№ 2а-1-1519/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2018 года Орловская область г. Ливны
Ливенский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Хромовой О.В.,
при секретаре Чистяковой Е.С.,
с участием помощника прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры Пузина Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Ливенского районного суда Орловской области по средствам видеоконференцсвязи административное исковое заявление врио начальника Федерального Казенного учреждения Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области к Селезневу В.В. об установлении административного надзора,
установил:
Селезнев В.В. отбывает наказание в Федеральном Казенном учреждении Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области (далее - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области) по приговору Северного районного суда г. Орла от 21.04.2010 года за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ (с учетом постановления Ливенского районного суда Орловской области от 24.11.2011) на основании ч.5 ст. 69 УК РФ в виде 17 лет 8 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В Ливенский районный суд Орловской области обратился врио начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области с административным исковым заявлением к Селезневу В.В. об установлении административного надзора, указав в обоснование, что Селезнев В.В. прибыл в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области 28.06.2002. Из карантинного отделения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области был распределен в отряд №, где был трудоустроен на швейном производстве, далее отбывал наказание в отряде №, был трудоустроен в цехе ДОЦ, за неоднократное нарушение установленного порядка отбывания наказания и употребление наркотических веществ переведен в отряд № (СУОН). Неоднократно допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, за что имеет 77 взысканий, 21 из которых не сняты и не погашены в установленном законом порядке. Имеет 2 поощрения. Постановлением начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области от 22.11.2006 года был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. 29.11.2006 года переведен в строгие условия отбывания наказания.
С учетом уточнения административного искового заявления, а также большой степенью вероятности совершения правонарушений после освобождения и в соответствии со ст.2 ФЗ № 64 от 06.04.2011 года, просит установить административный надзор в отношении осужденного Селезнева В.В. на 3 года, установив административные ограничения в виде: обязательных явок четыре раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22.00 часов до 06.00 часов; запрета пребывать в барах, кафе, ресторанах, где реализуются спиртные напитки; не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования без согласия органов внутренних дел по месту жительства или пребывания.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области по доверенности Волынкин А.А. уточненные требования поддержал.
Лицо, в отношении которого подано административное исковое заявление об установлении административного надзора, Селезнев В.В. с заявленными административными исковыми требованиями согласен частично, просил назначить минимальный срок административного надзора, указав, что приговором суда в его действиях не был установлен рецидив преступлений, возражал против ограничений в виде обязательных явок и не покидать место жительства после 22 часов до 6 часов, поскольку эти ограничения помешают ему трудоустроится; согласен был с установлением ограничений в виде: запрета посещать бары, кафе, рестораны, где реализуются спиртные напитки, и не выезжать за пределы соответствующего муниципального образования по месту жительства, пояснив, что регистрации и постоянного места жительства у него не имеется на данный момент, но намерен он проживать в Орловской области.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 06.04.2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и главой 29 КАС Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч. 1 ст.3 указанного выше Федерального закона, Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления.
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
В силу ст.5 данного Федерального закона, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона N 64-ФЗ).
Из приведенных предписаний Закона следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт признания лица, осужденного к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. При этом не имеет значения, погашены ли меры взыскания, примененные к такому лицу за нарушение установленного порядка отбывания наказания на момент его освобождения и рассмотрения судом заявления об установлении административного надзора или нет.
Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Судом установлено, что приговором Северного районного суда г. Орла от 21.04.2010 Селезнев В.В. был осужден за совершение преступления, которое относится к категории тяжких (ч. 1 ст. 111 УКРФ).
При этом наказание ему назначено по ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения назначенных наказаний по вышеуказанному приговору и по приговору Орловского областного суда от 06.02.2002 за совершение тяжких и особо тяжких преступлений (ч. 1 ст. 111, ч. 1 ст. 105, ч. 3 ст. 30 п. к,н ч. 2 ст. 105 УК РФ).
Постановлением начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области от 22.11.2006 осужденный Селезнев В.В. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в данное время признание злостным нарушителем не отменялось.
Постановлением начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области от 29.11.2006 года осужденный Селезнев В.В. переведен в строгие условия отбывания наказания.
11.06.2014 постановлением Ливенского районного суда Орловской области Селезнев В.В. был переведен для отбытия наказания из исправительной колонии строгого режима в тюрьму сроком на 3 года с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии строгого режима.
Из характеристики осужденного Селезнев В.В., справки о поощрениях и взысканиях, видно, что Селезнев В.В. отбывает наказание в строгих условиях отбывания наказания, поощрений не имеет, имеет 77 взысканий, 21 из которых не сняты и не погашены в установленном законом порядке. При этом оснований для погашения взысканий, послуживших поводом для признания злостным нарушителем, не имеется, поскольку в течение каждого года после отбытия дисциплинарных наказаний, за которые Селезнев В.В. был признан злостным нарушителем, к нему применялись вновь дисциплинарные взыскания за нарушения установленного порядка отбывания наказания, в том числе с помещением осужденного в штрафной изолятор или в помещение камерного типа.
Учитывая, что Селезнев В.В. отбывает наказание в виде лишения свободы за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 111 и по ч. 1, 2 ст. 105 УК РФ, которые относятся к категории тяжких и особо тяжких преступлений, в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, учитывая обстоятельства признания его злостным нарушителем отбывания наказания, характер и количество допущенных нарушений установленного порядка отбывания наказания, его поведение после признания злостным нарушителем порядка отбывания наказания, данные о его личности, суд находит заявление врио начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области обоснованным и подлежащим удовлетворению частично, определив срок административного надзора в виде трех лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, с установлением на указанный срок административных ограничений в виде: обязательных явок три раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22.00 часов до 06.00 часов; запрета выезжать за пределы территории Орловской области, без согласия органов внутренних дел по месту жительства и пребывания; запрета пребывать в барах, кафе, ресторанах, где реализуются спиртные напитки.
Установленные судом административные ограничения, а также срок административного надзора отвечают обстоятельствам и степени опасности совершенного Селезневым В.В. преступления, его поведению во время отбывания наказания, данных о его личности и отношению к содеянному, его характеристике, и способствуют предупреждению совершения Селезневым В.В. преступлений и других правонарушений.
Обязывая Селезнева В.В. обязательной явкой три раза в месяц в отдел внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, суд также исходил из личности поднадзорного лица, количества взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания, целей предупреждения совершения им преступлений и правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия.
Как следует из материалов дела, в том числе из приговора Северного районного суда г. Орла от 21.04.2010, Селезнев В.В., до осуждения был зарегистрирован по адресу: <адрес>, имеет гражданство РФ. После освобождения из исправительного учреждения, Селезнев В.В. намерен проживать в <адрес>, где именно не знает, поскольку в настоящее время регистрации и постоянного места жительства он не имеет, что пояснил он в ходе рассмотрения дела.
Таким образом, учитывая, что Селезнев В.В. не имеет регистрации и постоянного места жительства, что может затруднить исполнение решения об установлении административного надзора, суд полагает, что в отношении него обязательно установление административного ограничения, предусмотренного частью 2 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» запрета выезда за установленные судом пределы территории – <адрес>.
Довод административного ответчика Селезнева В.В. о том, что установление административного надзора создаст ему препятствия в трудоустройстве, не свидетельствуют об отсутствии оснований для установления административного надзора. При этом суд обращает внимание на то, что в соответствии с п. п. г, д ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ лицо, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные п. п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона, в случае заключения трудового договора или договора гражданско-правового характера (на выполнение работ и (или) оказание услуг), не лишено возможности обратиться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории.
Установленные в отношении Селезнева В.В. ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установлены указанным Федеральным законом в целях защиты государственных и общественных интересов. Селезнев В.В. не лишен возможности в случае добросовестного соблюдения административного ограничения и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по истечении половины установленного судом срока административного надзора.
В соответствии с Постановления пленума Верховного суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» - исправительные учреждения, органы внутренних дел и прокурор исходя из положений, закрепленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 333.35, подпунктах 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождены от уплаты государственной пошлины по делам об административном надзоре. Налоговое законодательство также не устанавливает обязанности уплачивать данный сбор при подаче административных исковых заявлений о прекращении или частичной отмене административного надзора, а также при обжаловании судебных актов по делам об административном надзоре лицами, в отношении которых он установлен.
С учетом изложенного при удовлетворении административного искового заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, связанного с административным надзором, государственная пошлина в порядке статьи 111 КАС РФ с поднадзорного лица не подлежит взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 270-273 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление врио начальника Федерального Казенного учреждения Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области к Селезневу В.В. об установлении административного надзора, удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Селезнева В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на три года.
Срок административного надзора, установленного в отношении Селезнева В.В., исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить Селезневу В.В. сроком на три года административные ограничения в виде:
- обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня;
- запрета выезжать за пределы территории Орловской области, без согласия органов внутренних дел по месту жительства и пребывания;
- запрета посещения баров, кафе, ресторанов, где реализуются спиртные напитки.
Разъяснить Селезневу В.В., что несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ.
Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений, влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда в течение 10 дней.
Судья