдать требования закона, которые направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, считает необходимым возложить на МУП ЖКХ <адрес> обязанность по восстановлению путем смены и (или) восстановления отдельных элементов и заполнений входной двери подъезда многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Возложение на ответчика обязанности по восстановлению путем смены и (или) восстановления отдельных элементов и заполнений входной двери подъезда многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не является выходом суда за пределы заявленных истцом требований, так как позволяет разрешить спор, возникший между сторонами по текущему содержанию многоквартирного жилого дома, в части содержания входной двери подъезда, в порядке, установленном законом.

Принятие судом указанного решения, не является препятствием, как для истца, так и для других собственников квартир многоквартирного жилого дома, для разрешения вопроса о замене деревянной двери подъезда многоквартирного жилого дома на металлическую, в рамках проведения капитального ремонта, в порядке предусмотренным Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с требованиями ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, исходя из положений ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает необходимым предоставить ответчику для выполнения возложенной обязанности, срок 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумным и достаточным.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования искового заявления Кондаковой Татьяны Валерьевны к муниципальному унитарному предприятию ЖКХ <адрес> о возложении обязанности по замене входной двери в подъезде многоквартирного жилого дома, удовлетворить частично.

Обязать муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, восстановить, путем смены и (или) восстановления отдельных элементов и заполнений, входную дверь подъезда многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.

Судья Барабинского районного

суда Новосибирской области               подпись                           Е.В. Сафонова

Мотивированное решение составлено судом 18.07.2024г.

2-616/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Кондакова Татьяна Валерьевна
Ответчики
Муниципальное унитарное предприятие жилищно - коммунального хозяйства города Барабинска
Суд
Барабинский районный суд Новосибирской области
Судья
Сафонова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
barabinsky.nsk.sudrf.ru
22.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2024Передача материалов судье
28.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2024Судебное заседание
27.05.2024Судебное заседание
05.07.2024Судебное заседание
05.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее