Дело № 2- 1050/2021
74RS0029-01-2021-001493-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2021 года Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.Г.,
при секретаре Крыльцовой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Комисаровой Ирины Дмитриевны, Чернышовой Любови Ивановны к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 17 по Челябинской области о признании недостоверной записи, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц
УСТАНОВИЛ:
Комиссарова И.Д. и Чернышова Л.И. обратились в суд с административным иском к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 17 по Челябинской области и просили признать недействительными записи в Едином государственном реестре юридических лиц:
19. ГРН и дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о лице – 2137455019073.27.03.2013
20. Фамилия Имя Отчество - Боровлев Сергей Гаврилович
21. ИНН 74500002424
22.ГРН и дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о данном лице – 2187456415056.10.04.2018
23. Должность - председатель правления
24. ГРН и дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о данном лице – 2187456415056.10.04.2018, внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц путем аннулирования указанных записей. В обоснование иска указано, что истцы являются членами СНТ «Строитель-3». Административным ответчиком было отказано в проведении мероприятий по проверке достоверности сведений о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности. Согласно ФЗ «О ведении гражданами садоводства», а также Уставу СНТ «Строитель-3» членами товарищества могут быть только собственники и правообладатели садовых участков. 18.12.2018 года прекращено право собственности Боровлева С.Г. на земельный участок, расположенный по адресу: г. Магнитогорск, СНТ «Строитель-3», участок 25,26. Боровлев С.Г. не поставил правление в известность о прекращении права собственности, что влечет прекращение членства в товариществе. Боровлев С.Г. не является членом товарищества, в связи с чем, не может занимать должность председателя правления. С 12 декабря 2020 года Боровлев С.Г. является собственников земельного участка в СНТ, однако в члены товарищества его не принимали. Исходя из изложенных сведений имеются основания для признания недействительными записей в ЕГРЮЛ о Боровлеве С.Г. как лице имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В процессе рассмотрения дела истцы изменили требования и просили признать недостоверной записи, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц в графу «Сведения о физических лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица СНТ «Строитель-3»» о Боровлеве С.Г. как руководителе юридического лица и возложить на Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы России № 17 по Челябинской области обязанность внести в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведении в отношении Боровлева С.Г. как лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица.
В судебном заседании Комиссарова И.Д. и Чернышова Л.И. поддержали заявленные требования.
Представитель административного ответчика Денисов М.С.(доверенность от 11.01.2021 года) возражал против удовлетворения иска, суду пояснил, что административным ответчиком никаких нарушений при регистрации не допущено. Требование истцов не может быть исполнено в связи с тем, что оно не исполнимо. Все записи в ЕГРЮЛ сохраняются, что прямо предусмотрено законом. Избранный истцами способ защиты нарушенного права не соответствует закону. Кроме того, истцами нарушен срок на обращение в суд, установленный ст.219 КАС РФ.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Боровлев С.Г. возражал против удовлетворения административного иска, суду пояснил, что запись в ЕГРЮЛ сделана на основании решения общего собрания СНТ. До настоящего времени его полномочия не истекли, поскольку административные истцы оспаривают решения общего собрания.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд пришел к выводу, что требования не подлежат удовлетворению.
По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе удовлетворить административный иск об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, только при наличии совокупности следующих двух условий: несоответствие нормативным правовым актам оспариваемых решения, действия (бездействия) (первое условие) и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемыми решением, действием (бездействием) (второе условие). Удовлетворяя иск по указанным основаниям, суд вправе обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
При отсутствии совокупности названных условий, суд отказывает в удовлетворении административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, что предусмотрено пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено право гражданина на обращение в государственные органы и их должностным лицам. Пунктом 3 статьи 5 этого федерального закона предусмотрено право гражданина на получение ответа по существу его обращения. На государственный орган, должностное лицо этим же законом возложены обязанности по рассмотрению обращения гражданина; принятию мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; по даче гражданину ответа по существу поставленных в обращении вопросов (часть 1 статьи 10).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (статья 5 указанного Федерального закона).
При этом, регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 4.1).
В силу пункта 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, вправе провести проверку достоверности таких сведений посредством проведения мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 статьи 9).
Таким документом является Приказ ФНС России от 11 февраля 2016 года N ММВ-7-14/72@, пунктом 4 которого установлено, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Согласно п.8 Приказа не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в случаях если в поступившем в регистрирующий орган возражении относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ или заявлении о недостоверности сведений ЕГРЮЛ в качестве обстоятельства, на котором основаны такие возражение или заявление, указывается на оспоримость решения органа юридического лица или сделки, направленной на возникновение, изменение или прекращение прав заинтересованного лица в отношении юридического лица;
Как установлено судом, Комиссарова И.Д. обратилась в Межрайонную ИФНС России № 17 по Челябинской области о недостоверности сведений в Едином государственном реестре юридических лиц сведений в отношении СНТ «Строитель-3» в части сведений о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Из ответа МИФНС России № 17 по Челябинской области от 21.01.2021 года следует, что заявление о недостоверности сведений ЕГРЮЛ в качестве обстоятельства на котором основано заявление указывает на оспоримость решения органа юридического лица, то проверка достоверности сведений не проводится. Указано на неразрешенный корпоративный спор.
Анализ исследованных судом доказательств свидетельствует о том, что отсутствуют правовые основания у регистрирующего органа для внесения записи о недостоверности сведений графу «Сведения о физических лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица СНТ «Строитель-3».
Федеральный закон от 08 августа 2011 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (статьи 4, 5, 9, 12, 18, 23), Порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесения исправлений в сведения, включенные в записи единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 октября 2017 года N 165н, предусматривают, что записи в ЕГРЮЛ производятся регистрирующим органом только на основании соответствующего заявления уполномоченного представителя юридического лица. Эти нормативные правовые акты не предусматривают возможности исключения из ЕГРЮЛ каких-либо ранее внесенных в него записей, они предусматривают только лишь возможность внесения изменений в ранее внесенные записи и исправления технических ошибок, но путем внесения новых записей об этом с сохранением ранее внесенных записей (пункт 3 статьи 5 закона, пункты 11 - 13 Порядка).
Таким образом, приведенное законодательство не позволяло административному ответчику исключить из ЕГРЮЛ ту запись, об исключении которой просит истец.
Оснований для возложения на ответчика такой обязанности нет еще и по тому, что запись в ЕГРЮЛ, которая, как указывает истец, ограничивает и нарушает его права, внесена регистрирующим органом не произвольно, на основании соответствующего обращения СНТ «Строитель-3», а заявлений об изменении этой записи от СНТ, как следует из материалов дела, в адрес МИФНС не поступало.
В соответствии с ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вопрос о выборе председателя товарищества, относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания указанные в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения иска
Руководствуясь ст. ст. 175-180,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Комисаровой Ирине Дмитриевне, Чернышовой Любови Ивановне к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 17 по Челябинской области о признании недостоверной записи, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц в графу «Сведения о физических лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица СНТ «Строитель-3»» о Боровлеве С.Г. как руководителе юридического лица и возложении на Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы России № 17 по Челябинской области обязанность внести в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведении в отношении Боровлева С.Г. как лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 06 июля 2021 года.
Судья: