Решение по делу № 2-68/2021 от 15.03.2021

УИД Дело № 2-68-2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Беловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Новикова И.Г., при секретаре Мурашкиной И.П., с участием ст. помощника прокурора <адрес> Ереминой В.А., истца Раздольевой О.В., представителя администрации <адрес> Вакуленко В.П., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов Горяйнова С.А., Раздольевой С.С., Раздольева И.С., Раздольевой О.В. к <адрес> об обязании обеспечить земельный участок объектами инженерной инфраструктуры,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> Зубков И.И. обратился в суд с иском в защиту интересов Горяйнова С.А., Раздольевой С.С., Раздольева И.С., Раздольеовой О.В., в котором просил обязать администрацию <адрес> обеспечить земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:01:010401:161 площадью 1500 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, сл. Белая, объектами инженерной инфраструктуры: электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка обращения Раздольевой О.В. о предоставлении ее семье земельного участка без обеспечения инфраструктурой, в ходе которой установлено, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Раздольева О.В. была поставлена на учет в качестве гражданина, имеющего право на бесплатное получение земельного участка в собственность. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцам предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов площадью 1500 кв. м, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, сл. Белая с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Право общей долевой собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за всеми членами семьи ДД.ММ.ГГГГ Ни на момент предоставления вышеуказанного земельного участка многодетной семье Раздольевых, ни на момент обращения Раздольевой О.В. в прокуратуру <адрес> данный земельный участок не был обеспечен объектами инженерной и дорожной инфраструктуры, в связи с чем, семья лишена возможности в полной мере осуществлять работы по строительству дома на данном участке.

Истцы Горяйнов С.А., Раздольева С.С., Раздольев И.С. и представитель третьего лица администрации <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Заслушав мнение сторон, с учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело без участия неявившихся сторон.

В судебном заседании ст. помощник прокурора <адрес> Еремина В.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Истец Раздольева О.В. в суде также поддержала исковые требования прокурора и просила их удовлетворить, указав, что предоставленный ее семье земельный участок действительно не обеспечен необходимыми объектами инженерной инфраструктуры.

Представитель ответчика администрации <адрес> Вакуленко В.П. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , на который ссылается прокурор в исковом заявлении, не установлена обязанность органа местного самоуправления обеспечивать земельные участки, предоставленные многодетным семьям, объектами инженерной инфраструктуры путем их строительства; к вопросам местного значения отнесена именно организация снабжения, а не строительство объектов инженерной инфраструктуры к конкретным земельным участкам, находящимся в собственности граждан. В заявленных требованиях отсутствуют обоснования, которые свидетельствовали бы о возложении обязанности осуществить строительство объектов инженерной инфраструктуры. О возможности присоединения земельного участка к объектам инженерной инфраструктуры семья Раздольевых к ответчику, а также в ресурсоснабжающие организации за подключением к инженерным сетям, не обращалась.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).

В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем обозначена в Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В <адрес> вопросы порядка бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, регламентируются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗКО "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории <адрес>".

Согласно частей 1, 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗКО (в редакции на момент предоставления земельного участка) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на территории <адрес> предоставляются в соответствии с настоящим Законом бесплатно, без торгов и предварительного согласования предоставления земельного участка в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории <адрес> не менее пяти лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным жилищным законодательством, и относящихся к категориям граждан, определенным в статье 4 настоящего Закона. Для граждан, указанных в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона, признание нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным жилищным законодательством, не является обязательным. Земельные участки в соответствии с настоящим Законом предоставляются гражданам в соответствии с правилами землепользования и застройки (за исключением установления размеров земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность граждан), землеустроительной, градостроительной и проектной документацией для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).

В соответствии с п. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗКО земельные участки в соответствии с настоящим Законом предоставляются бесплатно в собственность гражданам, имеющим проживающих совместно с ними трех и более детей (в том числе усыновленных (удочеренных)) в возрасте до 18 лет или детей в возрасте до 23 лет, обучающихся по основным образовательным программам в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, а также гражданам, принявшим на воспитание в приемную семью трех и более детей в возрасте до 18 лет.

Согласно Методическим рекомендациям субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 372, земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея ввиду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе, магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям (п.17).

Приведенные правовые нормы в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, по возможности уже на момент их предоставления гражданам, или в течение определенного разумного срока после такого предоставления, должны позволять получить услуги в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в точках подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Из материалов дела следует, что семья Раздольевой О.В. относится к категории семей, имеющих трех и более детей.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцам предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью 1500 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, сл. Белая, кадастровый с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства; право собственности на земельные участки за истцами зарегистрировано в ЕГРН.

При рассмотрении дела сторонами не оспаривалось, что предоставленный истцам земельный участок необходимой инфраструктурой не был оснащен. Об этом также свидетельствует информация <адрес> ФИО8, отраженная в письме от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). На предоставленном истцам земельном участке отсутствует возможность подключения к сети электроснабжения, водоснабжения и газоснабжения объектов капитального строительства.

Таким образом, из материалов дела усматривается и не опровергается доказательствами по делу, что с момента предоставления истцам земельного участка до момента обращения прокурора в суд прошло более 1 года, между тем, обязанность публичных органов по обеспечению земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенными жилыми объектами, не выполнена.

Предоставленные ответчиком письма из ресурсоснабжающих организаций о возможности выполнения мероприятий по технологическому присоединению предоставленного истцам земельного участка к сетям указанных организаций, а также отсутствия заявлений со стороны истцом заявок на технологическое присоединение, не опровергает установленные по делу обстоятельства, связанные с отсутствием на указанном участке заявленных в иске объектов инженерной инфраструктуры (л.д. 78-83).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в предел полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4), дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранность автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).

На основании части 4 статьи 14 указанного Закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В силу ст. 32 Устава муниципального района «<адрес>» <адрес>, принятого решением Представительного собрания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 4-2, администрация <адрес> является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения в интересах населения муниципального района.

Земельный участок, предоставленный истцам в 2019 году как многодетной семье, расположен на территории <адрес>, данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Как следует из правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22-П, основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

Кроме того, льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2516-О "По жалобе администрации <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Таким образом, заявленные прокурором исковые требования в интересах истцов о возложении на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению предоставленного им в собственность в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, земельного участка объектами инженерной инфраструктуры, а именно электроснабжением, газоснабжением и водоснабжением являются обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> обеспечить земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:01:010401:161 площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, сл. Белая, объектами инженерной инфраструктуры: электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Беловский районный суд <адрес> в течение 1 месяца со дня принятия судом мотивированного решения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий И.Г. Новиков

2-68/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Беловского района
Ответчики
Администрация МО "Беловский район"
Другие
Раздольев Игнат Сергеевич
Администрация Курской области
Раздольева Ольга Владимировна
Раздольева Софья Сергеевна
Горяйнов Сергей Александрович
Вакуленко В.П.
Суд
Беловский районный суд Курской области
Судья
Новиков Игорь Геннадьевич
Дело на странице суда
belovsky.krs.sudrf.ru
15.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2021Передача материалов судье
16.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2021Подготовка дела (собеседование)
29.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2021Судебное заседание
05.05.2021Судебное заседание
12.05.2021Судебное заседание
18.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее