Решение по делу № 2а-360/2022 от 10.01.2022

Дело № 2а-2-360/2022

УИД № 18RS0011-01-2022-000084-74

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Яр УР                                 27 января 2022 года

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кротовой Е. В.,

при помощнике судьи Шикаловой Н.С.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Ярского района Удмуртской Республики Семакиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ярского района УР в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайтах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Прокурор Ярского района УР обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайтах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Административное исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на странице сайта с URL-адресом: <данные изъяты>, запрещенной информации, а именно продажи водительских удостоверений, «зеркальных прав», оформлении водительских удостоверений лицам, лишенным права управления транспортными средствами, а также медицинских справок для получения права управления транспортными средствами.

На основании изложенного, ссылаясь на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О средствах массовой информации», прокурор просит суд признать информацию, размещенную на странице в сети «Интернет» с URL-адресом:

<данные изъяты>

информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании прокурор Семакина Е.С. административное исковое заявление поддержал по доводам, изложенным в заявлении.

В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике (далее по тексту - Роскомнадзора по УР) не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просит о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что в удовлетворении требований прокурор не возражают, на данный момент все заявленные прокурором Интернет- ресурсы, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц и сайтов в сети интернет, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено, не значатся.

Суд с учетом положений ст.150 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по УР.

Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.4 ст.27 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.6 ст.10 ФЗ № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно п. 1 ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 5 ст. 15 ФЗ № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии со ст.15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п.4 ст.2 ФЗ № 149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

Согласно п.13 ст.2 ФЗ № 149-ФЗ сайтом в сети "Интернет" признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой <адрес> в ходе произведенной проверки Интернет-ресурсов выявлен Интернейт-сайт, содержащий материалы, противоречащие действующему законодательству.

В ходе проверки выявлен интернет-ресурс, предлагающий продажу водительских удостоверений, «зеркальных прав», оформление водительских удостоверений лицам, лишенным права управления транспортными средствами, а также медицинских справок для получения права управления транспортными средствами <данные изъяты>

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Информация на данных сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Статьей 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

В соответствии с частями 2 и 4 статьи 25 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона. Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами (далее - экзамены), определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением в соответствии с ч.4 ст.25 Федерального закона № 196-ФЗ.

В соответствии со ст.5 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения. Согласно требованиям ст.ст.25, 26 указанного закона управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены при соблюдении условий, перечисленных в ст.26 данного Федерального закона.

В соответствии со ст.26 Федерального закона № 196-ФЗ к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 23 Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

Согласно п.2 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О допуске к управлению транспортными средствами», проведение экзаменов, выдача ФИО1 национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляются подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче ФИО1 национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений.

Пунктом 9 раздела 2 указанных Правил установлено, что у лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий, проводятся теоретические и практические экзамены.

В соответствии с п.26 раздела 3 Правил ФИО1 национальные водительские удостоверения выдаются лицам, достигшим установленного статьей 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" возраста, имеющим соответствующее медицинское заключение, успешно сдавшим экзамены, предусмотренные пунктом 9 настоящих Правил.

Федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.

Выдача водительских удостоверений производится на основании сдачи экзаменов кандидатами в водители теоретических знаний и практических навыков в соответствии с установленной законом программой.

Действующим законодательством установлен порядок получения водительского удостоверения, а также определен перечень лиц, обладающих полномочиями по их выдаче.

Указанный интернет сайт продолжает функционировать, не включен в Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Нахождение в открытом доступе в сети Интернет информации, предлагающей продажу водительских удостоверений, «зеркальных прав», оформление водительских удостоверений лицам, лишенным права управления транспортными средствами, а также медицинских справок для получения права управления транспортными средствами фактически способствует совершению таких преступлений как незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка, изготовление или быт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков в целях их использования, ответственность за которые предусмотрена статьями 324 и 327 УК РФ.

Предоставление возможности доступа к информации в Интернет-ресурсе по адресу на странице сайта с URL-адресом:

<данные изъяты> нарушает публичные интересы Российской Федерации и способствует совершению преступлений в указанной сфере.

Поскольку распространение данных сведений противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.

Таким образом установлено, что информация, размещенная на странице сайта с URL-адресом: <данные изъяты> предлагающая продажу водительских удостоверений, «зеркальных прав», оформление водительских удостоверений лицам, лишенным права управления транспортными средствами, а также медицинских справок для получения права управления транспортными средствами носит противоправный характер, способствует совершению преступлений в указанной сфере.

В соответствии с п.6 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Порядок ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой запрещено, определен в ст.15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральными органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.2 ч.5 ст.15.1 Закона о защите информации основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Незамедлительно с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 7 статьи 15.1 Закона о защите информации).

Частью 8 статьи 15.1 закона о защите информации установлено, что незамедлительно с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" незамедлительно.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

Поскольку в судебном заседании установлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на странице сайта с URL-адресом:

<данные изъяты> вышеуказанной информации, что противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт, требование прокурора обосновано и подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-181, 265.1-265.5 КАС РФ, суд

Решил:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> УР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на странице в сети «Интернет» с URL-адресом: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской республики через Глазовский районный суд УР в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено судьей ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                             Е. В. Кротова

2а-360/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Ярского района УР
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по УР
Суд
Глазовский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Кротова Елена Валерьевна
Дело на странице суда
glazovskiygor.udm.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация административного искового заявления
11.01.2022Передача материалов судье
12.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
12.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2022Судебное заседание
27.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее