Дело № 2-1013/2020
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
10 августа 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Семёновой Л.Л.,
при секретаре судебного заседания Санджиевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Элисты Республики Калмыкия, действующего в интересах Босхомджиевой Софии Андреевны, к индивидуальному предпринимателю Ольдаевой Валентине Николаевне об установлении факта трудовых отношений,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Элисты Республики Калмыкия, действующий в интересах Босхомджиевой С.А., обратился с исковыми требованиями к индивидуальному предпринимателю Ольдаевой В.Н. об установлении факта трудовых отношений, ссылаясь на следующие обстоятельства. Проверкой установлено, что Ольдаева В.Н. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 18 мая 2018 года (далее - ИП Ольдаева В.Н.). Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности ИП Ольдаевой В.Н. является торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах. Предпринимательскую деятельность Ольдаева В.Н. осуществляет на территории г.Элисты, по ул. Ленина, д. 237а, магазин «Lucky elista» (парфюмерия, косметика, одежда). Босхомджиева С.А. работала у ИП Ольдаевой В.Н. с 25 февраля 2019 года по 30 декабря 2019 года в качестве продавца-консультанта. Режим рабочего времени работнику был установлен с 09:00 до 19:00 часов, 5 рабочих и 2 выходных дня. Заработная плата выплачивалась наличными, в месяц составляла примерно 15 000 -20 000 руб. При этом трудовой договор ИП Ольдаева В.Н. с Босхомджиевой С.А. не заключала, запись в трудовую книжку о приеме на работу работника не вносила. Босхомджиева С.А. работала у ИП Ольдаевой В.Н. по устной договоренности без оформления трудовых отношений. По результатам проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в РК, Ольдаева В.Н. постановлением № 8/7-7-20-ОБ/12-147-И/78 от 31 января 2020 года привлечена к административной ответственности по ч.4 ст. 5.27 КоАП РФ (уклонение от оформления трудовых отношений с Босхомджиевой С.А. в период с 25 февраля 2019 года по 30 декабря 2019 года) с назначением штрафа в размере 5000 руб. Указанное постановление вступило в законную силу 10 февраля 2020 года. Невнесение ИП Ольдаевой В.Н. в трудовую книжку. сведений о работе в период с 25 февраля 2019 года по 30 декабря 2019 года нарушает трудовые права Босхомджиевой С.А. 31 декабря 2019 года Босхомджиева С.А. прекратила работу у ИП Ольдаевой В.Н. по собственному желанию. Просил с учетом уточнения в порядке ч. 1 ст. 39 ГПК РФ установить факт трудовых отношений между индивидуальным предпринимателем Ольдаевой Валентиной Николаевной и Босхомджиевой Софией Андреевной в период с 25 февраля 2019 года по 30 декабря 2019 года.
В судебном заседании прокурор Уланова И.Д. поддержала исковые требования, просила установить факт трудовых отношений между индивидуальным предпринимателем Ольдаевой Валентиной Николаевной и Босхомджиевой Софией Андреевной в период с 25 февраля 2019 года по 30 декабря 2019 года.
Истец Босхомджиева С.А. в суд не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом.
Ответчик Ольдаева В.В. и её представитель Коженбаева Б.В., не оспаривая факт исполнения истцом трудовых обязанностей, не согласились с периодом их исполнения, ссылаясь на то, что Босхомджиева С.А. приступила к работе лишь в конце июля 2019 года.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доводы истца, пояснения ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В целях обеспечения эффективной защиты работников посредством национальных законодательств и практики, разрешения проблем, которые могут возникнуть в силу неравного положения сторон трудового правоотношения, Генеральной конференцией Международной организации труда 15 июня 2006 г. принята Рекомендация N 198 "О трудовом правоотношении" (далее - Рекомендация МОТ о трудовом правоотношении, Рекомендация).
В пункте 2 Рекомендации МОТ о трудовом правоотношении указано, что характер и масштабы защиты, обеспечиваемой работникам в рамках индивидуального трудового правоотношения, должны определяться национальным законодательством или практикой либо и тем, и другим, принимая во внимание соответствующие международные трудовые нормы.
В пункте 9 этого документа предусмотрено, что для целей национальной политики защиты работников в условиях индивидуального трудового правоотношения существование такого правоотношения должно в первую очередь определяться на основе фактов, подтверждающих выполнение работы и выплату вознаграждения работнику, невзирая на то, каким образом это трудовое правоотношение характеризуется в любом другом соглашении об обратном, носящем договорной или иной характер, которое могло быть заключено между сторонами.
Пункт 13 Рекомендации называет признаки существования трудового правоотношения (в частности, работа выполняется работником в соответствии с указаниями и под контролем другой стороны; интеграция работника в организационную структуру предприятия; выполнение работы в интересах другого лица лично работником в соответствии с определенным графиком или на рабочем месте, которое указывается или согласовывается стороной, заказавшей ее; периодическая выплата вознаграждения работнику; работа предполагает предоставление инструментов, материалов и механизмов стороной, заказавшей работу).
В целях содействия определению существования индивидуального трудового правоотношения государства-участники должны в рамках своей национальной политики рассмотреть возможность установления правовой презумпции существования индивидуального трудового правоотношения в том случае, когда определено наличие одного или нескольких соответствующих признаков (пункт 11 Рекомендации МОТ о трудовом правоотношении).
Согласно статье 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 16 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с этим кодексом.
Вместе с тем согласно части 3 статьи 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В соответствии с частью второй статьи 67 Трудового кодекса РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме Не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из анализа приведенных положений следует, что к характерным признакам трудовых отношений относятся: достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечение работодателем условий труда; выполнение работником трудовой функции за плату.
