Дело № 12-52/2018
Р Е Ш Е Н И Е
13 декабря 2018 г. пос. Морки
Судья Моркинского районного суда Республики Марий Эл Лапшина Т.И., рассмотрев жалобу Кузнецова О. А. на постановление заместителя начальника управления - начальника ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Марий Эл Шуралева В.А. № ….от 25 октября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением заместителем начальника управления - начальником ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Марий Эл Шуралева В.А. № …. от 25 октября 2018 г. Кузнецов О.А. как начальник Моркинского почтамта УФПС Республики Марий Эл-филиала ФГУП «Почта России» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Кузнецов О.А. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить как незаконное и необоснованное, признать его действия малозначительными и на основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить его от административной ответственности. В обоснование жалобы указал, что административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений, что не учтено должностным лицом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении. Кроме того, административному органу следовало учесть, что его доход составляет 38000 руб. в месяц, на его иждивении находится 21-летний сын-студент, размер штрафа составляет более 66 % от его месячного заработка, т.е. носит неоправданно карательный характер. Вопрос о применении к нему положений ст. 2.9 КоАП РФ при рассмотрении протокола об административном правонарушении не обсуждался.
При рассмотрении жалобы Кузнецов О.А. и его представитель Чепайкина Е.А. доводы жалобы поддержали полностью и пояснили, что Моркинский почтамт является объектом разрешительной системы с 2003 г. До октября 2018 г. контролирующими органами периодически проводились его проверки и никаких нарушений в порядке обращения с оружием установлено не было. 19 сентября 2017 г. почтамту было выдано новое разрешение на хранение и использование оружия со сроком действия до 19 сентября 2022 г. Перед этим также была проведена проверка и никаких предписаний выдано не было. 10 октября 2018 г. вновь была проведена проверка соблюдения порядка хранения и использования оружия, при этом были допущены процессуальные нарушения: не был озвучен приказ о проведении проверке, составлен не один единый, а два акта проверки. В ходе проверки все выявленные недостатки были сразу устранены и исправлены. Однако, при рассмотрении протокола об административном правонарушении, составленного по результатам проверки, контролирующим органом не было учтено, что правонарушение совершено Кузнецовым О.А. впервые, никаких негативных последствий и угроз не наступило, и Кузнецов О.А. был привлечен к административной ответственности. Считают, что допущенные Кузнецовым О.А. недочеты в организации работы по хранению и использованию оружия являлись малозначительными и он подлежал освобождению от ответственности. Кроме того, контролирующие органы должны были оказать помощь по организации работы и лишь после этого привлекать к ответственности должностное лицо.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, инспектор ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Марий Эл Кленчива А.З. вынесенное постановление нашла законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, а жалобу без удовлетворения, при этом указала, что допущенные руководителем Моркинского почтамта Кузнецовым О.А. нарушения порядка организации работы по хранению и использованию служебного оружия, выявленные в ходе проведенной проверки, являлись грубыми и не могут быть признаны малозначительными. Наказание за совершение административного правонарушения назначено в размере половины от минимального размера с учетом его материального положения, того, что он впервые привлекается к ответственности, в содеянном раскаялся.
Изучив представленные документы, заслушав стороны, судья оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Ч.1 1 ст. 20.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона "Об оружии" правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона "Об оружии" хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Такие же требования установлены пунктом 54 Правил.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 года N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814" утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).
Согласно разрешению на хранение и использование оружия и патронов к нему серии … № … выданного ОФСВНГ РФ по Республике Марий Эл от 19 сентября 2017 года сроком действия до 19 сентября 2022 года ответственным лицом УФПС Республики Марий Эл - филиала ФГУП «Почта России» является Кузнецов О. А..
Основанием для привлечения Кузнецова О.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ послужили обстоятельства, выявленные в ходе проверки, проведенной инспектором ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Марий Эл 10 октября 2018 г. в Моркинском почтамте УФПС Республики Марий Эл-филиале ФГУП «Почта России».
Согласно распоряжению руководителя юридического лица № 42-р от 15.05.2018 года «О закрепление служебного оружия» ответственным лицом за обеспечение установленного порядка оборота оружия является начальник почтамта Кузнецов О.А..
В ходе проведенной проверки, как отражено в протоколе об административном правонарушении и вынесенном по нему постановлении о привлечении административной ответственности, начальником Моркинского почтамта как должностным лицом, допущены нарушения Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии", Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814, Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 апреля 1999 г. № 288, а именно:
1. нарушен порядок и сроки проведения инвентаризации оружия, работы инвентаризационной комиссии;
2. члены инвентаризационной комиссии не включены в список лиц, допущенных к производству работ с оружием и патронами;
3. не соблюдается порядок ведения книги приема (сдачи) дежурств; книги номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов; книги приема и выдачи оружия и патронов;
4. ненадлежащее оформлены бирки с указанием названия и порядкового номера согласно описи помещения, наименования подразделения (юридического лица), в пользовании которого находится оружие, а также фамилии и инициалы лица, ответственного за сохранность оружия, и номера его печати или оттиска пломбира;
5. в комнате хранения оружия отсутствует опись с указанием количества размещенных в них сейфов, их порядковых и инвентарных номеров, а также номеров печатей и оттисков пломбиров, которыми они опечатываются.
6. на входной двери места хранения оружия и патронов отсутствует бирка с указанием фамилии и инициалы лица, ответственного за сохранность помещения.
7. оружие, находящееся в комнате хранения оружия хранится в сейфе не чищенным, не смазанным, а именно: огнестрельное короткоствольное оружие с нарезным стволом …-71 кал. 9x17 мм, № …. …, 2005 г. в.
8. в нарушение требований п. 148 Инструкции проведение инвентаризации определено на 01.01.2018 г., согласно предоставленным актам инвентаризации и описи от 01.01.2018 г, находящимся в Моркинском почтамте УФПС Республики Марий Эл - филиал ФГУП «Почта России», инвентаризация проведена 01.01.2018 г., в то время как комната хранения оружия, согласно протоколу извещений охранной и тревожной сигнализации, установленной в комнате хранения оружия по адресу: п. М.,. ул. К., д. …, представленному Моркинским ОВО - филиалом ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Марий Эл» в январе 2018 года впервые была открыта 03.01.2018 года в 09 ч. 07 мин. Следовательно, КХО 01.01.2018 г. не вскрывалась и ежегодная инвентаризация не проводилась.
09. согласно протоколу извещения охранной и тревожной сигнализации установленной в комнате хранения оружия УФПС Республики Марий Эл - филиала ФГУП «Почта России» расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район, п. М., ул. К., д. …, с периода 20.08.2018 по 14.09.2018 г., предоставленного подразделением ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Марий Эл», было установлено, что комната хранения оружия и патронов в течение рабочего времени находилась не сданной под многорубежную охранно-пожарную сигнализацию; тем самым не обеспечена надлежащая сохранность, безопасность хранения оружия и боеприпасов, и не исключен доступ к оружию посторонних лиц, в специально оборудованных для этих целей изолированных помещений, оснащённых техническими средствами охраны;
10. фамилии, имена и отчества лиц, которым поручено хранение ключей от комнаты хранения оружия, в приказе руководителя юридического лица не указаны. Передача первого экземпляра ключей по окончании дежурства под роспись в книге приема и сдачи дежурства ими не осуществлялась.
Признавая наличие вины должностного лица Моркинского почтамта в совершенном правонарушении, лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с положениями ст. 2.1 КоАП РФ исходили из того, что им не были приняты все необходимые меры для исполнения требований законодательства в сфере учета оружия и патронов к нему, при этом не представлено доказательств объективной невозможности соблюдения нарушенных правил и норм.
Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, оснований для освобождения Кузнецова О.А. от ответственности ввиду малозначительности правонарушения не имеется.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
В данном случае нарушения, за совершение которых Кузнецов О.А. привлечен к административной ответственности, касаются общественных отношений в сфере оборота оружия, т.е. являющихся общественно значимыми, а сами нарушения носят грубый характер.
Административный штраф по ч.1 ст.20.8 КоАП РФ для должностных лиц установлен в размере от пятидесяти тысяч рублей, но на основании ст.4.1 п.2.2 КоАП РФ должностное лицо приняло решение назначить наказание в виде административного штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа, т.е. 25 тысяч руб., т.е. мера наказания избрана в пределах санкции ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ с учетом всех смягчающих и отсутствием отягчающих наказание обстоятельств, следовательно, оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление заместителя начальника управления - начальника ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Марий Эл Шуралева В.А. № … от 25 октября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, в отношении Кузнецова О. А. оставить без изменения, а жалобу Кузнецова О.А. - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Моркинский районный суд в течение 10 дней со дня вручения либо получения копии постановления.
Судья Т.И.Лапшина