О наличии трудовых отношений может свидетельствовать и стабильный характер этих отношений, подчиненность и зависимость труда, выполнение работником работы только по определенной специальности, квалификации или должности, наличие дополнительных гарантий работнику, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения. К признакам существования трудового правоотношения также относятся, в частности, выполнение работником работы в соответствии с указаниями работодателя; интегрированность работника в организационную структуру работодателя; признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск; оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы; осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов; предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем (Рекомендация N 198 о трудовом правоотношении).
Обязанность по надлежащему оформлению трудовых отношений с работником (заключение в письменной форме трудового договора, издание приказа (распоряжения) о приеме на работу) нормами Трудового кодекса Российской Федерации возлагается на работодателя.
Отсутствие оформленного надлежащим образом, то есть в письменной форме, трудового договора не исключает возможности признания сложившихся между сторонами отношений трудовыми, а трудового договора - заключенным при наличии в этих отношениях признаков трудового правоотношения, поскольку из содержания статей 11, 15, части третьей статьи 16 и статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями части второй статьи 67 названного кодекса следует, что трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. Датой заключения трудового договора в таком случае будет являться дата фактического допущения работника к работе.
Как установлено судом, Босхомджиева С.А. с 25 февраля 2019 года была принята ответчиком на работу ИП Ольдаевой В.Н. в качестве продавца-консультанта. При этом трудовые отношения сторон в установленном законом порядке оформлены не были: приказ о приеме истца на работу ответчиком не издавался, трудовой договор не заключался, записей о приеме на работу в трудовую книжку истца ответчиком не вносилось.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, прокуратурой г. Элисты РК по обращению Босхомджиевой С.А. о нарушении трудового законодательства ИП Ольдаевой В.В. проведена проверка исполнения трудового законодательства ИП Ольдаевой В.В.
Проверкой установлено, что Ольдаева В.Н. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 18 мая 2018 года. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности ИП Ольдаевой В.Н. является торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах. Предпринимательскую деятельность Ольдаева В.Н. осуществляет на территории г.Элисты по ул. Ленина, д. 237а, магазин «Lucky elista» (парфюмерия, косметика, одежда).
Из объяснений ИП Ольдаевой В.Н., данных в ходе проверки 25 февраля 2020 года, следует, что Босхомджиева С.А. работала продавцом с августа 2019 года по устной договоренности, трудовой договор не оформлялся. Заработная плата Босхомджиевой С.А. зависела от выручки, оплата производилась наличными денежными средствами, в месяц её заработная плата составляла 25 000 руб., график 4 рабочих дня, 3 дня выходных, гибкий график, время работы магазина с 9 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. В середине декабря 2019 года Босхомджиева С.А. забрала из кассы магазина около 5 000 руб., через неделю снова взяла 5 000 руб. В декабре 2019 года Босхомджиева С.А. две недели отсутствовала на работе по болезни. В декабре 2019 года в магазине проводилась ревизия, в ходе которой установлено наличие недостачи.
Как следует из представленного ответчиком Ольдаевой В.Н. акта ревизии № 1 от 06 января 2020 года, сумма недостачи составила 17 845 руб.
Постановлением государственного инспектора труда Музуровым О.Д. № 8/7-7-20-ОБ/12-147-И/78 от 31 января 2020 года ИП Ольдаева В.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Указанным постановлением установлено, что Босхомджиева С.А. работала у ИП Ольдаевой В.Н. с 25 февраля 2019 года по 30 декабря 2019 года в качестве продавца-консультанта. ИП Ольдаева В.Н. трудовые отношения с Босхомджиевой С.А. не заключала, Босхомджиева выполняла обязанности работника по устной договоренности с испытательным сроком 3 месяца.
Согласно ч.4 ст. 61 Гражданского - процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
С учетом изложенного доводы ответчика о периоде работы истца с конца июля 2019 года опровергаются вступившим в законную силу постановлением государственного инспектора труда, а также материалами дела об административном правонарушении в отношении ИП Ольдавеой В.Н., в том числе заявлением Босхомджиевой С.А. о содействии в получении заработной платы, ее письменными пояснениями о работе в указанный период, протоколом об административном правонарушении, составленным в отношении ИП Ольдаевой В.Н.
В ходе проверки Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия установлено, что 30 марта 2020 года Ольдаева В.Н. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им соответствующего решения.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, пояснения сторон, руководствуясь приведенными выше нормами трудового законодательства, определяющими понятие трудовых отношений, их отличительные признаки и особенности, форму трудового договора и его содержание, механизмы осуществления прав работника при разрешении споров с работодателем по квалификации сложившихся отношений в качестве трудовых, разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, учитывая положения ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, суд признает доказанным и установленным факт допуска истца Босхомджиевой С.А. с ведома и по поручению ответчика ИП Ольдаевой В.Н. к работе в магазин в качестве продавца-консультанта с 25 февраля 2019 года, исполнения истцом трудовой функции по данной должности с подчинением ИП Ольдаевой В.Н., соблюдением правил внутреннего трудового распорядка работодателя, в связи с чем приходит к выводу о возникновении трудовых отношений между истцом Босхомджиевой С.А. и ИП Ольдаевой В.Н. и удовлетворении исковых требований об установлении данного факта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора города Элисты Республики Калмыкия удовлетворить.
Установить факт трудовых отношений между индивидуальным предпринимателем Ольдаевой Валентиной Николаевной и Босхомджиевой Софией Андреевной в период с 25 февраля 2019 года по 30 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Л.Л. Семёнова
Решение в окончательной форме изготовлено 21 августа 2020 года.